К началу 90-х годов прошлого столетия обстановка в рок-группе Deep Purple была очень напряженной. Смена вокалиста показала, что без Гиллана успеха не будет, а без согласия Блэкмора в группе не будет и Гиллана. И тогда Роджером Гловером был придуман ход спасения группы. Он придумал так, чтобы для возвращения Гиллана избавиться от Блэкмора, и операция увенчалась успехом
В 1993-м году в творчестве группы Deep Purple произошел коренной перелом. Музыканты выпустили очередной альбом «The Battle Rages On...», и после этого история группы пошла совсем в другом направлении. Я не скажу, конечно, что музыка стала другая, но музыканты в том году и на самом деле решили огромную проблему, которая называлась Ричи Блэкмор.
Спору нет – все долгие годы именно гитарист направлял саунд группы и определял направление ее развития. Короткий период с Томми Болином можно не принимать во внимание, а 10 лет отсутствия Ричи в составе DP (1975-1984 гг.) тоже ни о чем не говорят, потому что имеется в виду только активная биография группы. И некоторые музыканты, вспоминая впоследствии прошедшие годы, подспудно признаются в том, что в 1993 году «пузырь проблем», который сопровождал DP с 1968 года, с уходом Блэкмора в 1993-м наконец-то лопнул, и коллектив зажил спокойной и счастливой жизнью.
На видео: репетиции Deep Purple во время последних своих гастролей с составом Mark II в 1993 году
Что предшествовало этому событию? В основном мы узнаем об этом от Джона Лорда, Джо Линн Тернера и частично от Иэна Гиллана, потому что остальные музыканты как-то этот момент не особо охотно комментируют. В одном из интервью, которые дал Джо - бывший вокалист Rainbow и Deep Purple, он рассказал, что раскол начался еще ранее – в 1989-м, когда антагонизм между Блэкмором и Гилланом достиг апогея, и последнего просто выгнали из группы. Хотя, конечно же, Гиллан утверждает, что он ушел сам.
Но анализируя воспоминания Джона Лорда и Д. Л. Тернера, можно сделать однозначный вывод о том, что Блэкмора несколько лет спустя тоже просто изгнали из группы, чтобы он перестал нагнетать обстановку, и не представлял опасности не столько для музыкального коллектива, сколько для лейбла BMG (RCA), под «патронатом» которого тогда действовали «Тёмно-пурпурные». Замена вокалиста в 1990-м году сказалась на доходах компании если не катастрофически, то очень плохо, и вскоре стало понятно, что Тернер для DP не подходит – назревала новая замена.
Однако лейбл не хотел рисковать. Идеальным вокалистом были, конечно же, уже известные фронтмены группы, но Ковердейл отказался вновь работать с Блэкмором наотрез, а Блэкмор отказался работать с Гилланом. Альтернатива в виде какого-то молодого вокалиста никого, кроме Блэкмора, не устраивала. И хоть группа в 1991 году начала записывать очередной диск, но работа не клеилась. За год не было записано почти ничего, а финансовые средства, выделенные на запись, были истрачены. Лейбл готовился предъявлять к группе финансовые иски, которые могли подчистую разорить ее музыкантов. Надо было что-то решать.
На видео: фрагмент концерта DP в 1993-м. Прекрасно виден разлад в группе - Блэкмор выходит на сцену только перед финальным соло, а так музыканты играют без него
И хотя мозгом группы был Ричи Блэкмор, но управление ее потенциалом было сосредоточено в руках Роджера Гловера. Как вспоминает Джон Лорд, Гловер начал продвигать идею возвращения в DP своего друга Иэна Гиллана, но не потому, что он его друг, а потому, что Гловер имел на Гиллана полное влияние, в том числе и творческое. На Тернера, а тем более на Блэкмора он никакого влияния не имел. Вот тогда-то у него и зародилась мысль избавиться не только от Тернера, но и от Блэкмора.
Тут не было никакой мести, навеянной изгнанием Гловера и Гиллана из группы в 1973-м году - Гловер никогда не был мстительным человеком. Им двигал только трезвый расчет. И вот он начал действовать по-деловому поэтапно.
Вначале, запугав остальных музыкантов огромными финансовыми потерями, Гловер избавился от фронтмена. Но это было только полдела, потому что для того, чтобы вернуть Гиллана, надо было еще вытеснить и Блэкмора. Задача облегчалась тем, что Блэкмор никогда не скрывал своих планов о возрождении Rainbow, и Гловер, пользуясь своим авторитетом, предложил руководству BMG идею – спонсировать Блэкмора для создания новой группы, и в итоге лейбл получит два прибыльных проекта – и Deep Purple с Гилланом, и Rainbow с Блэкмором. Двойная прибыль, так сказать, причем многомиллионная.
Лейбл согласился с радостью, но поставил условие – записать, наконец, «застрявший» новый альбом и провести гастроли в его поддержку.
Джо Линн Тернер впоследствии утверждал, что Блэкмор получил от BMG два миллиона долларов, после чего он был согласен и на Гиллана, и на прощальные гастроли вместе с ним на одних подмостках.
Новый альбом DP «The Battle Rages On...» записывался в разных местах – группа писала его в одной студии, а Гиллан – в другой, чтобы не соприкасаться с Блэкмором. По словам Джона Лорда, Блэкмор был в ударе, потому что перед ним маячила его светлая мечта. Однако вклад Блэкмора в музыку был минимальным, всю основную работу проделали Гловер и Гиллан. Зато Блэкмор сыграл на своем инструменте как Бог, и, по мнению Гиллана, его давний враг решил напоследок показать, что лучше его гитаристов в Deep Purple уже не будет.
На аудио: вот таким получился финальный альбом DP с дуэтом Гиллан-Блэкмор "The Battle Rages On...", 1993 г.
Пластинка вышла в июле 1993 года, «выстрелила» в Англии и Европе, но провалилась в США. Однако музыкантов американский провал не волновал – Блэкмор получил свои деньги на Rainbow, Гловер развязал себе руки, ожидая окончания гастролей, после которых Блэкмор покинет группу, Гиллан наслаждался тем, что вскоре он останется единственной звездой, а Лорд и Пэйс были рады скорому окончанию «напряженки», которую всегда навевал Блэкмор.
Ричи, правда, не дотянул до конца гастролей, он ушел из группы в середине ноября 1993 года. Сначала его заменил Джо Сатриани, а в конце 1994-го штатным гитаристом DP стал Стив Морс, который до этого был хорошо известен по работе с американской рок-группой Kansas.
С тех пор Deep Purple выпустили еще 7 студийных альбомов, и хотя в их музыке отсутствует огонь, навеваемый жесткими рифами Ричи Блэкмора и его зажигательными соло, но группа все же сумела доказать, что на Блэкморе свет клином не сошелся. Морс прекрасно подошел DP хотя бы тем, что не создавал былого напряжения.
А Блэкмор на 2 миллиона долларов, полученных им от лейбла, записал с возрожденными Rainbow всего один альбом, а затем практически покинул хард-рок сцену, занявшись средневековой фолк-музыкой.
Но это уже совсем другая история.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Рассказ о том, как Джо Линн Тёрнер в 1981 году спас «Rainbow» от банкротства
Группа «Gillan» - вторая попытка маэстро на переломе 1970-80-х. Чуть ли не хэви-метал!
Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»