Найти в Дзене

Смена. Часть 1

2006 год

- Дашка! Серова! Даша!

- А? – очнулась девушка и обернулась.

- Ну ты совсем оглохла, что ли? – спросил Игорь. – Кричу тебе, кричу, а ты ноль реакции! Как зачёт?

- Сдала, – вздохнула Даша. – До последнего ставить не хотел. Всё вспоминал ту единственную пару, которую я пропустила. И то, по уважительной причине! Но ему разве что докажешь? Десять дополнительных вопросов задал! Десять! Зверев, есть Зверев.

- Да уж, оправдывает свою фамилию, – хмыкнул Игорь. – Ты мне вот что скажи, какие у тебя планы на лето?

- Сессию бы сдать, какие ещё могут быть планы? А что, есть предложения?

- А то! У нас Танька Сидорова вдруг на море засобиралась. А она должна была со мной в паре отработать третью смену в лагере. Поедешь вместо неё?

- Не знаю, – протянула Даша с сомнением. – Кто меня возьмёт? Вы же подготовку проходите, а я на занятия не записывалась.

- Это ерунда, – отмахнулся Игорь. – Ликбез пройдёшь, галопом по Европам. Инструктаж прослушаешь. Да и третья смена всё равно в июле, а сейчас конец мая. Соглашайся, Дашка! Я в прошлом году работал – класс! И деньги какие-никакие. Детей спать уложим и пойдём байки у костра травить. Не каждый вечер, конечно, но…

- Ладно, ладно, я подумаю.

- Нет, так не пойдёт, – настаивал друг и однокурсник. – Соглашайся, а то не отстану.

Игорь последние месяцы уделял Даше повышенное внимание, и она это заметила. Он был ей симпатичен, но пока она не определилась: нравится ли Игорь или это просто дружеская симпатия. «Вот же хороший повод посмотреть на него в другой среде, – подумала Даша, заглядывая ему в глаза. – Там и определюсь. И деньги мне лишние, что ли? Опять же опыт педагогический. Дополнительная практика».

- Я согласна.

- Вот и отлично! – обрадовался Игорь и даже слегка её обнял. Но тут же отстранился и добавил: – Завтра сходим вместе к Инне Михайловне, запишем тебя. Она же введёт тебя в курс дела. Ух, Дашка! Это самая классная работа! И отдыхаешь, и практика, и деньги. Не пожалеешь! У меня пятый отряд. Ты будешь в отделении девочек, я в отделении мальчиков. Повеселимся!

Даша от его радости тоже немного воодушевилась. Ей много раз уже предлагали, записаться в отряд вожатых, но она как-то не решалась. И раз уж выпал такой шанс, то почему бы им не воспользоваться? И девушка вдруг почувствовала какое-то радостное предвкушение от предстоящей работы. Но она мысленно быстро призвала себя к порядку: об экзаменах нужно думать, обо всё остальном потом.

***

Стоя на залитой солнцем площадке, Даша с упоением вдыхала приятный хвойный запах. Вокруг и на территории детского оздоровительного лагеря «Ласточка» росли сосны, чуть дальше начинался еловый лес. Место было выбрано удачно, но сам лагерь представлял собой мешанину из старых советских корпусов и строений, и новых, буквально недавно отстроенных.

- Я рада видеть знакомые лица, – совсем нерадостным голосом поприветствовала директриса студентов-вожатых. – И также рада приветствовать новичков. Позвольте представиться, Марина Леонидовна.

Все ей похлопали, и Даша тоже. Марина Леонидовна подняла руку, словно призвав всех к тишине, и продолжила:

- Мой заместитель, – она указала на женщину, которую Даша уже знала. С ней согласовывался план занятий и игр с детьми. – Ирина Анатольевна. Учитель высшей категории, педагогический стаж – 20 лет. По всем вопросам, связанных с поведением детей, обращаться напрямую к ней. Самодеятельностью не заниматься! Помните, родители доверили нам своих детей, и мы должны их вернуть в целости и сохранности отдохнувшими, посвежевшими и поумневшими. У нас оздоровительный лагерь, но про занятия и развитие детей мы не забываем.

Даше стало чуточку не по себе. Они с Ириной Анатольевной сразу общий язык найти не смогли. Сама Даша, по простоте душевной, на первой встрече улыбалась, предлагала игры, которые специально подобрала, листая в библиотеке книги. Убила не меньше часа, но в ответ услышала сердитое:

- Откуда вы каждый год такие берётесь? Вы точно в педагогическом учитесь?

Даша от такого вопроса не просто изумилась, а остолбенела.

- Есть программа, одобренная и заверенная. Не менялась уже почти пятнадцать лет!

Мысленно Даша вернулась к тем пунктам, которые были выделены в программе: спортивные состязания, чтение книг, плавание, подготовка к концерту на родительский день и «Зарница». Последний пункт ей особенно понравился. Видимо, программу не меняли гораздо дольше, чем 15 лет.

- От вас же немного требуется: ознакомиться с программой, выбрать наиболее подходящие для возраста детей занятия и соотнести их с планом смены. Всё! А вы что напридумывали?

Даша продолжала молчать, ощущая себя маленькой девочкой, которую вызвал директор школы, чтобы отчитать.

- Так, возраст какой?

- 21 год.

- Да не ваш, – отмахнулась Ирина Анатольевна. – Детей!

- А! У меня пятый отряд, 8–9 лет.

Женщина перечеркнула все идеи Даши, карандашом отметила в программе, что ей нужно внести в план, и заставила тут же при ней всё исправить. Девушка подчинилась, но внутри зародилась обида. Даже в школе на практике им давали больше свободы!

И вот теперь, стоя на лучах утреннего солнца, она смотрела на Ирину Анатольевну и мысленно молила: «Только бы не пришлось к ней обращаться! Только бы не пришлось!» И очень радовалась, что в напарниках у неё Игорь. И поможет, и подскажет, и может, в случае необходимости, сам дойдёт до заместителя директора.

Марина Леонидовна тем временем продолжала представлять педагогов со стажем. Их в лагере было пять:

- Артур Тимурович отвечает за спортивную подготовку. Инга Семёновна, наш дорогой режиссёр, подготовит концерт к родительскому дню. Фаина Евгеньевна, учитель музыки, Василий Сергеевич, учитель труда, и, наконец, старшая вожатая, учитель русского языка и литературы, ветеран нашего лагеря, человек, который работает здесь с самого открытия, – на секундочку, с 1967 года, – Зоя Павловна.

Даша с лёгким изумлением уставилась на женщину. Она прикинула: лагерю нынче исполнилось 39 лет, значит, женщине плюс-минус шестьдесят лет! Она была невысокого роста, с сияющими, живыми глазами, прямой спиной и хорошей фигурой. На свой возраст она совсем не выглядела. Как только её представили, она громко гаркнула:

- Здравствуйте, орлы!

- Здравствуйте, Зоя Павловна! – громко и чётко ответило большинство студентов. А новички, которых вместе с Дашей было всего четверо, немного растеряно хлопали глазами. Девушка про себя подумала, а точно ли эта женщина – филолог? Она больше походила на учителя физкультуры.

- Готовы поработать? – спросила Зоя Павловна.

- Так точно! – весело и дружно ответили студенты.

Даша даже выдохнула. До неё дошло, что такое обращение было своего рода шуткой. А ещё она поняла, что вожатые любят старожилу «Ласточки», значит, женщина она хорошая.

- Между собой перезнакомитесь по ходу дела, – закончила Марина Леонидовна. – А сейчас все отправляйтесь в свои отряды и проверьте, чтобы на каждой кровати лежало чистое бельё, полотенце. Проверьте и чистоту. После обеда у нас общее совещание, а завтра я вас жду всех здесь же, на этом самом месте, с детьми. Вопросы есть?

Все молчали.

- Вот и отлично.

Игорь повёл Дашу на экскурсию по лагерю.

- Может, в отряд сначала зайдём? – с сомнением спросила она.

- Успеется, – отмахнулся Игорь. – Я в прошлом году три смены отработал. Ни разу не было случая, когда потребовалось моё вмешательство. Поверь мне, там всё в порядке. Вот здесь футбольное поле, а справа, видишь сетку? Там в волейбол играют.

- А баскетбол?

- Площадки здесь нет, но в лесу на деревьях висят кольца.

- Разве детям можно выходить за территорию?

- Конечно, – рассмеялся Игорь. – У нас же в плане стоят прогулки!

- Я думала это по территории…

- Нет, будем выводить их к пруду и в лес. Только в пруду плавать нельзя, там вода плохая. За столовой есть открытый бассейн.

Даша взгрустнула. Но не из-за пруда, а из страха, что в лесу они недоглядят за детьми.

- Что с тобой?

- А если дети потеряются?

Игорь снова засмеялся.

- Там, где мы будем гулять, территория тоже огорожена. Слыхал, раньше были прецеденты, и Марина Леонидовна решила себя обезопасить. Она не так давно директор, лет семь — восемь только. Так что, следить за детьми здесь одно удовольствие! Пусть себе бегают, дальше, чем им позволено, всё равно не убегут.

Когда они вышли в лес, Даша лично увидела сетку-рабицу, установленную плотно, без единой щели и окончательно успокоилась. Она нервничала ещё и потому, что накануне разговаривала с девочками-вожатыми, которые успели рассказать всяких ужасов. Из самого страшного – ребёнок разбил голову, упав с качели. Ничего действительно страшного не произошло, но эта история не вселила в Дашу уверенности. Что, если с вверенными ей детьми что-то случится? Это же не школа, где следишь за ними только полдня, это лагерь! И они ответственны за детей 24 часа в сутки.

Прогуливаясь с Игорем, она тщательно осматривала территорию на возможные опасности. Но пока ничего страшного не видела.

- Ты чего такая молчаливая сегодня? – спросил Игорь, светясь от радости. – Смена начинается! Ура! Поверь мне, отсюда ты уедешь совсем другим человеком!

При этих словах сердце Даши предательски ёкнуло, как от дурного предчувствия. Ей показалось, что так и будет, но не в том смысле, который вкладывает в свои слова Игорь. Но она ему через силу улыбнулась и ответила:

- Немного волнуюсь. Всё же в первый раз.

- Ой, да ничего страшного! С детьми ты подружишься. Да у нас и возраст подопечных такой, что они сами общаться тянутся! Подростки из старших отрядов к тебе клинья подбивать будут, но ты осторожнее. Я сам не сталкивался, но был такой случай. Одну вожатую с позором уволили и из института выгнали за связь с пятнадцатилетним парнем.

И он подозрительно на неё покосился. Даша искренне рассмеялась и почувствовала, как напряжение её отпускает.

- Совсем с ума сошёл? – проговорила она сквозь смех.

- Зато ты теперь улыбаешься! Ладно, мы вроде всё посмотрели, теперь можно и в отряд сходить. Говорю тебе, там делов-то на две минуты!

Но Игорь явно просчитался. В отделении девочек Даша недосчиталась трёх комплектов белья, а под одной кроватью сиротливо лежали забытые кем-то шорты. Уборку здесь явно не делали.

Впрочем, когда Даша подошла с этим вопросом к Зое Павловне, та лишь рассказала, где взять ведро и тряпку, а ещё напомнила, что через двадцать минут собрание.

- Ты давай, пошустрее! Столько времени было, а ты только теперь спохватилась! – нахмурилась Зоя Павловна.

Пришлось им с Игорем в темпе вальса наводить порядок. А когда они, запыхавшись, влетели в столовую, то были уже последними. Марина Леонидовна недовольно нахмурилась.

- Запомните, главное в лагере – это дисциплина, – строго сказала она. – И вы, вожатые, должны подавать детям пример. Никаких опозданий без уважительной причины! Все занятия и отдых – строго по расписанию!

Даша почувствовал, как у неё горят щёки. Первый же день, а она уже получила нагоняй! «И зачем я только Игоря послушала? – с досадой подумала она. – Хотела же сначала дела сделать, а потом, если останется время, лагерь посмотреть! Первое впечатление обо мне будет теперь смазанным. А может, даже плохим».

Но директор продолжала говорить, и Даша решила, что попереживает потом, вечером. Она обратилась вслух и старалась ничего из её речи не упустить.

- И напоследок, – сказала Марина Леонидовна, спустя час своего монолога. – В лагере с самого его основания сложилась дурацкая традиция травить байки у костра. Сама популярная, про призрак пропавшей девочки, который забирает всех, кто не успеет вернуться в отряд до двенадцати. Легенда – чушь, конечно, но каждый год находятся смельчаки, которые решают её проверить. Так что следите за детьми в оба глаза! Я не потерплю, если установленный режим дня будет нарушен ночными похождениями детей. В первую очередь это касается старших отрядов. Но и за младшими глаз да глаз нужен.

Говоря это, она остановила свой взгляд на Даше. Та поёжилась. Вернулся страх и предчувствие чего-то дурного. Игорь незаметно сжал её руку под столом. И девушка сразу успокоилась, вспомнив, что здесь не одна.

Понравилось ли вам начало?