Советский телехит, снятый греком, угнавшим самолёт

10K прочитали

Фильмы про разведчиков бывают разными. В одних авторы делают акцент на зрелищность и эффектность поединков, в других - показывают интеллектуальное противостояние противников, и это порой захватывает куда больше трюков. К числе таких картин без колебаний можно отнести пятисерийный советский телефильм «Вариант „Омега“» (1975). Лента появилась по инициативе Комитета госбезопасности, но её создание было довольно странным:

в режиссёрское кресло уселся беглый грек, а в главной роли оказался первый скандалист советского кино.
Кадр из фильма «Вариант „Омега“»
Кадр из фильма «Вариант „Омега“»

Начался «Вариант „Омега“», как это часто бывает, с книги.

Роман о разведчике, работавшем в оккупированном Таллине, написали бывший разведчик Юрий Костров и экс-милиционер Николай Леонов.

У героев романа, получившего название «Операция „Викинг“», у героев были реальные прототипы: участники европейской организации движения Сопротивления «Красная капелла». Роман ещё до выхода попал в КГБ, где им сильно заинтересовались.

Сценарий заказали Николаю Леонову. Тот, прописывая персонажей, отчётливо видел в главных ролях Андрея Мягкова и Игоря Квашу.

Мягков, по мнению Леонова, должен был играть советского разведчика Скорина, Кваша - его противника, немецкого барона фон Шлоссера.

Съёмки ленты с рабочим названием «Не ради славы» доверили Антонису Воязосу. Судьба Антониса сама по себе была достойна отдельного фильма: после окончания Второй мировой он примкнул к греческим коммунистам, мечтавшим превратить страну в социалистическую. Из-за конфликта с властями

Воязос был вынужден уехать из Греции, и сделал это путём угона самолёта с пятью друзьями (и это стал первый угон в истории Греции).

В СССР Воязос окончил ВГИК, в 1966 году снял приключенческий фильм «Жизнь хорошая штука, брат!», а через семь лет ему предложили заняться телефильмом про разведчиков.

Предложенные Леоновым актёры (Мягков и Кваша) решительно не понравились режиссёру. Он решил, что главные роли отдаст Георгию Тараторкину и Валентину Гафту. Но эту пару не оценил уже сценарист. Тогда и возникла кандидатура Олега Даля. Даль славился непростым характером, многие с ним побаивались работать. К тому же в начале семидесятых актёр переживал сложные времена: он покинул «Современник» и пристрастился к алкоголю. Коллеги отговаривали Вяозаса связываться с Далем, но тот настоял.

Удивительно, но и самому Олегу очень захотелось снять в роли разведчика-интеллектуала. Он нередко отказывался от ролей, если они противоречили его внутренним установкам, но образ Сергей Скорина оказался ему близок. Мало того,

Даль понял, что будет играть фактически самого себя, каким он мог бы быть, если бы оказался в условиях, в которые попал его герой.

И, к счастью, ему удалось найти общий язык с режиссёром, что тоже случалось далеко не всегда. В итоге худсовет и чиновники из КГБ Даля утвердили.

Уже перед самым началом съёмок отказался от роли Валентин Гафт, но ему замену нашли быстро: бароном фон Шлоссером стал Игорь Васильев. Вместе с Далем Васильев очень органично смотрелся в кадре, так что такой состав понравился худсовету даже больше прежнего.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Съёмки начались летом 1973 года. Первые эпизоды снимали в Москве, а потом группа отправилась в длительную экспедицию в Таллин.

Олегу Далю Таллин был знаком хорошо: именно там он снимался в дебютном фильме «Мой младший брат» в 1962 году.

Но если десять лет назад Даль был молодым, никому не известным начинающим артистом, то в 1973 он прибыл в столицу Эстонии уже настоящей звездой. Его встретили там с почётом и поселили в лучшей гостинице города. Кстати, Таллин очень понравился и режиссёру, поэтому он даже включил в сюжет небольшую экскурсию по городу, которую провёл герой Даля.

Процесс созданию картины занял два года. Телефильм вышел в 1975 году к юбилею победы в войне.

Название «Вариант „Омега“» родилось уже во время съёмок, и именно оно стало окончательным.

Олегу Далю эта работа принесла новую популярность, а вот для Антониса Воязоса она стала последней. Почти сразу после выхода фильма он вернулся на родину, где политическая обстановка уже изменилась, и в советском кино больше не работал. Фактически

«Вариант „Омега“» оказался его единственной картиной, но ставшей подлинным всенародным хитом.

А как вы считаете, «Вариант „Омега“» можно сравнивать с бесспорным лидером среди фильмов про разведчиков - историей «Семнадцать мгновений весны»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-3