Найти в Дзене
История транспорта

Ан-2В в Красноярском управлении гражданской авиации

Как-то этот достойный самолет ранее был обойден вниманием исследователей. Постараюсь восполнить данный пробел.

В современном мире гидроавиация – скорее музейная редкость. Сейчас уже мало кто помнит, что пятьдесят и более лет назад гидросамолеты составляли значительную часть ПАНХ-а, использовались также и в военных целях.

Во времена, когда не было вертолетов, или когда они были ещё редкостью, поверхности рек и озер были идеальной, готовой «аэродромной площадкой» в труднодоступных условиях тайги, гористой местности и болот, а гидросамолеты работали в десятках территориальных управлений ГВФ СССР от Карелии до Камчатки. Не удивительно, что ОКБ Антонова практически сразу взялась за разработку гидросамолета на поплавковом шасси на базе Ан-2. Его назвали Ан-2В (водный). Другое, менее распространенное название этого самолета – Ан-4. Первый полет Ан-2В состоялся 31 июля 1951 года. Успешно пройдя заводские и государственные испытания, самолет был рекомендован для серийного производства.

Самый первый Ан-2В СССР-Н572 появился в Управлении Полярной Авиации СССР в 1951 году и поступил для работы в Хатангский авиаотряд. 15 марта 1960 года уже под новым регистрационным знаком СССР-04268 в 251-й отряд Красноярского ТУ ГВФ. Поэтому можно сказать, что самый первый поплавковый Ан-2 территориально появился в Красноярском крае, пусть и не в КТУГВФ, а в УПА, но все же.

Первым Ан-2В в Красноярском ТУ ГВФ стал СССР-Л5677, поступивший в Туринскую авиаэскадрилью в августе 1955 года. В сентябре 1955 года поступил второй Ан-2В, СССР-Л5678.

Второй Ан-2В в Красноярском Управлении ГВФ, СССР-Л5678(05678), начало шестидесятых годов. Источник указан на фото.
Второй Ан-2В в Красноярском Управлении ГВФ, СССР-Л5678(05678), начало шестидесятых годов. Источник указан на фото.

С 1955 по 1972 годы в Туру поступило 20 гидросамолетов Ан-2В. По расписанию они работали по следующим маршрутам: Тура – Эконда, Тура – Учами, Тура – Тутончаны , Тура – Ногинск, Тура – Чиринда, Тура – Ессей, Тура – Бабкин.

Вторым эксплуатантом Ан-2В в КТУ ГВФ стал 129-й Туруханский авиаотряд. В сентябре 1955 года с завода туда поступил СССР-Л5679. А к концу шестидесятых годов число гидросамолетов в отряде достигло десяти. Они совершали рейсы из Туруханска в Подкаменную Тунгуску, Кузьмовку и другие населенные пункты.

Панорама туруханского гидропорта, шестидесятые годы. Взято в социальной сети «Одноклассники». Автор указан на фото.
Панорама туруханского гидропорта, шестидесятые годы. Взято в социальной сети «Одноклассники». Автор указан на фото.
Ан-2В СССР-91705, Туруханский район. Источник фото – aviaforum.ru.
Ан-2В СССР-91705, Туруханский район. Источник фото – aviaforum.ru.
Ан-2В СССР-91705 уже в новой северной окраске Аэрофлота. Туруханск, ок. 1981 г. Источник фото – aviaforum.ru.
Ан-2В СССР-91705 уже в новой северной окраске Аэрофлота. Туруханск, ок. 1981 г. Источник фото – aviaforum.ru.

Крупнейшим «пристанищем» поплавковых Ан-2 был норильский аэропорт Валек. Первый гидросамолет СССР-98302 поступил туда 2 августа 1958 года. Около сорока Ан-2В поступили в Норильск как с завода, так и из других авиапредприятий СССР. По расписанию гидросамолеты летали из Норильска в Игарку, Дудинку, озеро Хантайское.

Панорама причала аэропорта Валек. Фото из сосцсети «Одноклассники».
Панорама причала аэропорта Валек. Фото из сосцсети «Одноклассники».

В 1960 году часть Ан-2В было передано из Норильска в Дудинскую авиаэскадрилью. Точное число этих самолетов в Дудинке пока неизвестно. По расписанию эти самолеты летали из Дудинки в Хатангу, Волочанку, Усть-Авам.

В 251 ло Игарского ОАО первый Ан-2В поступил в 1963 году. Всего в Игарке работало 10 гидросамолетов.

Панорама Игаркского гидропорта. Автор и источник указаны на фото.
Панорама Игаркского гидропорта. Автор и источник указаны на фото.
Ан-2В СССР-50585 в Игарке.
Ан-2В СССР-50585 в Игарке.

В октябре 1970 года из расформированного Управления полярной авиации в Красноярское управление гражданской авиации было передано Хатангское авиапредприятие. В числе прочих воздушных судов были переданы и 12 самолетов Ан-2В.

Ан-2В СССР-50580 Хатангского ОАО.  начало 80-х годов. Автор Фото – С.Непомнящих.
Ан-2В СССР-50580 Хатангского ОАО. начало 80-х годов. Автор Фото – С.Непомнящих.

Полеты по расписанию Ан-2В составляли меньшую часть их работы. Помимо работы по расписанию с пассажирами, грузами и почтой, гидросамолеты обслуживали экспедиции, рыбозаводы, воинские части и тюремные заведения. В целом ряде случаев конечные точки маршрутов были засекречены и в расписаниях их не печатали, оставляя в графе пункт назначения пропуск. Со стороны выглядело, как будто бы самолет летел в никуда. Вот, в качестве примера, фрагмент ведомственного расписания КУГА из аэропорта Валек за лето 1965 года.

Расписание движения самолетов Ан-2В из норильского аэропорта Валек, лето 1965 года.
Расписание движения самолетов Ан-2В из норильского аэропорта Валек, лето 1965 года.

Расписание за 1965 и другие годы аккуратно скопировал и передал Виктор Лебедев (Красноярск), за что я не устану говорить ему огромное спасибо! Может быть, он даже читает сейчас эту статью.

К началу семидесятых годов в КУГА появилось много вертолетов, в больших количествах стали поступать новые тогда вертолеты Ми-8. И Ан-2В стал потихоньку сдавать позиции. К 1972 году рейсы на Ан-2В исчезли из расписания движения Красноярского управления. Но работа гидросамолетов продолжалась по заказу с экспедициями, рыбозаводами и другими учреждениями. Остатки флота Ан-2В КУГА переделали в обычные Ан-2Р к 1983 году.

Спасибо за внимание.