В 1974 году после более чем годового перерыва Пол Маккартни задумал отправиться в грандиозное мировое турне, но, на его взгляд, ему не хватало убойного концертного материала. И чуть более чем за месяц чистого времени возрожденные Wings буквально на хайпе выдали шикарный альбом «Venus and Mars», который повторил успех предыдущего «Band of the Run», но через время из-за повальной критики стал стремительно утрачивать свои позиции в мировых чартах.
Альбом «Венера и Марс», записанный Полом Маккартни со своей группой «Уингз» в 1974-75 гг. – альбом выдающийся. Он был сделан по следам шедеврального «Band on the Run», и задумывался таким же великим, но на этот раз записывала его не троица основателей группы, а еще и новый лидер-гитарист и барабанщик. То есть над пластинкой работала полноценная группа, да еще плюс несколько приглашенных музыкантов.
И альбом вышел на славу. Он, как и его предшественник, возглавил американские и британские чарты, улучшил свои позиции в списках популярности всех остальных «чартовых» стран, но только почему-то вдвое провалился в Австрии (2-я позиция против 1-й у «Band on the Run»), и вообще загремел под фанфары в Бельгии (№84 против №4). Также он в итоге получил только одну «платину» вместо прежних «трех», а это уже о чем-то может говорить.
Провалились в США, Канаде, Великобритании и Германии и два сингла к альбому из трех, а тот, который не провалился, показал не лучшие позиции. И это странно, так как сам альбом, с которого эти синглы вышли, во многих странах снес с вершин чартов всех своих конкурентов, хотя и ненадолго.
В общем, не знаю, как там на Западе на самом деле относились в альбому «Venus and Mars» и отдельным песням с него, но в СССР он всегда ценился ниже, чем «Бэнд он зэ Ран». Стоил по деньгам он столько же, но «Ран» можно было продать за эти деньги или обменять на что-то хорошее гораздо быстрее, чем «Венеру и Марс».
Ну, вот что бы сказал об альбоме лично я? Я его услышал в 1983 году, причем сразу на пластмассе, индийской, правда, но с хорошим звучанием. Сам конверт мне очень понравился – очень солидный, и со всякими «кишками», а вот музыка не очень.
Нет, музыка сама по себе хороша, все песни одна в одну, как патроны в обойме, хитов полным-полно, Маккартни – в своем репертуаре, остальные музыканты сыграли на «бис», продюсеры отсканировали музыку просто прекрасно.
Но вот с первого раза мне эта музыка не зашла, пришлось слушать диск много раз, прежде чем я не понял, в чем дело. Просто альбом сделан на хайпе, то есть на трезвую голову, но с огромным желанием выдать шедевр, да побыстрее. К сожалению, шедевра не получилось, хотя все песни смотрелись бы на других альбомах Маккартни как влитые, но по раздельности.
Проблема «Венеры и Марса» заключается в том, что Пол почувствовал себя звездой, хорошо поработал над внешним сиянием музыки и просто не успел вложить в каждую песню душу, как это делал на предыдущих альбомах, и на всех последующих. С виду альбом как живой, но в него забыли положить фирменные приправы. В итоге сложилось такое впечатление, что пластинку записал не Пол Маккартни, а его двойник, который похож на прототипа только внешне, но музыкальными качествами реального Маккартни не обладает, хотя умеет прекрасно копировать его идеи.
Но душу-то ведь не скопируешь.
Но давайте не будем о плохом, а лучше о хорошем. Альбом прекрасен и в таком виде, хотя понятно, почему его провалили бельгийцы и не особо ценили советские меломаны. Мне-то как коллекционеру винила – все равно, я собрал сразу три варианта этого шедевра (почти шедевра) – немецкий, российский и уругвайский. Зачем, спрашивается, мне уругвайский? Ну, наверное потому, что в этой стране, единственной из других, он был отпечатан на Apple Records, с битловским яблоком на лейбле. Я ведь больше коллекционер, чем меломан.
Для альбома Пол Маккартни написал 13 композиций, и никаких бонусов, то есть все, что было записано для альбома, на него и вошло. Все песни, кроме двух, написал Пол Маккартни с Линдой, и на всех, кроме двух, спел. Все эти «две песни» я укажу в списке ниже.
Сторона 1:
1). Venus and Mars (1:20). Думаю, это самоплагиат – на предыдущем альбоме было вступление точно такого же характера, хотя и более сложное сюжетно. Однако и это интро неплохо выглядит.
2). Rock Show (5:32). Супер-пупер рок-н-ролл, многосложный, хотя центральная идея немного заезжена. Но все не центральные идеи в песне спеты и сыграны прекрасно. Также прекрасно сыграл приглашенный пианист Аллен Туссен.
