Последний пассажирский рейс между СССР и фашистской Германией был выполнен 21 июня 1941 года. После Великой Отечественной войны Германия была разделена на две части – Восточную, ГДР и Западную, ФРГ. Транспортные связи с ГДР, находившейся под протекторатом СССР, были восстановлены довольно быстро. Возобновление же воздушных сообщений с Западной Германией растянулось почти на четверть века. Работа по открытию рейсов между ФРГ и СССР началась еще в середине пятидесятых годов после визита в Москву Федерального канцлера Конрада Аденауэра 8-14 сентября 1955 года.
В январе 1958 года было подписано соглашение о взаимном признании перевозочной документации, благодаря чему между двумя странами появилось чартерное сообщение. Заказными рейсами перевозились туристы из двух стран, делегации разных уровней, артисты, спортивные команды и их болельщики. О масштабах чартерного сообщения говорят цифры: только в течение 1970 года между СССР и ФРГ заказными авиарейсами было перевезено около 15 тысяч человек.
11 ноября 1971 года в Бонне представители правительств ФРГ и СССР подписали соглашение, которое положило начало регулярному сообщению между двумя государствами.
7 января 1972 г. в Москве в присутствии председателя Исполнительного комитета Моссовета В.Ф. Промыслова, делегация авиакомпании Lufthansa, и представители ЦУМВС и МГА СССР договорились об открытии прямой авиалинии, связывающей Франкфурт на Майне с Москвой. Согласно договоренности, Люфтганза и Аэрофлот на этом направлении могли выполнять по два рейса в неделю каждый.
И, наконец, в пятницу, 4 февраля 1972 года флагман советского Аэрофлота Ил-62 выполнил первый регулярный пассажирский рейс SU255/256 по маршруту Москва (Шереметьево) – Франкфурт на Майне. С тех пор на долгие годы рейсы Аэрофлота из Москвы в города ФРГ нумеровались в диапазоне SU251…260.
С первым рейсом Аэрофлота связана авиационная байка, в которой говорилось, что в день выполнения первого рейса экипаж Аэрофлота, попав в плотный трафик аэропорта Франкфурт, замешкался и несвоевременно реагировал на указания диспетчера. Раздраженный диспетчер, дескать, попенял экипажу на нерасторопность и спросил:
- Вы что никогда раньше не были во Франкфуртской воздушной зоне?
- Были, - ответил командир корабля, - в 1945 году. Только мы тогда не садились.
В 1972 году Аэрофлот выполнял два рейса во Франкфурт: прямой SU255/256 по пятницам, и с посадкой в берлинском аэропорту Шенефельд (ГДР) SU257/258 по вторникам.
Здесь стоит отметить тот факт, что воздушного сообщения между ФРГ и ГДР национальными авиакомпаниями в 1972 году не было. Поэтому смысл промежуточной посадки рейса 257/258 в Шенефельде – доставка пассажиров из Восточной Германии в Западную и обратно.
На следующий день, 5 февраля 1972 года в 13:00 CET первый Боинг 727-30 D-ABIB западногерманской авиакомпании «Lufthansa» оторвался от взлетно-посадочной полосы аэропорта Франкфурта на Майне и взял курс на московский аэропорт Шереметьево. На борту было 8 пассажиров первого класса и 95 пассажиров эконом-класса. С учетом разницы во времени и полетного времени 3 часа 15 минут, в Москву Боинг прибыл уже затемно.
В 1972 году рейс LH340/341 Франкфурт – Москва выполнялся на самолете Boeing727-30 по понедельникам и субботам.
Помимо рейсов в СССР руководство Люфтганзы интересовал транзит в Японию над территорией СССР. Тем более, что крупнейшие авиакмпании Европы – Air France, BOAC, KLM, SAS и японская JAL уже прочно освоили Транссибирский маршрут. После последовавших переговоров, авиакомпании Люфтганза и Аэрофлот договорились начать воздушное сообщение Франкфурт – Токио с промежуточной посадкой в московском аэропорту Шереметьево с 1 июня 1973 года. С немецкой стороны в этот день первый рейс LH658 по маршруту Франкфурт – Москва – Токио был выполнен на самолете Boeing 707-330B D-ABUM «Bremen». По расписанию в 1973 году рейс выполнялся один раз в неделю, в Токио по воскресеньям, во Франкфурт – по понедельникам.
С советской стороны рейс SU577/578 Франкфурт – Токио 1 июня 1973 года выполнил Ил-62. В дальнейшем рейсы 577/578 выполнялись по схеме: 259=>577=>578=>260 один раз, туда по вторникам, обратно по средам.
В 1973 году на рейсы 255 и 257 Москва – Франкфурт вышел новейший в то время пассажирский самолет Ту-154. При этом, как и прежде, рейс 255/256 был беспосадочным, а 257/258 - с промежуточной посадкой в берлинском аэропорту Шенефельд.
Пассажиропоток на франкфуртском направлении быстро рос, и уже в 1973 году стороны договорились увеличить частоту с каждой стороны до четырех раз в неделю. При этом Аэрофлот выбрал все четыре частоты, «Люфты» же стали летать три раза в неделю, по вторникам, четвергам и пятницам. При этом немецкая сторона на московском рейсе заменила Боинг 727-30 на более вместительный Боинг 727-230.
В 1975 году Аэрофлотом открыто новое направление - Ленинград – Гамбург. Рейс SU651/652 на Ту-134 один раз в неделю выполняло ЦУМВС с подгонкой в Пулково самолета рейсом 2441.
К 1977 году частота выполнения рейсов на московско-франкфуртском направлении выросло до шести в неделю с каждой стороны. Плюс по одному проходящему рейсу из Токио, получалось ежедневное сообщение. Такого количества рейсов в те годы из Москвы не было практически ни в одну капиталистическую страну! Сравнимый пассажиропоток был в Париж и, процентов на 20 меньше – в Вену. Но парижское направление было «раскатано» на полтора десятилетия раньше франкфуртского.
В 1977 году было открыто новое направление. Рейс SU257/258 Москва – Мюнхен. Выполнялся на Ту-154 один раз в неделю по воскресеньям.
К 1980 году частота рейсов LH341/342 и SU255/256 стала ежедневной. С немецкой стороны по-прежнему использовался Боинг 727-230, а с советской – Ту-154 и Ил-62М.
29 марта 1980 года, авиакомпания Lufthansa начала выполнение регулярных полетов из Франкфурта в Ленинград один раз в неделю по субботам на самолете Боинг 737-230. Рейс LH344/345. Рейс Аэрофлота SU655/656 LED-FRA открыт позже, в 1985 году на Ту-154.
В 1982 году Аэрофлот открыл рейс Киев – Дюссельдорф. Рейс SU673/674 выполнялся киевлянами на Ту-154 один раз в неделю по воскресеньям.
Люфтганза в этом же году открыла рейс LH340/343 Дюссельдорф – Ленинград – Москва (Шереметьево) на самолете Боинг 737-230 один раз в неделю по субботам.
В 1983 году Аэрофлот и Люфтганза договорились об использовании на направлении Москва – Франкфурт широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Пока по одному разу в неделю. Со 2 апреля 1983 года на рейс 255 Аэрофлот поставил Ил-86 по субботам. Люфтганза с 3 июля 1983 года стала ставить на московский рейс А310-203 и А300В4. Что интересно, в буклетных расписаниях Люфтганзы за период 1983 – 1987 гг. «Аэробусы» не указывались: в строке «Moskau» неизменно стоял только Боинг 727. Тем не менее, широкофюзеляжные самолеты на Москву «Люфты» ставили еженедельно, чаще всего тоже по субботам.
В том же 1983 году временно прекращены полеты авиакомпании Люфтганза по транссибирскому маршруту Франкфурт – Москва – Токио. Официально прекращение связано с выводом самолетов Боинг 707 из флота «Люфтганзы» и несогласование советской стороной замены на Боинг 747.
В 1986 году на Ту-134 открыт рейс SU673/674 Ленинград – Дюссельдорф один раз в неделю по воскресеньям.
В 1987 году Люфтганза провела перенумерацию своих зарубежных авиарейсов. Рейс 341/342 Москва – Франкфурт стал 1372/1373, рейс 344/345 Франкфурт – Ленинград стал 1380/1381. Вместо рейса 340/343 Дюссельдорф – Ленинград – Москва стало два рейса: 1378/1379 Дюссельдорф – Москва и 1382/1383 Дюссельдорф – Ленинград. Появился новый рейс 1376/1377 Мюнхен – Ленинград – Москва. Он выполнялся на самолетах Боинг 737-230 и на новых, более вместительных Боинг 737-330.
В 1988 году в расписании Люфтганзы на рейсе 1372/1373 официально появляется самолет А310. Рейсы по понедельникам, пятницам, субботам и воскресеньям выполняются на 310-м, по остальным дням – на Боинг 727. Встречные рейсы Аэрофлота 255/256 по субботам и воскресеньям выполнялись на Ил-86, по остальным дням – на Ил-62 и Ту-154.
В 1988 году в расписании Аэрофлота появилась новая строчка: Москва – Гамбург на Ту-134. Новому рейсу дали номер SU209/210 так как числовой диапазон 251-260 был уже весь задействован.
В 1989 году «Люфты» возвращаются на транссибирский маршрут. Рейс LH711/712 Франкфурт – Москва – Токио выполняется на самолете Boeing747-230B два раза в неделю: по понедельникам и средам в Токио, по вторникам и четвергам обратно. В начале 90-х годов в связи с большим спросом на рейс 711/712 стали ставить более современный и вместительный Boeing 747-430.
Перестройка, открытые границы и культурный обмен между народами породил большой спрос на пассажирские авиаперевозки между СССР и Западной Европой. Кроме того, в эти годы началась эмиграция советских немцев в Германию. В 1989 – 1990 гг. Аэрофлотом были открыты следующие рейсы: SU709/710 Киев – Франкфурт на Ту-154, SU863/864 Кишинев – Франкфурт, SU771/772 Таллинн - Франкфурт и SU783/784 Вильнюс – Франкфурт на Ту-134, SU757/758 Рига – Франкфурт на Ту-154. Рейс 655/656 переведен на обслуживание широкофюзеляжным самолетом Ил-86.
В 1990 году авиакомпанией «Люфтганза» на направлении Москва – Франкфурт введен второй ежедневный рейс. Первый, 1390/1391 по субботам выполнялся на А310-304, по остальным дням недели на А300-603. Второй рейс, 1370/1371 по вторникам выполнялся на новом аэробусе А320-200, по остальным дням – на Боинге 737-330.
После объединения двух Германий – ФРГ и ГДР, восточногерманская авиакомпания Interflug была ликвидирована, а ее маршрутная сеть перешла авиакомпании Lufthansa.
Первый рейс по сети Интерфлюга в СССР был совершен 1 августа 1991 по маршруту Москва – Берлин (Тегель) на самолете Boeing 737-330 D-ABXT.
Чуть позже, в августе 1991 года самолеты Люфтганзы вышли на рейсы между Москвой, Ленинградом, Киевом и Дрезденом, Лейпцигом.
Спасибо за внимание.
Предыдущая статья:
История воздушного сообщения СССР - Великобритания