Общий подсчет потерь боевой авиации Красной Армии и Люфтваффе на Восточном фронте с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Подсчет производится как потерянных самолетов, так и пилотов. Цифры, конечно, приблизительные, но общую картину потерь дают без всяких домыслов и ненужной фантастики.
Вторая Мировая война была войной машин в самом полном смысле этого слова. Поэтому «войнами машин» были и все составляющие эту войну театры военных действий – и Польская кампания 1939-го, и Зимняя война 1939-41-го, и война на Тихом океане 1941-45 годов.
И уж наиболее массовой по применению техники была Великая Отечественная война. Чтобы это понять, нужно просто посмотреть на масштабы выпуска военной техники в Германии и СССР. Эти масштабы превосходили все, что произвели для собственных нужд все остальные воюющие страны вместе взятые, особенно учитывая, что в боях применялась и масса техники, пришедшей в СССР по ленд-лизу, а со стороны Германии – техника, захваченная в арсеналах побежденных стран.
Но вообще-то подсчет потерь материально-технической базы во время Великой Отечественной войны – это занятие совершенно неблагодарное, потому что разные источники (даже очень, казалось бы, авторитетные) дают подчас разные цифры. Поэтому лучше всего брать цифры самые высокие, а уж оперируя с ними, попытаться разложить их на составляющие, которые помогут понять всю картину потерь более-менее точно.
Итак, сравниваем потери авиации СССР и Германии во время ВОВ (июнь 1941 – май 1945 гг.).
Потери авиации Красной армии и флота.
Потери советской авиации в указанный период следует разложить на 4 основные части:
1). Потери в первые дни войны на аэродромах;
2). Потери в воздушных боях и от зенитного огня;
3). Не боевые потери;
4). Потери не боевой авиации (транспортные самолеты, действовавшие на фронте).
В данном исследовании сконцентрируемся только на первых трех пунктах, потому что потери не боевой авиации – тем настолько интересная, что ей следует посвятить отдельное исследование.
Если заглянуть в Википедию (по базовым цифрам), то можно увидеть, что всего по 4 пунктам за годы ВОВ Советский Союз потерял 88300 боевых самолетов и 18100 не боевых (транспортных и прочих подобных). Эти цифры, конечно, можно подвергнуть сомнению, но не сильному, потому что вряд ли это заниженные цифры, а если они реально и завышены, то ненамного.
Также известно, что все потери на войне следует делить на боевые и не боевые, последние – это катастрофы на аэродромах или отказы двигателей в полете. Процент таких потерь в Красной Армии, особенно в первые годы войны, составлял до 50%. Таким образом считаем, что СССР потерял в боях (воздушные сражения, поражение средствами ПВО и уничтоженные на аэродромах) около 45 тысяч боевых самолетов и около 9 тысяч не боевых (хотя у не боевых самолетов, не участвовавших в сражениях непосредственно, боевые потери должны быть существенно меньше).
Цифра 45 тысяч боевых самолетов, уничтоженных в боевых столкновениях разного рода, совпадает с множеством других более-менее авторитетных источников, вырастая до 47844 машин, что вписывается в статистическую погрешность. При этом практически везде указывается и цифра погибших боевых пилотов (в боях, а не в катастрофах) – около 35 тысяч.
Эти цифры можно считать окончательными, так как ни в одном источнике, заслуживающем хоть какого-то доверия, нет цифр выше, чем представленные. Возможно, в действительности они были ниже, но, скорее всего, ненамного.
Потери авиации Германии (без союзников).
Тут считать потери несколько труднее, потому что с июня 1941 по май 1945 авиация Третьего Рейха действовала минимум на трех фронтах (СССР, Африка и Италия, затем Франция и прочая Западная Европа, включая оборону самой Германии). Но мы попытаемся разобраться.
Согласно Википедии, Германия только на Восточном фронте потеряла 56800 боевых самолетов. Из других источников можно узнать, что не боевых потерь у немцев было меньше – всего процентов 20, соответственно можно вывести приблизительную цифру – 45440 уничтоженных в боевых столкновениях самолетов.
По поводу погибших в боях пилотов – у нас имеется только общая цифра, равная 57 тысяч, но это для всех фронтов, и Восточного, и Западного, и Южного. Но так как считается, что на Восточный фронт приходится до 75% потерь живой силы, то можно вывести более-менее правдоподобную (хотя и приблизительную) цифру – 42700 немецких пилотов, погибших в СССР за почти 4 года войны.
Тут можно удивиться: почему при почти равном количестве потерянных самолетов немецких пилотов погибло на 7 тысяч больше?
Это можно объяснить более высокими потерями в бомбардировочной авиации немцев. Тогда как основной наш бомбардировщик Пе-2 имел экипаж 3 человека, основные германские бомберы имели экипажи по 4 (Ю-88) и даже 7 (Хе-111) человек. Двухместные Ю-87 немцы активно применяли только в первый период войны, когда сопротивление советской авиации было незначительным. Но впоследствии эти устаревшие самолеты были уязвимы от нападения новейших советских истребителей – Ла-5 и пушечного Як-9, а затем Ла-7 и Як-3, тогда как наши 3-местные Пе-2 оставались вполне современными до самого конца войны.
К тому же следует учитывать и такой факт: в первые дни войны немецкая авиация на земле уничтожила (тоже боевые потери) более 3 тысяч советских самолетов, в том числе и многоместных бомбардировщиков. Естественно, при этих штурмовках наши пилоты в основном не гибли, а впоследствии пересели на новые самолеты.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Трофейные «мессершмитты» с искусно замаскированным дефектом двигателя. Кто это сделал?