В конце марта 1942 года японское командование двинуло на британский Цейлон мощную армаду в составе 6 авианосцев, 4 линкоров, 7 крейсеров и 15 эсминцев с целью уничтожить воздушными атаками такой же мощный британский Восточный флот. И хотя всего флота на Цейлоне японцы не обнаружили, тем не менее, они легко потопили один английский авианосец, два тяжелых крейсера и много других кораблей ценой потери всего 20 самолетов из сотен, принимавших участие в налетах на вражеские базы и корабли. Но это была последняя крупная победа японцев в этой войне. Дальше пошли одни только поражения.
Чем больше читаешь всякие сведения о Второй Мировой войне, тем больше удивляешься. Все стороны этого глобального конфликта часто допускали такие ляпы (иначе и на сказать), что просто недоумеваешь – как одни выиграли, а другие продержались так долго?
И очень много вопросов возникает по поводу поведения англичан на восточном театре боевых действий в первый год войны. Имеется в виду Тихий и Индийский океаны.
В тот период и в том регионе англичане вовсе не испытывали недостатка ни в технике, ни в живой силе. Однако в отличие от Европы, которая в основном была континентальным фронтом, на Востоке Британская империя могла полагаться в основном не на туземные войска, а на профессионалов-европейцев – моряков и военных летчиков. Именно от этой категории бойцов зависели в основном успехи или не успехи в боях.
Но поди ж ты, англичане, которые так ловко захватили в свое время пол мира и державшие в страхе все свои колонии, при нападении японцев вдруг начали вести себя как-то странно, последовательно проигрывая им большинство морских и воздушных баталий, хотя могли бы их как минимум не проигрывать.
Однако командуют армиями и флотами не солдаты и матросы, а адмиралы и генералы. Сами англичане драться были мастаки, но их адмиралы и генералы неизменно ставили их в такое положение, когда победить было не только трудно, но и просто невозможно. В пример можно поставить поражение английского флота на Цейлоне, когда в начале апреля 1942 года несколько японских авианосцев приблизились к острову и в нескольких атаках утопили все боевые корабли британцев, которые им подвернулись под руку.
Интересный момент тут заключается в том, что британцы к этому времени уже прекрасно знали тактику и возможности японцев. За 4 месяца до этого японские авианосцы разгромили американский флот в Перл-Харборе, через несколько дней они утопили в Южно-Китайском море два мощных британских корабля – «Принц Уэльский» и «Рипалс». 10 февраля 1942-го японские авианосцы подкрались к Австралии и разнесли в пух и прах очень важную перевалочную базу союзников а порте Дарвин.
Таким же образом японские самолеты расправились с множеством союзных боевых кораблей в Голландской Индии и окрестностях. И весь этот отрицательный боевой опыт должен был бы научить британцев очень многому.
Но он ничему их так и не научил. Потому что когда японцы совершили свой первый налет на Коломбо (Цейлон), для британцев это было полной неожиданностью, несмотря даже на то, что незадолго до этого разведывательные самолеты обнаружили японский авианосный флот вблизи Цейлона.
То есть, командующий Восточным флотом Адмирал Сомервилл знал, что японцы собираются напасть на военно-морские базы англичан в Коломбо и Тринкомали, но почему-то не придал этому никакого значения. Он ограничился только тем, что основную часть флота отправил подальше от Цейлона, на базу, оборудованную на атолле Адду (южная часть Мальдивских островов), и посчитал все приготовления к отражению атаки законченными.
Ясно, что японцы, предприняв налет с авианосцев, основные силы флота не обнаружили, тем не менее, они разгромили всю базу, уничтожив практически все британские истребители «Харрикейн», которые даже не успели взлететь. Самым поразительным было то, что получив накануне разведывательные сообщения не только от своих самолетов, но и от американцев, взломавших японские шифры, адмирал приказал отключить радары, отправив их на профилактику.
Очень странное действие. Если бы такое произошло в Красной Армии, под расстрел пошел бы не только адмирал, но и все те его многочисленные помощники, которые могли его образумить, но почему-то этого не сделали. Как результат – в этот день японские самолеты утопили в море два тяжелых крейсера «Дорсетшир» и «Корнуолл», вспомогательный крейсер «Гектор» и эсминец «Тенедос». Кто скажет, что это небольшие потери – с тем можно поспорить, потому что кроме кораблей в этот день в результате нескольких налетов японцев погибло более 1000 человек, в том числе и около 600 английских моряков.
А это разве не ужжасные потери?
После этого в течение нескольких дней японские самолеты, корабли и подводные лодки вовсю нарушали торговое судоходство, пот0пив около 30 транспортных кораблей общим тоннажем более 100 тысяч тонн.
Казалось бы, командующему Восточным флотом адмиралу Сомервиллу пора было бы дать встречный бой японскому авианосному флоту, ведь в его ведении были целых три авианосца и разведывательные самолеты, оснащенные радарами, что позволило бы обнаружить японские корабли на большом расстоянии.
Кроме авианосцев у Сомервилла было еще 5 линкоров, 5 крейсеров и 15 эсминцев. У японцев авианосцев было на два больше, и почти столько же, сколько у британцев, линкоров (4 против 5), но этот перевес противника ничего не значил, если дело касалось защиты Цейлона от захвата его японцами – надо было драться, а не прятать флот подальше от врага.
По крайней мере сам Сомервилл был послан Черчиллем в Индийский океан, чтобы сражаться с японцами, а не бездарно терять корабли и самолеты. И флот тоже наскребли по сусекам в метрополии не самый худший, между прочим.
Самым старым авианосцем из этой группы был «Гермес», которому в это время стукнуло 20 лет. Но японскому флагману «Акаги», кстати, было лет не меньше, так что старый был «Гермес», или не старый – это значения не имело. Он не должен был удирать, а должен был принять бой. В результате корабль погиб, пораженный 40 (сорок!) бомбами – японцы заходили на него как на учебную мишень. Славный конец для боевого корабля грозного некогда британского флота.
Но вот авианосцы «Формидейбл» и «Индомитейбл» были новейшими боевыми кораблями, причем последний авианосец вступил в строй за несколько месяцев до описываемых событий, а первый – за год до этого. Мало того – эти корабли создавались специально для операций в условиях мощного противодействия базовой авиации врага, поэтому они имели очень мощную зенитную артиллерию и хорошо бронированные палубы.
В принципе, адмирал Сомервилл собрался все же в какой-то момент выдвигаться навстречу флоту, он даже выпустил навстречу ему два разведывательных самолета «Альбакор» с радарами. Но оба самолета, обнаружив японские авианосцы недалеко от Цейлона, почему-то не смогли передать сведения о них до того, как были сбиты японскими истребителями. Сомервилл, так и не дождавшись результатов, повернул свой флот назад, решив, что японцы ретировались.
Но японцы не ретировались, а 9 апреля снова приблизились у Цейлону и разбомбили базу в Тринкомали, одновременно утопив авианосец «Гермес» и сопровождавший его эсминец «Вампир». Также в этот день с воздуха был потоплен и корвет «Холлихок», в результате чего британский флот безвозвратно лишился около 350 военных моряков.
Эти потери были ужасающими, но адмирал Сомервилл и пальцем не пошевелил, чтобы организовать хоть какое-то сопротивление. Он начал опасаться, что японцы очень быстро доберутся до его базы на атолле Адду, и начал готовить весь свой флот к переходу на французский Мадагаскор. Тем самым он согласился отдать японцам Цейлон и открыл им путь в Индию.
Другое дело, что японцы завоевывать Индию пока не собирались. Совершив рейд на Цейлон, они хотели внезапным ударом уничтожить весь британский Восточный флот, чтобы он не мешал им завоевывать Бирму и Бенгалию. Но на Цейлоне вражеского флота они не обнаружили, и потому, разгромив две базы и утопив несколько достаточно мощных кораблей, решили ретироваться из Индийского океана, заподозрив какую-то коварную ловушку.
Однако адмирал Сомервилл не был способен, как оказалось, на устройство вообще никаких ловушек. Он сам так сильно боялся ловушек, что вывел свой флот в море и отправил его весь к Мадагаскару с приказом отбить у французов военно-морскую базу Диего-Суарец. Впрочем, французы не сильно сопротивлялись, и после нескольких бомбардировок с английских авианосцев сдались. Это была единственная победа британского военно-морского флота в Индийском океане за все время войны, и тут им посчастливилось избежать потерь.
Таким образом мы видим, что у англичан были все шансы дать японцам по зубам при атаке на Цейлон и даже потопить пару-тройку японских авианосцев. У них для этого были все инструменты, и даже более лучшие, чем у японцев – это были разведывательные самолеты с радарами, которые могли обнаружить японский флот на большом расстоянии и атаковать его даже ночью, чего японцы совсем не ждали бы.
Но адмирал Сомервилл не только не воспользовался этим шансом, но он нарушил все мыслимые и немыслимые правила ведения войны на море, гоняя свои боевые корабли по морю без авиационного прикрытия. С момента разгрома «соединения Z» у берегов Малайи, когда от ударов с воздуха погибли мощные дредноуты, прошло целых четыре месяца, и за этот срок можно было бы полностью изменить всю тактику и стратегию.
Но англичане этого не сделали, и им сильно повезло, что японцы все же не захватили Цейлон, послав к нему хотя бы часть своего линкорного флота и десантные силы. Захватить такой прекрасный форпост практически в середине Индийского океана им удалось бы легко, учитывая, что жители Цейлона очень сильно не любили англичан и ждали вторжения японцев как манны небесной.
Но японцы почему-то этой возможностью не воспользовались, и это значительно облегчило британцам оборону Индии с восточных рубежей, позволяя перебрасывать из Европы по Индийскому океану огромное количество стратегических грузов. В противном случае они бы не смогли провести через этот регион в Индию ни одного корабля.
Однако война продолжалась по другому сценарию. В итоге ядро японского авианосного флота было разгромлено не у Цейлона, а в битве за атолл Мидуэй в Тихом океане, и всю славу от той мощной победы получили не гордые британцы, а «никчемные» американцы. А британцам пришлось только утереться и начать размышлять о том, что слава британского флота – это уже давно в истории, а непобедимые британцы уже давно побеждены, причем с большим позором.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?