В 1946 году Александр Галич вместе с именитым драматургом Константином Исаевым написал забавную пьесу «Вас вызывает Таймыр». В ту пору Галича считали талантливым драматургом, а вовсе не бардом-диссидентом (им он стал гораздо позже), поэтому и настороженности чиновников пьеса не вызвала. История про постояльцев гостиницы, которые в силу обстоятельств вынуждены друг друга заменять, понравилась всем, так что довольно скоро её начали ставить в театрах, и спектакли неизменно шли с успехом. Конечно, тут же появилась идея сделать из спектакля кино.
Первый вариант сценария написали в конце пятидесятых, а в 1960 уже было принято решение о съёмках картины «Москва-Таймыр»,
но потом по каким-то причинам процесс застопорился. Целых семь лет сценарий ждал своего режиссёра, и в 1967 году за него наконец взялся Алексей Коренев.
Коренев имел репутацию режиссёра неоднозначного. В 1959 году он снял музыкальную ленту «Черноморочка», которая пришлась по вкусу обычному зрителю, но не критикам.
Цензура назвала её водевильной, неуместно-комичной, буффонадной, а Коренева за профнепригодность понизили до второго режиссёра.
Только через 10 лет он сумел снова вернуть в кресло первого режиссёра и снял милый фильм «Урок литературы», но и тут случилась неприятность: безобидную историю о школьном учителе положили на полку. Потом была картина «Адам и Хева», и она-то как раз понравилась критикам, а вот обычная публика встретила её прохладно. И вот наконец в 1969 году Алексей Коренев взял в руки сценарий «Вас вызывает Таймыр».
По решению худсовета фильм снимался для телевидения. В духе тогдашней политики
кинокартины должны были учить и воспитывать, а телефильмы рассматривались как развлекательные и помогающие отдохнуть от трудовых будней.
Симпатичной весёлой историей и должна была стать новая работа Алексея Коренева. Снять её планировали в максимально сжатые сроки, и это было реально, ведь почти всё действие происходит в гостиничном номере, а значит, снимать можно было исключительно в павильоне, не создавая сложные и разнообразные декорации и не выезжая на натуру в длительные экспедиции.
Главную роль режиссёр почти сразу предложил Юрию Кузьменкову, который хоть и снимался в кино, но лишь в эпизодах, и известен больше был как театральный актёр.
Коренев же впервые предложил ему главную роль и не прогадал. Мало того, мужчины сдружились,
и режиссёр даже назвал Юрия Кузьменкова своим талисманом и снимал его во всех своих картинах. А фильмом «Вас вызывает Таймыр» Коренев фактически открыл Юрия Кузьменкова как киноактёра.
Ещё одним открытием стала Елена Коренева, дочь режиссёра. В ленту она попала случайно, между делом забежав на киностудию навестить отца. Алексей Коренев массу времени потратил на поиск актрисы, которая сыграла бы деревенскую девушку, мечтающую о карьере певицы. Он провёл десятки проб с профессиональными актрисами и обычными старшеклассницами, но не мог найти нужную исполнительницу. В итоге именно в дочери он увидел нужный типаж. Правда, до последнего дня съёмок режиссёр сомневался, ведь
в случае провала его могли бы затравить за блат и попытку продвинуть бездарную дочь в кино,
но, к счастью, Елена, хоть и была начинающей артисткой, но сумела продемонстрировать дарование и не потерялась на фоне более именитых коллег.
Вообще Алексей Коренев славился умением подбирать актёрские ансамбли.
Он старался найти артистов, не только подходящих для роли, но и вписывающихся в съёмочную группу.
И благодаря такому подходу у него на съёмках всегда царила благодушная атмосфера, а конфликты были крайне редким исключением. И в комедии «Вас вызывает Таймыр» у него тоже снялись актёры, с которыми он прежде работал, например, с Евгением Стебловым они познакомились во время съёмок «Урока литературы», Екатерина Васильева играла главную роль в «Адаме и Хеве». Но были, конечно, на площадке и уже знаменитые советские артисты, с которыми Коренев встретился впервые и ничуть не пожалел: Евгений Весник, Николай Парфёнов, Зиновий Гердт, Инна Макарова, Нина Агапова.
Зимой 1971 года фильм показали на телевидении. Зрители пришли в восторг и разобрали ленту на цитаты.
Алексей Коренев наконец-то выдохнул: «Вас вызывает Таймыр» показал, что он всё-таки не лишён таланта, и чиновники убедились, что ему можно доверять съёмки
и почти сразу поручили ему новую картину (это была легендарная «Большая перемена»). В течение двух лет фильм постоянно показывали по тв, а потом он внезапно исчез. Зрители писали письма и просили повторять ленту, но их просьбы теленачальство упорно игнорировало. А объяснялось забвение просто:
автор сценария, драматург Александр Галич, который в шестидесятые занял, по мнению власти, диссидентскую позицию, в 1974 году уехал из СССР.
Без малого 15 лет «Вас вызывает Таймыр» лежал на полке и только в перестроечные времена вернулся на телеэкраны.
А вам доводилось сидеть у телефона в ожидании междугороднего звонка?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296