Найти в Дзене
Строительный мир

Карскомур: от Воркуты к морю – перспективный железнодорожный проект

Власти Республики Коми в последние годы пытаются активно продвинуть на федеральном уровне проект строительства железнодорожной ветки от Воркуты до Усть-Кара — поселка Ненецкого АО, расположенного на восточном берегу Карской губы, где предлагается возведение нового порта.

Линия протяженностью чуть больше 200 км в свое время вошла в Стратегию развития сети железных дорог России, разработанную РЖД еще в 2007 году. Однако на протяжении долгих лет дорога остается лишь нарисованной на бумаге. Хотя, как неоднократно подчеркивали региональные власти, ее наличие положительным образом отразилось бы на развитии всей республики и в частности Воркуты, которая стала бы для Арктики важным транспортным звеном.

© pixabay.com
© pixabay.com

Новая «железка» поспособствовала бы росту объемов добычи угля в Воркутинском геолого-промышленном районе, который обладает огромными запасами этого ресурса. А без наличия необходимой инфраструктуры, обеспечивающий вывоз угля в разных направлениях, в том числе на рынки Азии через Северный морской путь, его добыча в регионе и вовсе может с годами сократиться в разы. Это и дальше будет приводить к оттоку местного населения, которое за последние 30 лет уменьшилось более чем в два раза — до 52 тыс. чел.

Как отмечалось, железная дорога, которая соединит Арктическое побережье с рядом российских субъектов через существующую сеть дорог, поспособствует и началу разработки новых месторождений, поможет крупным предприятиям Урала, Сибири и Европейского севера выйти на международный рынок.

Бывший глава Коми Сергей Гапликов, оставивший пост весной 2020-го, на протяжении всех пяти лет своей политической деятельности в регионе, выступал за воплощение этого проекта, презентуя его на мероприятиях самого разного уровня: на заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики в 2017 году, во время выступления с докладом перед Государственным советом республики в 2018 году и на других площадках.

Вместе с этим постоянно предлагались и другие проекты: «Белкомур» (Соликамск – Сыктывкар – Архангельск), (о нем мы подробно писали в прошлом году), и «Баренцкомур» (Сосногорск – Индига). Причем, по мнению Гапликова, один проект другому не мешает, скорее наоборот. Но более реальным в плане реализации из всех является как раз дорога от Воркуты к побережью Карского моря.

© Пресс-служба Республики Коми / rkomi.ru
© Пресс-служба Республики Коми / rkomi.ru

В целом, подобные проекты, как неоднократно подчеркивалось их сторонниками, помогут России в развитии Арктики и Северного морского пути. Значение участка Воркута – Усть-Кара должно существенно возрасти с появлением Северного широтного хода (СШХ) — дороги протяженностью около 700 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги и свяжет тем самым богатые ресурсами регионы.

Что касается проекта СШХ, то его реализация неоднократно откладывалась. По последней информации, появившейся в августе этого года, проект могут завершить к 2027 году. Не исключено, что впоследствии появится и участок от Воркуты до побережья Карского моря.

Читайте: Новую железную дорогу планируют построить в ПФО за 34 млрд руб.