Найти в Дзене
История и культура Евразии

Как советский лётчик Александр Шорников спас Иосипа Броз Тито

Оглавление

Народно-освободительная армия Югославии (около 600 тысяч воинов) с лета 1941 года вела ожесточенную борьбу с фашистскими оккупантами. Ее бессменным руководителем был Иосип Броз Тито.

Ио́сип Броз Ти́то (7 мая 1892 года (по официальной версии 25 мая 1893 года), Кумровец, Королевство Хорватия и Славония, Австро-Венгрия — 4 мая 1980 года, Любляна, СР Словения, СФР Югославия) — югославский революционер, политический, государственный, военный и партийный деятель. Лидер Югославии с 1945 года вплоть до своей смерти в 1980 году. С декабря 1937 года возглавлял Коммунистическую партию Югославии (КПЮ). Был председателем Союза коммунистов Югославии с 1966 года - Википедия
Ио́сип Броз Ти́то (7 мая 1892 года (по официальной версии 25 мая 1893 года), Кумровец, Королевство Хорватия и Славония, Австро-Венгрия — 4 мая 1980 года, Любляна, СР Словения, СФР Югославия) — югославский революционер, политический, государственный, военный и партийный деятель. Лидер Югославии с 1945 года вплоть до своей смерти в 1980 году. С декабря 1937 года возглавлял Коммунистическую партию Югославии (КПЮ). Был председателем Союза коммунистов Югославии с 1966 года - Википедия

Это было большим подспорьем для воюющего СССР, так как югославские партизаны оттягивали на себя крупные части вермахта (20-30 дивизий в разное время).

Три года немцы пытались уничтожить НОАЮ (Народно-освободительная армия Югославии). Чтобы окончательно разделаться с противником немецким командованием была разработана операция "Ход конём".

В десантной части операции были задействованы 500-й парашютно-десантный батальон СС, а также части 15-го горного армейского корпуса и 5-го горного корпуса СС (17 тысяч человек). Их целью был штаб НОАЮ в городе Дрвар.

Дрва́р  — город на западе Боснии и Герцеговины, в Кантоне 10 Федерации Боснии и Герцеговины. Расположен недалеко от границы с Хорватией, на реке Унац.
Дрва́р  — город на западе Боснии и Герцеговины, в Кантоне 10 Федерации Боснии и Герцеговины. Расположен недалеко от границы с Хорватией, на реке Унац.

В сухопутной части операции были задействованы части 2-й танковой армии (в том числе диверсанты из полка "Бранденбург").

В 5 часов утра 25 мая 1944 года немецкие сухопутные части начали наступление на Дрвар.

Наступление велось со всех сторон, отсекая штаб НОАЮ от других партизанских частей.

В это же время на сам Дрвар был выброшен парашютный десант (более 800 десантников).

К 9.00 25 мая 1944 года Дрвар был захвачен. Но Тито укрепился на окраине города в бункере, который охраняли курсанты партизанской школы и батальон охраны.

Героическая оборона курсантов и штабной охраны позволила продержаться до обеда 25 мая. К этому времени к окруженным прорвалась 3-я Лидская пролетарская бригада, которая проскользнула мимо немцев по горным кручам, вырезав по пути их боевое охранение из альпийских стрелков (не мальчики для битья). Это позволило Тито уйти в горы.

Иосип Броз Тито (первый справа) и его соратники в Дрваре, 14 мая 1944 года
Иосип Броз Тито (первый справа) и его соратники в Дрваре, 14 мая 1944 года

Теперь надо было выручать Тито и вывозить его из опасного места. Это поручили командиру корабля 1-й авиационной транспортной дивизии майору Александру Шорникову.

В это время, для доставки советских грузов в помощь югославским партизанам база советских транспортных ВВС располагалась в итальянском городе Бари. С января 1944 года Шорников доставлял партизанам всё необходимое, вывозил связников и тяжелораненых. Летал он на американском "Дугласе". Экипаж А. С. Шорникова - второй пилот Б. Т. Калинкин, штурман П. Н. Якимов, борттехник И. Г. Галактионов, радист Н. С. Вердеревский.

C-47 (словесное название ВВС США — «Ска́йтрэйн», КВВС Великобритании и БС — «Дако́та») — американский военно-транспортный самолёт, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт» на базе пассажирского DC-3.
C-47 (словесное название ВВС США — «Ска́йтрэйн», КВВС Великобритании и БС — «Дако́та») — американский военно-транспортный самолёт, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт» на базе пассажирского DC-3.

3 июня 1944 года штаб НОАЮ запросил самолет для эвакуации.

В ночь на 4 июня 1944 года экипаж Шорникова вылетел в Югославию. Горная страна не пугала Шорникова - он налетал 4000 часов в горах еще во время работы в Грузии до войны.

Лётчик смог посадить самолёт в условиях скалистой местности, которая была ему не известна.

Шорников вывез в Италию 26 работников штаба, членов советской военной миссии, самого Тито и даже его любимую овчарку.

В ту же ночь Шорников слетал в Югославию ещё раз и вывез оставшихся работников штаба.

Так тщательно продуманная операция немцев была сорвана советским лётчиком. Штаб НОАЮ не был ликвидирован. Югославские партизаны продолжили беспокоить тылы вермахта.

А главное советское руководство смогло заручиться доверием Тито. Тот разрешил ввод советских войск в Югославию.

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, майору Шорникову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3930) - Википедия
Александр Сергеевич Шорников (31 октября 1912, Вязники, Владимирская губерния — 18 ноября 1983, Москва) — командир корабля 1-й авиационной транспортной дивизии авиации дальнего действия (Главное командование ВВС Красной Армии), подполковник, Герой Советского Союза, Народный герой Югославии.
Александр Сергеевич Шорников (31 октября 1912, Вязники, Владимирская губерния — 18 ноября 1983, Москва) — командир корабля 1-й авиационной транспортной дивизии авиации дальнего действия (Главное командование ВВС Красной Армии), подполковник, Герой Советского Союза, Народный герой Югославии.

Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!

Все статьи канала "История и культура Евразии за январь-июнь 2021 года"