Найти тему
Ростуризм

Когда возможности безграничны. Говорим об инклюзивном туризме

Может ли один человек изменить взгляд других людей на проблему, которая им не знакома? Может ли один человек показать и открыть возможности для тех, кто раньше не мог выходить даже из дома? Может ли один человек повлиять на развитие инклюзивного туризма целого региона и даже страны? Да. Да. И да.

Сегодня мы расскажем вам о нашем грантополучателе Светлане Нигматуллиной, человеке с невероятной судьбой, жаждой жизни и желанием делать жизнь других качественно лучше. Светлана – директор АНО Центр развития социальных и образовательных проектов «АУРА», победитель конкурса «Мастера гостеприимства» проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей», лауреат премии «Сопричастность». Фонд под руководством Светланы несколько раз становился грантополучателем, а проект «Путешествия мечты» стал лучшим в конкурсе «Лучший социальный проект года» 2020 в номинации «Лучший проект социального предпринимательства в сфере социального туризма».

Светлана уверена, что мы не сможем позаботиться о других, если сначала не позаботимся о себе. Именно так и начался путь Светланы – с себя. Передвигаясь на инвалидной коляске, она не могла выйти из дома из-за отсутствия пандуса в доме, хотя жила на первом этаже. Шаг за шагом Светлана изменила не только свою жизнь, но и качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья всей Калининградской области и продолжает это делать, расширяя географию помощи до размеров страны.

На фото Светлана Нигматуллина, директор АНО Центр развития социальных и образовательных проектов «АУРА»
На фото Светлана Нигматуллина, директор АНО Центр развития социальных и образовательных проектов «АУРА»

Светлана, есть ощущение, что мы только с самом начале пути к обществу, возможности в котором открыты для всех, и сейчас только-только начинаем учиться общаться с людьми с инвалидностью. Как это видится вам?

Да, это так, но не во всей стране. Могу сказать, что в Калининградской области все уже привыкли видеть и общаться с людьми с разного рода ограничениями. Это во многом связано с деятельностью АНО Центр развития социальных образовательных проектов «АУРА»: мы обучаем персонал сферы услуг (банки, транспортные и социальные компании) и туризма культуре обслуживания людей с инвалидностью. Мы делаем акцент на формировании компетенций профессионала, который способен качественно оказать услуги для клиента с особенностями здоровья, руководствуясь при этом не эмоциональным или личностным отношением, а объективным, основанным на конкретных знаниях и навыках. Но так было не всегда. В начале нашего пути мы были для общества раздражителями, мы пытались рассказать, что мы есть, что мы хотим и можем жить полноценной жизнью, что мы хотим получать услуги и можем платить за них. Наверно, это было связано со страхом неизвестности, как общаться с людьми с ограниченными возможностями, как все организовать и так далее. Но как и в любом деле все решает практика, можно сколько угодно рассказывать о чем-то в теории, но реальность – это совсем другое. Принцип достаточно прост: чем больше и чаще общения, тем естественнее оно становится.

Какой, на ваш взгляд, должна быть культура общения с людьми, у которых есть особенности здоровья?

На наших тренингах я всегда делаю акцент на возможностях этих людей, на их потенциале, который может быть реализован благодаря созданию доступной среды, а не на грустных историях. Прожить можно разную жизнь. В разных условиях. И только сам человек определяет, будет ли он творцом или жертвой. Например, по телевидению есть социальная реклама о людях с ограниченными возможностями или периодически выходят какие-то сюжеты, мне кажется важным, чтобы они были про обычных людей, а не о медийных героев. Сейчас мы проходим путь от того, когда инвалидов прятали или делали вид, что их нет, сейчас мы учимся принимать и понимать людей с инвалидностью.

Как вы думаете, как сделать этот путь принятия мягче?

Сейчас мы учим инклюзии взрослых людей. В идеале начинать надо с детства. Вести работу в этом направлении очень важно: ведь дети совершенно по-другому все воспринимают, несомненно они видят отличия, но для них это не что-то ужасающее или препятствующее общению. Они легко воспринимают иное. Инклюзия, начинающаяся с детства, абсолютно естественна. Когда эти дети вырастут, у них не возникнет мыслей и дилемм по поводу того, стоит ли, например, строить пандус или нет. В школах должны быть абсолютно универсальные условия и важно их подготовить.

Вы говорили, что в Калининградской области люди с инвалидностью на улицах уже «норме». Но ведь так было не всегда? Расскажите об этом пути.

Когда я прошла свой путь к полноценной жизни, несмотря на некоторые физические ограничения, я стала помогать другим людям: кому-то советом, кому-то делом. Портом я открыла свою организацию*, где мы стали организовывать разного рода проекты: консультировали по вопросам созданию доступной среды, выигрывали гранты, которые мы реализуем на территории других объектов, делая их посещение возможным для всех. Например, так было на Куршской косе. Когда я начала заниматься организацией туров для людей с инвалидностью, меня часто спрашивали, поедем ли мы туда. Но приходилось отвечать отрицательно, так как там не было абсолютно ничего для людей с ограниченными возможностями. Но ведь «нет» – это не про гостеприимство. У меня была встреча с руководством НП «Куршская коса», где я выступила с инициативой создания доступной среды в национальном парке и предложила сделать это с помощью гранта. Это был грант от немецкого фонда по сохранению Балтийского моря, о котором мне когда-то рассказал мой друг. Сначала казалось, что тематически это не наш конкурс, ведь мы не занимались проблемами экологии, но потом мы решили посмотреть на это с другой стороны: инвалиды тоже могут принимать участие в защите окружающей среды, но у них нет для этого физической возможности – огни просто не могут попасть в сам парк. Работа над этим проектом изменила и мой взгляд на некоторые вещи: нам было очень важно бережно вписать всю инфраструктуру для людей с особенностями здоровья в ландшафт парка, важно было сохранить экосистему и не спилить ни одного дерева. Что мы успешно и реализовали. И это было непросто, так как у нас нет ни одного законодательного акта, регламентирующего создания доступной среды на территории национальных парков. И мы это взяли на себя, были первопроходцами.

* Прим. редакции. Речь идет об АНО Центре развития социальных и образовательных проектов «АУРА».

Грант от немецкого фонда был не единственным, правильно я понимаю? Расскажите, пож-та, о проекте «Путешествия мечты» и о том, что было реализовано для него в рамках грантовой поддержки?

Да, было еще несколько грантов от разных фондов, которые помогли сделать Калининградскую область более открытой и адаптированной для людей с ограниченными возможностями. Одним из таких грантов был грант Ростуризма, средства которого частично финансировали приобретение автобуса для проекта «Путешествия мечты». До покупки своего транспорта мы пользовались услугами социального такси, которые есть у муниципалитета области. Но это было неудобно и для нас, и для региона. Это ограничивало нас в количестве туров, а жителей – в использовании этого такси.

Видео: АНО Центр развития социальных и образовательных проектов «АУРА»

Почему автобус пришлось создавать по индивидуальному заказу?
Мы не нашли готового автобуса, который бы удовлетворял наши потребности, а именно нам был нужен один экскурсионный автобус, где могли поместиться 6 человек, передвигающиеся на инвалидных колясках, и 6 сопровождающих. Мы обращались к разным производителям, но того, кто согласился воплотить нашу идею в жизнь, мы нашли в Нижнем Новгороде – это компания Foxbus. Сначала они отнеслись к этому скептически, так как было много желающих осуществить подобный проект, но дальше разговоров дело не заходило. Но мы были другими. Дошла до акционеров, понимая, что ничего не потеряю, если спрошу. Я обрисовала им будущее, если они согласятся с нами сотрудничать, ведь в России не подобного транспорта, а инвалиды есть. Это значит, что каждый регион будет заинтересован в приобретении такого автобуса для маломобильных групп. В автобусе есть багажные полки, кондиционер, USD-устройства, чтобы можно было зарядить аккумуляторы инвалидной коляски, электроподъемник, ремни безопасности для крепления колясок, кнопки вызовы водителя и удобные откидывающиеся кресла Это очень удобно, как ты не теряешь времени, пытаясь где-то зарядить коляску. Раньше приходилось либо возвращаться в отель или искать где-то точку питания и ждать.

Видео: АНО Центр развития социальных и образовательных проектов «АУРА»

Расскажите, как происходила коммуникация с заводом-производителем? С какими сложности при конструировании автобуса вы столкнулись?

Я могла сказать, что мне важно, как организатору таких туров и как человеку, который передвигается на коляске. Были моменты технические, которые я не знала. С ними мне помог мой коллега.

Нам нужен был автобус-трансформер, который позволял бы при необходимости разместить 27 посадочных мест + 1 водитель и легко убрать часть кресел, когда туристами будут люди на колясках, чье передвижение в автобусе тоже должно быть безопасным, т.е. чтобы инвалидное кресло фиксировалось ремнями безопасности. Этот момент трансформера нужно было узаконить, т.к. подобной практики в нашей стране не было. И я очень благодарна заводу, что они согласились стать первопроходцами в этом.

Есть ли какие-то новые идеи сейчас, которые хочется воплотить?

Идеи есть всегда. Скоро у нас планируется открытие апартаментов в поселке Железнодорожный в Правдинском районе Калининградской области. Там я купила квартиру в многоквартирном доме в старом немецком стиле на первом этаже, где губернатор области помог поставить пандус, который отлично вписался и в архитектуру дома, и в архитектуру улицы. Это еще один отличный пример, что доступная среда может быть красивой и лаконичной. Апартаменты будут с элементами умного дома: открыть квартиру можно будет комбинаций цифр на замке, выключить воду удаленно, если гость забыл, и пр.

Есть у нас и еще одна проблема в отелях в Калининграде, да и по всей стране: наличие одного или максимум 2 адаптированных под нужды гостей с инвалидностью номеров. Т.е. когда нужно разместить группу, приходится искать варианты. Поэтому наша мечта – построить на берегу Балтийского моря отель или гостевой дом, территория которого была бы адаптирована для людей с ограниченными возможностями. Идея не в том, чтобы отель был построен для людей с инвалидностью, а в том, чтобы такие туристы могли жить комфортно в любом из номеров.

Как бы Вы обозначили миссию своего проекта?

Наша цель – не строительство пандусов. Наша цель – вовлеченность людей с инвалидностью в разные сферы деятельности и открытость среды для них, для реализации их возможностей и потенциала. Мы должны создать такую среду, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли выбирать, как им жить, чем заниматься и что посещать, а не идти туда, где есть возможность проехать на коляске, например.

Если у вас есть идеи проектов в сфере инклюзивного туризма, вы можете их реализовать, участвуя в конкурсе грантовой поддержки. Список областей, который получат субсидии в 2023 году, смотрите
на нашем сайте.

Здоровье
680K интересуются