Народно-освободительная армия Югославии (около 600 тысяч воинов) с лета 1941 года вела ожесточенную борьбу с фашистскими оккупантами. Ее бессменным руководителем был Иосип Броз Тито.
Это было большим подспорьем для воюющего СССР, так как югославские партизаны оттягивали на себя крупные части вермахта (20-30 дивизий в разное время).
Три года немцы пытались уничтожить НОАЮ (Народно-освободительная армия Югославии). Чтобы окончательно разделаться с противником немецким командованием была разработана операция "Ход конём".
В десантной части операции были задействованы 500-й парашютно-десантный батальон СС, а также части 15-го горного армейского корпуса и 5-го горного корпуса СС (17 тысяч человек). Их целью был штаб НОАЮ в городе Дрвар.
В сухопутной части операции были задействованы части 2-й танковой армии (в том числе диверсанты из полка "Бранденбург").
В 5 часов утра 25 мая 1944 года немецкие сухопутные части начали наступление на Дрвар.
Наступление велось со всех сторон, отсекая штаб НОАЮ от других партизанских частей.
В это же время на сам Дрвар был выброшен парашютный десант (более 800 десантников).
К 9.00 25 мая 1944 года Дрвар был захвачен. Но Тито укрепился на окраине города в бункере, который охраняли курсанты партизанской школы и батальон охраны.
Героическая оборона курсантов и штабной охраны позволила продержаться до обеда 25 мая. К этому времени к окруженным прорвалась 3-я Лидская пролетарская бригада, которая проскользнула мимо немцев по горным кручам, вырезав по пути их боевое охранение из альпийских стрелков (не мальчики для битья). Это позволило Тито уйти в горы.
Теперь надо было выручать Тито и вывозить его из опасного места. Это поручили командиру корабля 1-й авиационной транспортной дивизии майору Александру Шорникову.
В это время, для доставки советских грузов в помощь югославским партизанам база советских транспортных ВВС располагалась в итальянском городе Бари. С января 1944 года Шорников доставлял партизанам всё необходимое, вывозил связников и тяжелораненых. Летал он на американском "Дугласе". Экипаж А. С. Шорникова - второй пилот Б. Т. Калинкин, штурман П. Н. Якимов, борттехник И. Г. Галактионов, радист Н. С. Вердеревский.
3 июня 1944 года штаб НОАЮ запросил самолет для эвакуации.
В ночь на 4 июня 1944 года экипаж Шорникова вылетел в Югославию. Горная страна не пугала Шорникова - он налетал 4000 часов в горах еще во время работы в Грузии до войны.
Лётчик смог посадить самолёт в условиях скалистой местности, которая была ему не известна.
Шорников вывез в Италию 26 работников штаба, членов советской военной миссии, самого Тито и даже его любимую овчарку.
В ту же ночь Шорников слетал в Югославию ещё раз и вывез оставшихся работников штаба.
Так тщательно продуманная операция немцев была сорвана советским лётчиком. Штаб НОАЮ не был ликвидирован. Югославские партизаны продолжили беспокоить тылы вермахта.
А главное советское руководство смогло заручиться доверием Тито. Тот разрешил ввод советских войск в Югославию.
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, майору Шорникову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3930) - Википедия
Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!
Все статьи канала "История и культура Евразии за январь-июнь 2021 года"