Изначально первой репликой в фильме должны были быть слова главной героини, которая, проснувшись, произнесла бы: «Как хорошо!». Потом эпизод изменили и проснулась героиня молча, но посыл истории сохранился на протяжении всей картины —
героиня в каждой минуте жизни находит свою прелесть и старается не замечать зла.
Потому-то и всякий, кто оказывается рядом, не может не сказать «Счастливая, Женька!». Этот возглас и стал названием ленты режиссёра Александра Панкратова, вышедшей в 1984 году.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарист Анатолий Усов поместил в центр сюжета медсестру Женю, живущую в коммуналке, разведённую мать пятилетнего сына, которого она вынуждена оставлять на пятидневке в садике. Женя работает в больнице и подрабатывает на скорой и почти круглосуточно находится на работе, поэтому и дома-то бывает редко. Но несмотря на это,
она остаётся солнечным, добрым, понимающим человеком, её любят коллеги, пациенты ждут её появления, а мужчины борются за её внимание.
Женьки хватает на всё: и на работу, и на самодеятельность, и на походы к родственникам пациентов. И ничто, даже потеря крупной суммы, не может заставить её унывать.
На главную роль медсестры Женьки режиссёр позвал актрису очень популярную, любимицу зрителей Елену Цыплакову. Елена сниматься начала ещё старшеклассницей, а в 1978 году вышел фильм «Школьный вальс», после которого она без преувеличения проснулась знаменитостью. К середине восьмидесятых у неё уже была объёмная фильмография, которой не могли похвастаться и более взрослые коллеги. Елена серьёзно готовилась к роли: ездила на вызовы с бригадой скорой помощи, выходила в ночные смены с медсёстрами в больнице, училась медицинским манипуляциям.
Потом она говорила, что
именно в такие рабочие моменты, наблюдая за медсёстрами и докторами, она подглядывала профессиональные детали, о которых ей никто бы и не рассказал. Все манипуляции в кадре (подготовка шприцов, перевязки, накладывание лангеток) Елена делает сама,
даже если её лица не видно. Режиссёр, к слову, предлагал смонтировать кадры, заменив руки Елены на руки медсестры, но она отказалась.
Ещё одним мастером, снявшимся в ленте «Счастливая, Женька!», стал Александр Фатюшин, получивший роль водителя скорой. А вот других персонажей сыграли артисты начинающие и малоизвестные. Молодого кардиохирурга, с которым, возможно, у Женьки сложатся отношения, сыграл Андрей Молотков, для которого это были лишь вторые съёмки.
В образе подруги Женьки появилась Елена Скороходова, до того мелькнувшая на экране лишь пару раз.
Роль грабителя, вырвавшего у Женьки сумку с драгоценными сапогами и заложенными в книгу 200 рублями, предложили дебютанту Владимиру Виноградову, 20-летнему студенту ГИТИСа. Позже Владимир рассказывал, что такой тип юных отморозков был ему прекрасно знаком: в районе Чертаново, где он рос, подобные типы встречались нередко.
После выхода картины Владимир узнал, что такое актёрская слава: он пришёл в кинотеатр с приятелем, чтобы похвастаться кинодебютом, а зрители опознали в нём того самого экранного грабителя-подонка и едва не избили.
В небольших ролях можно увидеть Всеволода Шиловского (и его сына Илью в роли его же экранного сына), Марину Шиманскую, Ольгу Спиркину, Андрея Ярославцева, позже ставшего настоящим мастером дубляжа, Сергея Векслера, Леонида Плешакова, непрофессионального актёра, самой запоминающейся ролью которого стал огроменный бандитского вида прохожий в гайдаевской «Бриллиантовой руке» (1968) с репликой «Папаша, огоньку не найдётся?».
Осенью 1984 года мелодрама «Счастливая, Женька!» вышла в прокат. Грандиозного успеха у неё не было, фильм не рассказывал о героических событиях, в нём не было интриги и приключений, это была всего лишь будничная история из жизни обычной женщины.
Но и тогда, и сейчас зрители отметили, что сцены в больнице сняты очень грамотно с медицинской точки зрения. Ну и, безусловно, многим импонировала оптимистичная позиция главной героини, которая улыбалась даже с синяком под глазом (это последствия её второй встречи с грабителем).
И вот какая любопытная деталь.
Фамилия Женьки — Кораблёва. Такую фамилию носил горе-возлюбленный Зоси в «Школьном вальсе» (Гоша Кораблёв).
Забавное совпадение.
А ещё в одном из эпизодов Женька покупает в уличном ларьке ананасы. Они, ананасы, потом ещё пару раз всплывут в истории.
Спустя время актёры рассказывали, что во время съёмок эпизода покупки прохожие выстраивались в очередь, думая, что тут и в самом деле продают ананасы. А сами
экзотические плоды доставили на площадку из какого-то спецмагазина. Артистов предупредили, что если ананасы останутся целыми, их придётся вернуть в магазин.
Но исполнители не оплошали и ананасы в ходе дублей разрезали, поэтому их оставили киношникам. Владимир Виноградов вспоминал, что сцену снимали незадолго до Нового года, группа уже закупилась шампанским, а ананасы стали приятным дополнением к фуршету.
А когда вы впервые попробовали ананасы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: