Ленинградское управление гражданской авиации приступило к обучению на новый тип в 1974 году. Первыми отправились на учебу будущие командиры Ту-154 205-го ЛО В.А. Боровиков, В.М. Янченко, В.К. Комаров, Л.М. Лесовой, А.Н. Мигалкин. В феврале 1975 года была организована эскадрилья Ту-154, вошедшая в состав 205-го летного авиаотряда. Первым ее командиром стал Виктор Константинович Комаров.
18 февраля 1975 года в ленинградский аэропорт прибыл первый Ту-154А СССР-85088. С завода в Куйбышеве в родную гавань его привел экипаж под управлением командира корабля В.П. Богатова.
Двумя днями спустя, 20 февраля с завода получен второй Ту-154А, 85092. А всего в течение 1975 года авиаторы 205-го отряда получили шесть Ту-154А: 85060, 85086, 85088, 85092, 85101, 85109 и один Ту-154Б 85130.
В период до конца февраля выполняются тренировочные полеты новых самолетов и в целях слаженности экипажей в районе аэродрома. И вот, 4 марта 1975 года начинается пассажирская эксплуатация рейсом 8611/2 Ленинград — Симферополь.
15 апреля 1975 года на Ту-154А СССР-85092 открыта вторая пассажирская линия на рейсе 8559/60 из Ленинграда в Минеральные Воды.
29 октября 1975 года состоялась премьера ленинградских Ту-154А на зарубежной трассе в Лондон. Вот как описывала это событие газета «Ленинградская правда» от 20 октября 1975 года: «Реактивный самолет Ту-154, поднявшийся вчера с бетонной полосы аэропорта «Пулково», взял курс на Лондон. Это первый рейс по международной трассе, выполненный экипажем ленинградского авиапредприятия. В этом году Ту-154 получил постоянную прописку в воздушной гавани Ленинграда. Пассажиры, совершившие полеты в Минеральные Воды. Ташкент, Симферополь по достоинству оценили преимущества нового воздушного корабля. В зимнем расписании лайнеру отданы многие международные линии, которые протянулись из Ленинграда».
В апреле того же года в АТБ был создан цех для обслуживания самолетов Ту-154.
1 июня 1975 года начались регулярные пассажирские рейсы на Ту-154А по маршруту Ленинград — Челябинск — Ташкент (рейс 8529/30). А летом 1975 года Ту-154 начал теснить Ил-18 с линии Ленинград — Сочи. Первый рейс 8583/4.
5 апреля 1976 года ленинградский Ту-154А выполнил первый рейс в Софию номер SU629/630.
5 июля 1976 года экипаж самолета Ту-154Б СССР-85130 Пулковского авиапредприятия в составе старшего пилота-инспектора Ленинградского УГА В. П. Богатова с членами комиссии управления на борту, выполнил технический рейс в аэропорт Мурманск. Летно-техническая комиссия под председательством начальника Ленинградского УГА В. Колосова признала аэропорт годным к приему данного типа. Фактически Ту-154 стали летать в Мурманск со 2 января 1979 года после окончания строительства расширений на торцах ВПП, так как полоса шириной 42 метра не позволяла самолетам Ту-154 произвести разворот на ней.
В декабре 1976 года самолет Ту-154 начал выполнять полеты на авиалинии Ленинград — Хельсинки. Ранее на этой авиалинии совершал полеты Ил-18. Первый рейс в Хельсинки выполнил экипаж командира корабля Заслуженного пилота СССР Николая Сергеевича Коношонка.
1 января 1977 на Ту-154 открылось сразу несколько рейсов: рейс 8649/50 Ленинград — Киев, 8481/2 Ленинград — Омск — Красноярск — Хабаровск и 8515/6 Ленинград — Уфа.
На следующий день добавились еще два рейса в промышленные областные центры УССР — Днепропетровск и Донецк. С 25 мая 1977 Ту-154 стал летать по маршруту Ленинград — Анапа.
1 мая открылась самая длинная пассажирская линия в СССР на Ту-154 Ленинград — Омск — Братск — Якутск — Петропавловск-Камчатский.
Как уже говорилось выше, в 1979 году начались регулярные полеты на Ту-154 из аэропорта Мурманск. Первый рейс 8747/8 был выполнен 2 января по маршруту Мурманск — Ленинград — Одесса пулковским самолетом и экипажем. К лету 1979 года из Мурманского аэропорта на Ту-154 вместо Ту-134 стали выполняться рейсы в курортные города СССР: Минеральные Воды, Симферополь и Сочи.
К 1 января 1980 года география полетов ленинградских Ту-154 простерлась от Лондона до Петропавловска-Камчатского с Запада на Восток и от Мурманска до Сухуми с Севера на Юг.
К этому моменту флот 205-го отряда состоял уже из двадцати трёх самолетов Ту-154. Два из них — Ту-154Б-2 85298 и 85300 имели салоны на 180 пассажирских кресел без буфета-кухни. Эти самолеты ставили на линии небольшой протяженности со значительным пассажиропотоком: в Минеральные Воды, Москву, Одессу, Сочи, Симферополь.
20 мая 1980 года открылась новая международная авиалиния, обслуживаемая Ту-154 Ленинград — Варна. Менее трех часов потребовалось воздушному лайнеру, чтобы доставить пассажиров на курорты Болгарии. Варна стала третьим болгарским городом, куда стали летать самолеты пулковского авиапредприятия.
Максимальное количество Ту-154 в отряде было в 1985 году — 33 Ту-154. В дальнейшем флот немного уменьшился за счет замены Ту-154 на некоторых рейсах широкофюзеляжными Ил-86. Всего же за шестнадцать лет через 205 отряд прошло 42 Ту-154 модификаций «А», «Б», «Б-1» и «Б-2».
Справочные данные:
Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Пулково с 1975 по 1991 гг:
85060, 85086, 85088, 85092, 85096, 85097, 85101, 85107, 85109, 85130, 85139, 85153, 85188, 85214, 85229, 85236, 85238, 85242, 85260, 85274, 85293, 85298, 85300, 85331, 85334, 85343, 85346, 85372, 85377, 85381, 85390, 85423, 85441, 85455, 85491, 85497, 85530, 85542, 85552, 85553, 85579, 85590.
Хронология открытия рейсов из Ленинграда:
Направление/годы работы
Амстердам через Стокгольм 1982 -
Анапа 1977 -
Астрахань 1982 -
Афины через Берлин 1982 -
Берлин 1977 -
Будапешт через Варшаву 1976 -
Будапешт 1982 -
Бургас 1988 -
Бухара через Уфу 1984 -
Варна 1980
Винница 1985 -
Владивосток через Уфу, Томск, Читу 1977 -
Владивосток через Петропавловск, Барнаул, Читу 1977 -
Владивосток через Тюмень, Кемерово, Читу 1977 -
Волгоград 1989 -
Ворошиловград 1988 -
Гамбург 1980 -
Гданьск 1991 -
Джамбул через Уфу 1986 -
Днепропетровск 1977 - 1978, 1980 -
Донецк 1977 - 1978, 1980 -
Дрезден 1984 -
Запорожье 1984 -
Ижевск 1982 -
Караганда через Актюбинск 1981 -
Киев 1977 -
Копенгаген 1984 -
Краснодар 1984 -
Кривой Рог 1985 -
Лейпциг 1988 -
Лондон через Копенгаген 1975 - 1983
Львов 1985 -
Люксембург 1991 -
Минеральные Воды 1975 -
Москва (Шереметьево) 1979 -
Мюнхен 1990 -
Нефтеюганск через Тюмень 1991 -
Нижневартовск через Тюмень 1984 -
Николаев 1989 -
Новый Уренгой через Тюмень 1984 -
Норильск 1978 -
Одесса 1978 -
Оренбург 1983 -
Павлодар через Актюбинск 1990 -
Париж 1975 -
Петропавловск-Камчатский через Омск, Братск, Якутск 1978 -
Прага 1976 -
Самарканд через Уфу 1982 -
София 1976 -
Сочи 1975 -
Симферополь 1975 -
Сургут 1984 -
Сухуми 1976 - 1980, 1985 -
Тампере 1982 -
Ташкент через Челябинск 1975 - 1977
Ташкент 1977
Уфа 1977 -
Фергана через Свердловск 1982 -
Франкфурт на Майне 1983 -
Хабаровск через Омск, Красноярск 1977 -
Хельсинки 1976 -
Херсон 1991 -
Цюрих через Вену 1980 -
Челябинск 1977 -
Чимкент через Актюбинск 1986 -
Хронология открытия рейсов из Мурманска:
Направление/годы работы
Днепропетровск 1986 -
Донецк 1986 -
Запорожье 1986 -
Киев через Ленинград 1980 -
Краснодар через Ленинград 1984 - 1985
Краснодар 1986 -
Кривой Рог через Ленинград 1986 -
Минеральные Воды через Ленинград 1979 - 1985
Минеральные Воды 1986 -
Москва (Шереметьево) 1979 -
Одесса через Ленинград 1979 - 1985
Одесса 1986 -
Симферополь через Ленинград 1979 - 1985
Симферополь 1986 -
Сочи через Ленинград 1979 - 1985
Сочи 1986 -
Хронология открытия рейсов из Ташкента:
Направление/годы работы
Челябинск 1978 — 1981.
Если эта тема вам понравилась и вы захотели увидеть продолжение — пишите в комментариях, историю какого авиаотряда вы бы хотели узнать в следующий раз.