Драму «Трасса» (1978) создавали в непростых условиях: группа отправилась в Нижневартовск, и там
актёры, не жалея себя, дубль за дублем снимались на обжигающем ветре при -30 градусах.
Кстати, такой героизм проявляли не только советские кинематографисты, но и представители Чехословакии, поскольку «Трасса» — совместное произведение «Ленфильма» и пражской киностудии «Баррандов».
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Началась «Трасса» со сценария. Идея родилась у Александра Горохова, драматурга опытного и уже не впервые работавшего в кино.
До того, как стать сценаристом, Александр перепробовал массу рабочих профессий, так что будни обычных тружеников знал изнутри.
Сюжет «Трассы» взят из реальной жизни: нефтяники, которые осваивали нефтяное месторождение, работали на знаменитых чехословацких грузовиках «Татра» и поняли, что эти машины для работы в условиях мерзлоты не подходят и куда лучше здесь справляется советские «КрАЗы». Инженеры «Татры» с этим не согласились и выслали своих представителей, водителей-испытателей, в Сибирь. Чтобы сделать интригу ещё более достоверной, сценарий после доработали с участием уже представителей Чехословакии Карела Вальтера и Александра Лукеша, а в качестве консультанта пригласили инженера с завода «Татра».
Ставить фильм взялись режиссёры Анатолий Вехотко которые уже работали вместе. Надо сказать, что Анатолий не пылал желанием заниматься производственной драмой, каковой и обещала стать «Трасса». Он давно мечтал снять фильм о Пушкине, давним поклонником и отличным знатоком которого был.
«Трасса» стала эдаким откупом за возможность сделать картину о любимом поэте: Вехотко пообещали на киностудии, что после этой работы ему разрешат творить по собственному усмотрению
(но, увы, такой ленты режиссёр так и не снял). Тем не менее и Вехотко, и Трощенко к съёмкам подошли ответственно, и фильм сделали добротный.
Интересно, что в «Трассе» сошлись две очень разные позиции, на которых стояли сценарист и режиссёры. Если Александр Горохов любил создавать истории, в которых явно были гипотезы, например, писал о людях в непривычных условиях или, напротив, о необычных людях в бытовых ситуациях, то Вехотко и Трощенко предпочитали реализм, где важны не фантазии, а самые банальные житейские детали. Это порой приводило к размолвкам, но, к счастью, до скандалов не доходило. В итоге по настоянию Горохова
в картине всё-таки остались психологические моменты, противостояние характеров и попытки героев разобраться в себе и окружающих.
На главные роли режиссёры пригласили уже известных советских актёров Валентину Шендрикову и Бориса Щербакова. К ним присоединился чех Ян Каниза, и втроём они разыграли любовный треугольник на фоне той самой производственной драмы (спойлер: история завершилась трагедией).
Ян Каниза произвёл на группу фантастическое впечатление и творческим нравом, и работоспособностью на грани отчаянности.
Ян ещё в молодости начал писать стихи, у него был замечательный голос, и вокальными упражнениями он развлекал коллег по площадке (песня в его исполнении есть и в фильме), уже позже он увлёкся рисованием, начал иллюстрировать книги, а потом занялся ещё и фотографией, где тоже преуспел.
Анатолий Вехотко был буквально очарован Яном, отзывался о нём как о потрясающем профессионале, и не зря. По сюжету Карел, герой Яна, — самовлюблённый франт, легкомысленный модник, ловелас и шалопай, которому ничего не стоит выйти на свидание в мороз в лёгкой курточке, чтобы произвести впечатление на девушку.
И Ян действительно несколько дублей снимался в таком эпизоде в невесомой курточке и ничего не прикрывающей кепке, при этом с трудом произнося реплики задубевшими губами (и на экране этого не видно, а вот модный наряд не по сезону очень даже заметен).
Небольшие роли достались Анатолию Солоницыну, Виктору Ильичёву, Евгению Леонову-Гладышеву, а компанию им составили актёры киностудии «Баррандов».
Съёмки проходили возле легендарного месторождения Самотлор.
Нефтяники уже вовсю готовились к праздничной дате — десятилетию с момента, когда знаменитая скважина 200 дала первую нефть. Жители Нижневартовска, рядом с которым и находится Самотлор, часто принимали участие в съёмках и помогали киношникам и даже опекали их, что в непростых географических условиях было весьма кстати.
В начале 1978 года фильм был готов. К сожалению,
ни довольно интересный сюжет, ни эффектные съёмки Сибири и передовой для тех времён техники, ни настоящий актёрский героизм не помогли ей стать любимой широкой публикой.
Картину также показывали и в Чехословакии, но и там она большого успеха не снискала. Сейчас «Трасса», как и многие ленты в жанре «производственная драма», вовсе забыта. И, честно говоря, в очередной раз жаль.
А вам «Трасса» знакома?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: