Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Black Sabbath «Vol. 4», 1972 г. Сказ о том, как новоиспеченные миллионеры записывали свой поворотный альбом

Альбом Black Sabbath «Vol. 4», записанный весной 1972-го, и вышедший в сентябре того же года, ознаменовал собой не только поворот в музыке группы, но и сделал наконец-то музыкантов миллионерами, несмотря на загребущие руки их нового менеджера Патрика Михэна

Black Sabbath "Vol. 4", 1972 г.
Black Sabbath "Vol. 4", 1972 г.

Альбом Black Sabbath «Vol. 4», который поступил на прилавки в конце сентября 1972 года – это совсем не очередное творение именитой группы. Это самая настоящая смена стиля, причем она настолько кардинальная, что можно говорить уже совсем о другой группе, которая просто забыла придумать себе новое название, и оставила старое.

И на самом деле, если брать только музыку, представленную на этом альбоме, и не учитывать другие обстоятельства его записи, то вполне очевидно, что она и на самом деле кардинально отличается от того, что группа сочиняла и записывала до этого. А вызвано это было обстоятельствами, которые довольно долго скрывались от музыкальной прессы.

Ну, во-первых, «Vol. 4», в отличие от первых трех альбомов, записывался не в Лондоне, а на другом конце земного шара – в Лос-Анджелесе. Нельзя, конечно, сказать, что американская студия Record Plant была более продвинутой, чем лондонские Regent Sound и Island, в которых BS работали до этого. Однако оторванность музыкантов от родины сказалась на их музыкальной ориентации. Дело в том, что если в Англии музыканты жили с семьями, то в Америке их поселили в одном доме, где они могли творить что хотели. А что хотят музыканты после трудного дня, и особенно черносубботинцы, и особенно в Америке?

Правильно, они хотят кайфа и веселья, поэтому, пребывая в Лос-Анджелесе, они стали так сильно злоупотреблять порошкообразными веществами (сами понимаете, какими), что у каждого из них начинало буквально срывать бошки. В результате очень сильно повысилась эмоциональная сила, но понизилась сила мыслительная. Как итог – музыка, которую стали записывать Осборн и Ко, получилась уже не раздумчивая, чуть ли не психоделическая, а скорее рок-н-ролльная и бешено-металлическая.

Внешняя и внутренняя части конверта
Внешняя и внутренняя части конверта

К тому же перед записью этого альбома предыдущий продюсер Роджер Бэйн, вылизывавший каждую ноту и неохотно разрешавший Тони Айомми использовать гитарные наложения, был уволен, а вместо него продюсером назначили Патрика Михэна, который был скорее коммерсантом, чем музыкантом. Михэн отстранился от процесса работы над музыкой, подготавливая коммерческую сторону нового граммофонного проекта группы, а пульт полностью оккупировал Тони Айомми.

А вы представляете себе продюсера, который заряжает в обе ноздри порошки (сами понимаете какие) по многу раз в день?

Дополнительные листы с фотографиями, вклеенные во внутренний разворот конверта
Дополнительные листы с фотографиями, вклеенные во внутренний разворот конверта

В общем итоге музыка, которой музыканты Black Sabbath порадовали своих почитателей с выходом четвертой своей пластинки, стала очень мощной, очень громкой, и во многих местах супер-скоростной. Правда, Оззи Осборн стал петь как-то более отстраненно, то есть в его голосе на этой пластинке заметно меньше эмоций, чем на предыдущих. Ну, в принципе, его можно понять, учитывая, в каком состоянии он находился во время записи. Ведь луженая глотка – это вам не гитары или барабаны, её чрезмерное перенапряжение может быстро вывести из строя всю вокальную систему (то есть О. Осборна целиком).

Лейбл Vertigo с обоих сторон
Лейбл Vertigo с обоих сторон

Поэтому в то время как трое коллег Оззи вовсю использовали свою мускульную силу, вокалист сосредоточился на текстах, написанных Гизером Батлером. Но так как тексты по очевидным причинам получились, в отличие от предыдущих альбомов, чересчур вялыми и до банальности банальными, то и Оззи решил не сильно перенапрягаться. Он просто следовал гитарным рифам, стараясь не выбиваться из общей колеи, а уже громкость голосу добавил Тони Айомми при микшировании записи.

Однако, несмотря на все негативные обстоятельства, сопровождавшие запись альбома, очередное произведение Black Sabbath получилось таким же прекрасным и таким же классическим, как и предыдущие диски. Правда, часть фанатов группы не совсем хорошо оценила поворот музыки своих любимцев в совершенно иное русло, из-за чего «Vol. 4» просел в чартах чуть ли не вдвое в сравнении с предыдущим релизом (№13 против №8 в США, и №8 против №5 в Великобритании и Германии).

Зато благодаря этому альбому музыканты стали полноценными миллионерами, причем не только в долларах, но и в фунтах стерлингов.

Однако формальный продюсер Патрик Михэн сделал все, чтобы очистить карманы своих подопечных, погрязших в «порошковой чесотке», и делал это настолько открыто и масштабно, что даже невменяемым Оззи и Ко всё стало видно очень быстро, и они уволили своего хапугу сразу же после записи следующего альбома.

Но это уже совсем другая история.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О BLACK SABBATH НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Master of Reality» 1971 г. ~ самый успешный альбом Black Sabbath по американским стандартам

Black Sabbath «Paranoid» 1970 г. Так в истории рок-музыки официально появился первый металл

Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки