В КГБ их называли внештатными сотрудниками и доверенными лицами, а в народе – сексотами и стукачами. В советское время они были повсюду, в союзах писателей и кинематографистов, в научной и преподавательской среде, в средствах массовой информации, среди телефонисток, парикмахерш и работников жэков.
Чем занимались информаторы КГБ
Сексоты представляли собой огромный теневой штат этой организации. Их функции заключались в предоставлении информации о людях своего окружения в ходе бесед с комитетчиками. Письменных бумаг они обычно не писали. Отчет о встрече составлял сам куратор. К примеру: «От доверенного лица Мэрлин получена информация о настроениях в коллективе в связи с предстоящей поездкой на гастроли во Францию. Она рассказала, что…».
Письменные отчеты приходилось писать тем сексотам, которые выезжали за границу в составе туристических групп. Вот они и расписывали, кто и как вел себя в условиях «загнивающего» капитализма и что говорил о Советском Союзе. Наиболее доверенным такая поездка обходилась бесплатно.
Как вербовали секретных сотрудников
Для привлечения к сотрудничеству опытные чекисты подбирали к каждому кандидату свой ключик. Одним говорили о долге советского гражданина, другим о содействии в решении квартирного вопроса или заграничной поездки, ну, а третьему объясняли, что рыпаться ему бесполезно, работать все равно придется. Страх перед органами сидел у советских людей в подкорке.
По воспоминаниям комитетчиков, работавших в идеологическом 5-ом Управлении КГБ, у каждого существовал некий план по вербовкам осведомителей. Одним поручали каждый год привлекать к сотрудничеству не менее двух человек. У опытных чекистов их на руководстве было больше, и они получали премии за активную работу.
Как брали подписку
Отношения с привлеченными оформляли подпиской. Вот её стандартный текст: «Я, такой-то, обязуюсь добровольно помогать органам КГБ в их работе, скрывая от всех факт сотрудничества. Принимаю псевдоним Васин». На кого-то из внештатных сотрудников заводились карточки. Некоторые обходились без них. Стукачество в те годы было повсеместным явлением, особенно среди карьеристов, и с позиций морали осуждалось немногими.
Случалось, что кандидат на вербовку отказывается давать подписку, но помогать соглашается. В этом случае комитетчики шли на хитрость. Просили человека написать фамилии и факты, полученные в ходе беседы с ним, чтобы «не было ошибки, и не пострадали непричастные к событию люди». Потом подшивали это агентурное сообщение к делу и заводили карточку на осведомителя. На чекистском сленге этот способ получил название «подсунуть шкурку».
Надо отметить, что в перестроечные годы подписку требовать перестали. Достаточно было пары доверительных бесед с человеком, чтобы комитетчик завел на него карточку агента. Получалось, что несколько безобидных на первый взгляд бесед с сотрудником КГБ делал его участника стукачом.
Встречи с осведомителями могли проходить где угодно, в кафе, в парке на скамеечке или на конспиративной квартире. Обычно хозяйкой её была одинокая женщина. Её предупреждали о визите. Она либо уходила, либо подавала беседующим чай с печеньем и оставалась на кухню. Хозяйка конспиративной квартиры сама была привлеченной.
Как оплачивалась работа стукачей
На это оперативному сотруднику выделялись на оперативно-агентурную работу некоторые суммы по 9-ой статье расходов. Чаще всего их пропивали по ресторанам. Вознаграждение за информацию, если она действительно была ценная, практиковалось в иной форме, для советского времени более действенное. Это содействие в продвижении по карьерной лестнице, урегулирование возникших проблем с милицией, помощь с поездкой за рубеж и пр.
Сколько было стукачей в Советском Союзе
Обещанные при Бакатине цифры так и не были обнародованы, хотя согласие на это дал Горбачев. Можно сделать прикидку по аналогии с бывшими ГДР и Чехословакией, где архивы спецслужб были открыты. В Восточной Германии с населением в 16,5 млн. человек насчитывалось 180 тысяч стукачей. В Чехословакии пропорция была примерно та же: на 15,5 млн. приходилось 140 тысяч.
Таким образом, можно сделать такой вывод: в СССР с органами КГБ сотрудничали около 3 млн. человек. По воспоминаниям бывшего сотрудника 5-го Управления КГБ их было даже больше. Не менее 30% занятого населения страны числились информаторами спецслужб. Чему тут удивляться? Ведь даже все путевые обходчики и осмотрщики железнодорожных вагонов числились в осведомителях.
Как изменилась работа с информаторами в годы перестройки
Горбачевская перестройка не могла не затронуть и спецслужбы. Некоторые сотрудники уволились и стали обличать органы КГБ. Вспомним, хоты бы бывшего генерала Калугина. Другие, настроенные радикально, призвали проводить работу с информаторами по-новому.
По этому вопросу была подготовлена секретная инструкция. В ней говорилось о том, что в штате негласных помощников должны остаться только те, которые способны решать конкретные наиболее важные задачи. Всех остальных надо перевести в категорию, которая не требует ведения личных дел. Таких по прикидкам бывших комитетчиков насчитывалось более 60% от общего числа стукачей. Более того, инструкция предоставила чекистам широкую свободу выбора для использования различных форм сотрудничества с негласными помощниками.
Какой можно сделать вывод:
1. Все возвращается на круги своя.
2. Тесное сотрудничество населения с органами спецслужб отражает менталитет всего нашего общества.
Ваши комментарии наверняка дополнят эту статью. Жду их с большим интересом.