3). Love in Song (3:03). Маккартни в своем репертуаре. Он любит третьим номером на альбоме ставить какую-нибудь тихую акустику. Пожалуй, это одна из немногих песен на этом альбоме, в которую Маккартни все же вложил свою бессмертную маккартевскую душу. На барабанах в этой песне стучит Джефф Бриттон, он успел записать всего три песни для этого альбома, а затем был изгнан за склочный характер и заменен Джо Инглишем. Позже Бриттон записался на альбоме Дэйвида Байрона (1977 г.), а в 1979-м – на альбоме группы Манфреда Мэнна.
4). You Gave Me the Answer (2:15). Этот номер как будто снят из репертуара битловского «Сержанта Пеппера». Тоже неплохой, хотя к «Венере и Марсу» не совсем подходит.
5). Magneto and Titanium Man (3:16). Типично маккартневская песня, то есть стандартная. Такие кочуют по альбомам сэра Пола из альбома в альбом, только мотивы разные.
6). Letting Go (4:29). Очень проникновенный и хорошо оркестрованный боевик с отличными гитарными соляками. Прекрасно подходит для следующего альбома «Wings at the Speed of Sound», но на «Band on the Run» смотрелась бы нелепо, хотя Маккартни поет тут как последний раз в жизни. Тут на барабанах тоже играет изгнанник Джефф Бриттон, что говорит о том, что песня была записана одной из первых.
Сторона 2:
7). Venus and Mars (Reprise) (2:08). Ментальный и музыкальный клон первой композиции, более длинный, но менее содержательный. Отлично смотрелся бы на каком-нибудь сольном альбоме Джона Андерсона из группы Yes.
8). Spirits of Ancient Egypt (3:03). Эту песню поет гитарист Дэнни Лейн, хоть сочинил ее Маккартни с Линдой. Правда, голос Маккартни и Линды тоже присутствует, в основном в припевах. В принципе, песня неплохая, жаль только, что короткая, и тема не совсем раскрыта. Мурлыкающие гитарные солячки Маккаллоха придают песне потустороннего шарму.
9). Medicine Jar (4:07). И снова стучит Джефф Бриттон. Поет лидер-гитарист Джимми Макаллох, он же эту песню и сочинил на пару с барабанщиком группы Focus Колином Алленом. Ничего интересного, этот номер хоть и не портит пластинку, но ничего хорошего на нее не добавляет.
10). Call Me Back Again (4:39). Интересный пиано-блюз с трубами, такие песни на Бродвее играть. Маккартни тут красавчик, видимо, захотел повторить свой битловский шедевр «Oh! Darling», но не дотянул.
11). Listen to What the Man Said (4:24). Чистая попса типа Рода Стюарта, ни к селу ни к городу. На гитаре играет приглашенный специально для этого опуса Дэйв Мэйсон.
12). Treat Her Gently - Lonely Old People (4:21). Почти битловский шедевр. Напомнил мне времена «Abbey Road» и «Let It Be». Хотя, с другой стороны, песня отлично вписалась бы в альбом Wings «London Town».
13). Crossroads Theme (1:00). Закрывашка альбома, и тоже по духу – чистые поздние «Битлы». Так как это просто короткий яркий этюд, то плохого сказать нечего.
Следует добавить, что на сессиях «Венеры и Марса» были сделаны наброски еще двух песен – «Lunch Box/Odd Sox» и «My Carnival», но до ума доведены они не были. В 1980 году первая была аранжирована для сингла к альбому «McCarthey II», а вторая попала на сингл только в 1985-м.
В заключение скажу так. Альбом «Venus and Mars» с высоты сегодняшних дней особой критике не подлежит, потому что это классика, причем неплохая. Но вот если его сравнивать с другими альбомами Wings, то есть записанных Полом Макартни в 70-х, то это не лучший образец его совместного творчества с «Крыльями». Но и не худший, потому что, вот, например, я не очень хорошо отношусь к альбому «Wings at the Speed of Sound», хотя на нем есть три просто шедевральные песни. Еще хуже, как по мне, альбом «Wild Life», хотя две первые песни на нем – мои любимые.
Ну, а если смотреть на этот альбом глазами коллекционера, то с этой точки зрения он вполне достойный всех остальных студийных альбомов группы Wings, о которых я тоже распишу в других публикациях.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Band On The Run» Пола Маккартни стал самым крутым творением всего «сольного битломанства»
Альбом «Back to the Egg», 1979 г. ~ убойное завершение карьеры группы Пола Маккартни Wings
Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному