В конце мая 1940 года в Дюнкерке скопились основные силы Британского экспедиционного корпуса, 16-го французского корпуса, отдельные голландские, бельгийские и польские части.
Цикл статей о Западноевропейском театре военных действий Второй мировой войны
Большей частью эта деморализованная толпа уже не представляла из себя боевой силы. При этом сами немцы боялись её не меньше, чем они их. У немцев уже было мало танков, отставали пехота и артиллерия. Немецкая противотанковая артиллерия показала, что её снаряды не могут пробить броню даже легких английских танков "Матильда-1".
При этом, против немцев еще действовали 18 боеспособных французских дивизий в центральной Франции. А в портовых городах Булонь, Дюнкерк и Кале скопились 10 английских дивизий с большим количеством тяжелого вооружения, танков и боеприпасов. В Бельгии еще сопротивлялись остатки 12 бельгийских дивизий.
В этих условиях британское командование решило начать эвакуацию. У местного населения по обе стороны Ла-Манша было реквизировано 850 английских, французских и голландских суденышек. Связано это было с тем, что крупные транспортные суда не могли подойти к пляжам, где и скопились основные силы. Для вывоза с пляжей нужны были суда с минимальной осадкой.
Организация эвакуации полностью легла на плечи командующего базой ВМФ в Дувре 57-летнего контр-адмирала Бертрама Рамсея.
Это был обычный, ничем не примечательный морской офицер, никогда не "ловивший звезд с неба". Всю свою службу прослужил на побережье Ла-Манша, узнав каждый километр его прибрежной полосы с обеих сторон. Эти знания он приобрел еще во время Первой мировой войны, командуя патрульным эсминцем.
В 1940 его знания пригодились как никогда прежде. Пока штабные адмиралы во главе с самим главой Адмиралтейства Уинстонном Черчиллем чесали в затылках этот возрастной адмирал, который уже был в списке отставников начал собирать суда по всему побережью. Он четко понимал, что без реквизированных судов эвакуация союзников из Дюнкерка не возможна.
Благодаря мужеству британских танкистов под Аррасом, отбросившим немцев на несколько километров и стойкости гарнизона Кале у британцев появилось несколько дней для эвакуации.
Битва при Аррасе 21 мая 1940 года - сражение, которое могло изменить итоги Французской кампании
Бои за Кале 24-26 мая 1940 года - британское упорство против немецкого напора
Но надо было поторапливаться, так как 23 мая немцы были в 16 километрах от Дюнкерка. В ночь на 24 мая французы, верные своему долгу перед союзниками вели наступательные бои южнее Дюнкерка, пытаясь отбросить части 2-й танковой дивизии СС. Та потеряла 2000 человек. Ее отправили на переформирование.
Упорное сопротивление вынудило Гитлере отдать 24 мая личный приказ остановить наступление на Дюнкерк для определения дальнейших действий. Немцы остановились в 10 километрах от порта. Командующий группой армий "А" Герд фон Рунштедт скрепя сердцем отдал приказ танкам не приближаться к Дюнкерку. Но зато приказал артиллерии мочить по побережью из всех стволов. Для корректировки огня была захвачена господствующая высота Монваттан. Это было прямым нарушением приказа Гитлера.
В 11.42 24 мая англичане перехватили незашифрованное сообщение немецкого командования о приказе фюрера остановиться войскам.
Налицо желание Гитлера прекратить войну с Великобританией. Он опасался, что в случае нажима на британцев из районов Центральной Франции могут ударить французы. Тогда вместо блицкрига мог получиться котел для вермахта.
Вечером 26 мая удалось собрать достаточное число судов. Началась эвакуация. Немцы на отдельных участках пытались прорваться к Дюнкерку, видя как англичане спешно эвакуируются. Но британский арьергард крепко оборонялся и даже вступал в рукопашные схватки.
Назло для немцев погода была нелетная. К тому же близость британских аэродромов позволяла английским летчикам постоянно сменять друг друга, что обеспечило превосходство в воздухе. Да и из-за того, что бомбы падали в зыбучий песок их эффективность была низкой. К тому же плотный зенитный огонь вела корабельная артиллерия.
Эвакуация велась организованно. Чтобы увеличить количество посадок на берегу затопили автомобили в несколько рядов. К таким импровизированным причалам могли причалить катера. Это позволило ускорить эвакуацию.
А торопиться было надо. 28 мая 1940 года бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Капитуляция бельгийских войск высвободила немецкие силы против Бельгии. Они были переброшены под Дюнкерк. Рунштедт приказал усилить нажим.
Но французские и английские части держались крепко. Регулярно контратаковали и отбрасывали немцев. Однако те по швабски неумолимо продвигались и уже могли на некоторых участках обстреливать из пулеметов союзников на пляже.
Тогда начался бардак. Солдаты уже не ждали как раньше команды на эвакуацию. А самостоятельно вплавь или на подручных средствах добирались до кораблей. Именно в это время и погибло их большое количество. Тем более погода улучшилась и немцы начали совершать систематические налеты.
Несмотря на все трудности к 4 июня все союзные силы были вывезены на Британские острова. Это 139,8 тыс. британцев и 139 тысяч союзников. Это позволило Великобритании сохранить кадровую армию, усиленную частями союзников. Но все тяжелое вооружение, транспорт и снаряжение было оставлено врагу:
- 2472 артиллерийских орудия,
- почти 65 тысяч автомашин,
- 20 тысяч мотоциклов,
- 68 тысяч тонн боеприпасов,
- 147 тысяч тонн топлива
- 8 тысяч пулемётов
Это серьезно усилило боевые возможности немцев. Также было потеряно 106 британских самолетов, погибло 2 тысячи солдат и моряков. Было потоплено 6 британских и 3 французских эсминца.
Немцы также понесли тяжелые потери - 8,2 тысячи человек и 140 самолетов.
Следует отдать должное французским солдатам, которые в арьергарде прикрывали отход британцев без всякой надежды на то, что их вывезут. Они держались до тех пор, пока последний британский солдат не покинул французскую землю. 15 тысяч французских солдат из арьергарда попали в плен.
Организатор эвакуации Бертрам Рамсей за ее проведение удостоился посвящение в рыцарский орден Бани, который возглавляется лично английским королем.
Статьи канала "История и культура Евразии" за ноябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы