Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Wings «Venus and Mars», 1975 г. ~ шикарный альбом Пола Маккартни, сделанный исключительно на хайпе

В 1974 году после более чем годового перерыва Пол Маккартни задумал отправиться в грандиозное мировое турне, но, на его взгляд, ему не хватало убойного концертного материала. И чуть более чем за месяц чистого времени возрожденные Wings буквально на хайпе выдали шикарный альбом «Venus and Mars», который повторил успех предыдущего «Band of the Run», но через время из-за повальной критики стал стремительно утрачивать свои позиции в мировых чартах. Альбом «Венера и Марс», записанный Полом Маккартни со своей группой «Уингз» в 1974-75 гг. – альбом выдающийся. Он был сделан по следам шедеврального «Band on the Run», и задумывался таким же великим, но на этот раз записывала его не троица основателей группы, а еще и новый лидер-гитарист и барабанщик. То есть над пластинкой работала полноценная группа, да еще плюс несколько приглашенных музыкантов. И альбом вышел на славу. Он, как и его предшественник, возглавил американские и британские чарты, улучшил свои позиции в списках популярности всех ос

В 1974 году после более чем годового перерыва Пол Маккартни задумал отправиться в грандиозное мировое турне, но, на его взгляд, ему не хватало убойного концертного материала. И чуть более чем за месяц чистого времени возрожденные Wings буквально на хайпе выдали шикарный альбом «Venus and Mars», который повторил успех предыдущего «Band of the Run», но через время из-за повальной критики стал стремительно утрачивать свои позиции в мировых чартах.

Wings «Venus and Mars», 1975 г. - классика Пола Маккартни
Wings «Venus and Mars», 1975 г. - классика Пола Маккартни

Альбом «Венера и Марс», записанный Полом Маккартни со своей группой «Уингз» в 1974-75 гг. – альбом выдающийся. Он был сделан по следам шедеврального «Band on the Run», и задумывался таким же великим, но на этот раз записывала его не троица основателей группы, а еще и новый лидер-гитарист и барабанщик. То есть над пластинкой работала полноценная группа, да еще плюс несколько приглашенных музыкантов.

И альбом вышел на славу. Он, как и его предшественник, возглавил американские и британские чарты, улучшил свои позиции в списках популярности всех остальных «чартовых» стран, но только почему-то вдвое провалился в Австрии (2-я позиция против 1-й у «Band on the Run»), и вообще загремел под фанфары в Бельгии (№84 против №4). Также он в итоге получил только одну «платину» вместо прежних «трех», а это уже о чем-то может говорить.

Внешний разворот конверта альбома немецкого выпуска 1975 года
Внешний разворот конверта альбома немецкого выпуска 1975 года

Провалились в США, Канаде, Великобритании и Германии и два сингла к альбому из трех, а тот, который не провалился, показал не лучшие позиции. И это странно, так как сам альбом, с которого эти синглы вышли, во многих странах снес с вершин чартов всех своих конкурентов, хотя и ненадолго.

В общем, не знаю, как там на Западе на самом деле относились в альбому «Venus and Mars» и отдельным песням с него, но в СССР он всегда ценился ниже, чем «Бэнд он зэ Ран». Стоил по деньгам он столько же, но «Ран» можно было продать за эти деньги или обменять на что-то хорошее гораздо быстрее, чем «Венеру и Марс».

Внутренний разворот конверта
Внутренний разворот конверта

Ну, вот что бы сказал об альбоме лично я? Я его услышал в 1983 году, причем сразу на пластмассе, индийской, правда, но с хорошим звучанием. Сам конверт мне очень понравился – очень солидный, и со всякими «кишками», а вот музыка не очень.

Нет, музыка сама по себе хороша, все песни одна в одну, как патроны в обойме, хитов полным-полно, Маккартни – в своем репертуаре, остальные музыканты сыграли на «бис», продюсеры отсканировали музыку просто прекрасно.

Лейблы немецкой виниловой пластинки с обоих сторон. Справа - одна из сторон конверта для пластинки, вторая сторона - почти идентичная первой
Лейблы немецкой виниловой пластинки с обоих сторон. Справа - одна из сторон конверта для пластинки, вторая сторона - почти идентичная первой

Но вот с первого раза мне эта музыка не зашла, пришлось слушать диск много раз, прежде чем я не понял, в чем дело. Просто альбом сделан на хайпе, то есть на трезвую голову, но с огромным желанием выдать шедевр, да побыстрее. К сожалению, шедевра не получилось, хотя все песни смотрелись бы на других альбомах Маккартни как влитые, но по раздельности.

Наклейки, шедшие к альбому
Наклейки, шедшие к альбому

Проблема «Венеры и Марса» заключается в том, что Пол почувствовал себя звездой, хорошо поработал над внешним сиянием музыки и просто не успел вложить в каждую песню душу, как это делал на предыдущих альбомах, и на всех последующих. С виду альбом как живой, но в него забыли положить фирменные приправы. В итоге сложилось такое впечатление, что пластинку записал не Пол Маккартни, а его двойник, который похож на прототипа только внешне, но музыкальными качествами реального Маккартни не обладает, хотя умеет прекрасно копировать его идеи.

Но душу-то ведь не скопируешь.

Плакат к альбому
Плакат к альбому

Но давайте не будем о плохом, а лучше о хорошем. Альбом прекрасен и в таком виде, хотя понятно, почему его провалили бельгийцы и не особо ценили советские меломаны. Мне-то как коллекционеру винила – все равно, я собрал сразу три варианта этого шедевра (почти шедевра) – немецкий, российский и уругвайский. Зачем, спрашивается, мне уругвайский? Ну, наверное потому, что в этой стране, единственной из других, он был отпечатан на Apple Records, с битловским яблоком на лейбле. Я ведь больше коллекционер, чем меломан.

Задняя сторона плаката
Задняя сторона плаката

Для альбома Пол Маккартни написал 13 композиций, и никаких бонусов, то есть все, что было записано для альбома, на него и вошло. Все песни, кроме двух, написал Пол Маккартни с Линдой, и на всех, кроме двух, спел. Все эти «две песни» я укажу в списке ниже.

Сторона 1:

1). Venus and Mars (1:20). Думаю, это самоплагиат – на предыдущем альбоме было вступление точно такого же характера, хотя и более сложное сюжетно. Однако и это интро неплохо выглядит.

2). Rock Show (5:32). Супер-пупер рок-н-ролл, многосложный, хотя центральная идея немного заезжена. Но все не центральные идеи в песне спеты и сыграны прекрасно. Также прекрасно сыграл приглашенный пианист Аллен Туссен.

3). Love in Song (3:03). Маккартни в своем репертуаре. Он любит третьим номером на альбоме ставить какую-нибудь тихую акустику. Пожалуй, это одна из немногих песен на этом альбоме, в которую Маккартни все же вложил свою бессмертную маккартевскую душу. На барабанах в этой песне стучит Джефф Бриттон, он успел записать всего три песни для этого альбома, а затем был изгнан за склочный характер и заменен Джо Инглишем. Позже Бриттон записался на альбоме Дэйвида Байрона (1977 г.), а в 1979-м – на альбоме группы Манфреда Мэнна.

4). You Gave Me the Answer (2:15). Этот номер как будто снят из репертуара битловского «Сержанта Пеппера». Тоже неплохой, хотя к «Венере и Марсу» не совсем подходит.

5). Magneto and Titanium Man (3:16). Типично маккартневская песня, то есть стандартная. Такие кочуют по альбомам сэра Пола из альбома в альбом, только мотивы разные.

6). Letting Go (4:29). Очень проникновенный и хорошо оркестрованный боевик с отличными гитарными соляками. Прекрасно подходит для следующего альбома «Wings at the Speed of Sound», но на «Band on the Run» смотрелась бы нелепо, хотя Маккартни поет тут как последний раз в жизни. Тут на барабанах тоже играет изгнанник Джефф Бриттон, что говорит о том, что песня была записана одной из первых.

Сторона 2:

7). Venus and Mars (Reprise) (2:08). Ментальный и музыкальный клон первой композиции, более длинный, но менее содержательный. Отлично смотрелся бы на каком-нибудь сольном альбоме Джона Андерсона из группы Yes.

8). Spirits of Ancient Egypt (3:03). Эту песню поет гитарист Дэнни Лейн, хоть сочинил ее Маккартни с Линдой. Правда, голос Маккартни и Линды тоже присутствует, в основном в припевах. В принципе, песня неплохая, жаль только, что короткая, и тема не совсем раскрыта. Мурлыкающие гитарные солячки Маккаллоха придают песне потустороннего шарму.

9). Medicine Jar (4:07). И снова стучит Джефф Бриттон. Поет лидер-гитарист Джимми Макаллох, он же эту песню и сочинил на пару с барабанщиком группы Focus Колином Алленом. Ничего интересного, этот номер хоть и не портит пластинку, но ничего хорошего на нее не добавляет.

10). Call Me Back Again (4:39). Интересный пиано-блюз с трубами, такие песни на Бродвее играть. Маккартни тут красавчик, видимо, захотел повторить свой битловский шедевр «Oh! Darling», но не дотянул.

11). Listen to What the Man Said (4:24). Чистая попса типа Рода Стюарта, ни к селу ни к городу. На гитаре играет приглашенный специально для этого опуса Дэйв Мэйсон.

12). Treat Her Gently - Lonely Old People (4:21). Почти битловский шедевр. Напомнил мне времена «Abbey Road» и «Let It Be». Хотя, с другой стороны, песня отлично вписалась бы в альбом Wings «London Town».

13). Crossroads Theme (1:00). Закрывашка альбома, и тоже по духу – чистые поздние «Битлы». Так как это просто короткий яркий этюд, то плохого сказать нечего.

Следует добавить, что на сессиях «Венеры и Марса» были сделаны наброски еще двух песен – «Lunch Box/Odd Sox» и «My Carnival», но до ума доведены они не были. В 1980 году первая была аранжирована для сингла к альбому «McCarthey II», а вторая попала на сингл только в 1985-м.

В заключение скажу так. Альбом «Venus and Mars» с высоты сегодняшних дней особой критике не подлежит, потому что это классика, причем неплохая. Но вот если его сравнивать с другими альбомами Wings, то есть записанных Полом Макартни в 70-х, то это не лучший образец его совместного творчества с «Крыльями». Но и не худший, потому что, вот, например, я не очень хорошо отношусь к альбому «Wings at the Speed of Sound», хотя на нем есть три просто шедевральные песни. Еще хуже, как по мне, альбом «Wild Life», хотя две первые песни на нем – мои любимые.

Ну, а если смотреть на этот альбом глазами коллекционера, то с этой точки зрения он вполне достойный всех остальных студийных альбомов группы Wings, о которых я тоже распишу в других публикациях.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Paul and Linda McCartney «Ram», 1971 г. ~ это матрица, из которой Маккартни черпал идеи для всей своей остальной музыки

Альбом «Band On The Run» Пола Маккартни стал самым крутым творением всего «сольного битломанства»

Альбом Wings «London Town», 1978 г. ~ ментальная вершина Пола Маккартни, после которой надо было что-то кардинально менять

Альбом «Back to the Egg», 1979 г. ~ убойное завершение карьеры группы Пола Маккартни Wings

Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному