В 1981 году коллектив Пулковского авиапредприятия приступил к эксплуатации нового пассажирского самолета Як-42. Бортовые номера машин, поступивших в 344-й летный отряд в июне 1981 года были СССР-42527 и СССР-42529. Пионерами освоения Як-42 были пилоты В.Н. Пивкин, В.М. Ермолаев, В.Н. Мусинский, А.С. Стигарев, П. Ненюков, В. Вышенков.
Два этих самолета пришли в Ленинград с завода в компоновке «МЛ», что означало для работы на международных линиях. От обычных серийных самолетов, они отличались пассажирским салоном экономического класса повышенной комфортности.
Первый пассажирский рейс был выполнен экипажем в составе: командир корабля, Заслуженный пилот СССР В. Пивкин, второй пилот В. Вышенков, штурман В. Шишпанов, бортмеханик-инструктор М. Мошкин по авиалинии Ленинград — Киев. Рейс был выполнен 1 июля 1981 года.
5 июля состоялся первый международный авиарейс SU631/SU632 Ленинград — Хельсинки. Полетное время в столицу Финляндии составляло всего 50 минут. В дальнейшем Як-42 выполняли на этом направлении рейс один раз в неделю по субботам.
К 1 июня 1982 года расписание самолетов Як-42 из Ленинграда состояло из трех рейсов, два ежедневных Ленинград — Киев, один по субботам Ленинград — Хельсинки. С июля планировалось введение нового рейса Ленинград — Полтава — Нальчик, и на этот рейс уже можно было купить авиабилет. Но этим планам не суждено было осуществиться по причине того, что в понедельник, 28 июня 1982 года произошла катастрофа самолета 42529 ЛОАО, выполнявшего рейс 8641 из Ленинграда в Киев. Погибли 132 человека: 124 пассажира и 8 членов экипажа. В результате катастрофы весь флот Як-42 был остановлен до выяснения причин.
К сожалению, выяснение причин, как и остановка флота Як-42 затянулась на два года. Разрешение на пассажирские перевозки Як-42 получил только 10 октября 1984 года. За это время единственный оставшийся ленинградский Як-42 был передан во Львов.
Однако в 1986 году Министерство гражданской авиации СССР поставило в свои планы возвращение эксплуатации Як-42 в ЛОАО. Рейсы на этом самолете планировали начать на направлении Ленинград – Москва. Было даже напечатано расписание самолетов. Но позже планы изменили, Ленинградские авиаторы сосредоточились на эксплуатации уже известной им техники — Ту-134 и Ту-154, а также нового широкофюзеляжного самолета Ил-86. А Як-42, которые планировались для Ленинграда ушли в другие авиапредприятия СССР.