Найти тему

Ребёнку в садике дают каши меньше, чем другим детям! Воспитатели его "объедают"? Нет - они осуществляют индивидуальный подход!

Довольно часто, встречая упоминание об "индивидуальном подходе", вижу, что смысл этого понятия сегодня воспринимается не правильно. Обычно его понимают "буквально": насколько часто "воспитатель подходит к данному ребёнку и сколько времени ему уделяет". Но это не совсем так.

"Индивидуальный подход" и тарелка каши

Я привела в заголовке статьи пример, который понятнее других объяснит что такое "индивидуальный подход".

Воспитатель знает, что Петя отличается от других детей группы тем, что плохо кушает. Каждый приём пищи в детском саду приносит мальчику массу переживаний.

Что сделать, чтобы ребёнок съел кашу?
Что сделать, чтобы ребёнок съел кашу?

Поэтому, воспитатели проявляют "индивидуальный подход" к ребёнку, и немного уменьшают количество каши в тарелке Пети. "Урезанная" порция каши становится посильной для полного съедания дошкольником.

Петя чувствует себя увереннее, справившись с кашей, а полученная от воспитателя заслуженная похвала ещё больше придаёт ему веры в свои силы, поднимает настроение.

Секрет индивидуального подхода.

Индивидуальный подход означает работу педагога с детьми с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сошлёмся на А.С.Макаренко, который предостерегал, что

индивидуальный подход «не означает возню с уединенной капризничающей личностью". Это не "парная педагогика", не камерное воспитание, не "разрозненная возня с каждым воспитанником".

Другие примеры осуществления индивидуального подхода.

Со стороны может показаться, что Даше сегодня совсем не помогали одеваться на прогулку. А на деле: у неё развивали самостоятельность, навыки самообслуживания. Потому что известно, что родители всегда одевают девочку "от и до", не позволяя ей самой поупражняться в развитии полезных умений .

Индивидуальное занятие с ребёнком
Индивидуальное занятие с ребёнком

Или, могло показаться, что с Никитой воспитатель совсем не занималась в свободное время, в течение дня, и он играл один. Но на деле воспитатель развивала у него навыки свободной игры. И не оставляла его вне поля своего внимания. Когда Никита играл с машинкой, она специально посылала к нему Марину с куклой, чтобы мальчик покатал неожиданного пассажира на своём транспорте, чтобы у детей получилась совместная игра.

Подобным же образом воспитатели поступают, учитывая другие индивидуальные качества детей: застенчивого ребёнка подбодрят лишний раз; медлительному и малоподвижному – будут давать задания, чтобы побольше двигался, не "засиживался" на одном месте; заносчивому ребёнку предложат почаще представлять себя на месте других, и так далее.

Обязательно должна сказать, что разнообразные формы индивидуальной работы с детьми: индивидуальные занятия (в отличие от групповых), индивидуальные задания (разной степени сложности), индивидуальные приёмы, используются при осуществлении индивидуального подхода. Обычно педагог занимается с конкретным ребёнком по индивидуальной программе (плану).

Индивидуальный подход с целью развития индивидуальности личности

Индивидуальность – это особенность и оригинальность личности, её своеобразие, неповторимость; это то, что делает нас непохожими на окружающих, выделяет из общей массы.

Каждый из нас имеет какие-то индивидуальные качества, и нужно понимать, что индивидуальность людей - огромная ценность как для самого человека, так и для общества. Не должны мы, и не можем, быть скроенными по одному шаблону.

Люди - как разнообразные цветы на клумбе, каждый интересен по-своему. И чем больше разнообразия, тем богаче, полнее и интереснее наша жизнь.

Как помочь развитию индивидуальности?

Рома - физически развит не по годам, возможно это будущий герой Олимпиад. /Одна бабушка мне рассказывала о феноменальной ловкости своего пятилетнего внука, который без разбега мог взобраться на детские шкафчики в приёмной детского сада/ Нужно постараться не загубить спортивный талант такого ребёнка, предоставить ему возможность двигаться как можно больше, а ещё и родителям посоветовать отдать ребёнка в спортивную секцию.

Лиля любит рисовать. Можно каждый раз давать ей дополнительное задание: дополнить рисунок какими-то деталями, использовать больше красок, или поручить нарисовать рисунок в подарок няне.

Нужно использовать все возможности, чтобы индивидуальность каждого ребёнка получила развитие.

Утверждение А.С.Макаренко о ценности индивидуальности:

«Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей, может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность»

Он же о перекосе в сторону коллективного воспитания, нивелирующего индивидуальность (чем часто грешат педагоги):

«Уж у нас коли станут на путь коллективного воспитания, так решают обязательно следить, чтобы от всякой индивидуальности остались лишь рожки да ножки."

В то же время, нужно учитывать, что индивидуальные качества могут быть и отрицательными. Лучше стараться их не замечать (если они не наносят вред окружающим), но, при этом, нужно стараться развивать положительные качества ребёнка. Не получившие подкрепления отрицательные проявления личности вскоре исчезнут сами.

Часто индивидуальный подход подменяют дифференцированным

Не дано всем педагогам встать вровень с А.С.Макаренко, а, прямо скажем, не дано никому... Видимо, гениев повторить невозможно.

Но, уже при нём и позже, индивидуальный подход всё чаще подменяли дифференцированным (делили детей на группы по каким-то особенностям: поведения, качеств личности, пола, уровня интеллекта и т.д.).

Сам Макаренко заводил дневники на каждого воспитанника, в которых записывал все особенные качества личности ребёнка, и в соответствии с ними выбирал воспитательные воздействия. Но детей он никогда не "делил на подгруппы", не дифференцировал по индивидуальным особенностям.

А что мы видим в "реальной" педагогике? "Слабых" учащихся отделяют от "сильных", "мальчиков" от "девочек" (при раздельном обучении), "трудных" от "нормальных" и так далее.

А, например, кто мне объяснит создание отдельных логопедических групп и логопедических детских садов? Якобы, для того, чтобы создать для детей с логопедическими проблемами лучшие условия для исправления логопедического дефекта? Но лучшим условием для таких детей является помещение в группу с нормально говорящими детьми, чтобы было за кем тянуться! Разве не так?

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Просто фантастический (сегодня и помыслить об этом невозможно) пример из деятельности А.С.Макаренко.

Французский министр Эррио при посещении коммуны имени Дзержинского спросил: «Как вы допускаете, что у вас воспитываются вместе правонарушители и нормальные дети?» Макаренко ответил ему, что в жизни они живут вместе, следовательно, и воспитывать их нужно тоже вместе, так как человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться любому влиянию.

Поскольку в статье я постоянно делала ссылки на высказывания великого педагога А.С.Макаренко, приведу в заключение слова одного из его последователей - В. Кумарина:

Антоном Семёновичем Макаренко была создана «на все времена общечеловеческая модель совершенного общественного устройства. Модель, в которой главным действующим персонажем является вовсе не коллектив, как многие привыкли думать, а отдельно взятый человек со всеми его врождёнными потребностями и врождёнными способностями»

****************************************************

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!

Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ - лучшее средство развеять случайные сомнения.

Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

►►► Рекомендую прочитать следующие интересные и полезные статьи:

Учение Макаренко живёт и побеждает… в Японии. Сходство Японии с СССР по результатам воспитания нации

Что помогло заговорить моему внуку, "молчавшему" почти до трёх лет?

Почему, только оказавшись за границей с детьми, наши соотечественники начинают ценить российское дошкольное образование?