Безусловная любовь родителей к детям - истина, увы, очевидная не для всех. Николай Фешин - художник, которого в России считают русским, а в Америке - американским - пережил предательство самых близких людей, но не утратил немного наивную веру в справедливость и доброту. Но обо всём по порядку.
Эта публикация содержит ответ на загадку 11-го тура игры "Угадай, кто?" Подписчики пытались угадать, кто же изображен на странном портрете подростка, и что побудило художника запечатлеть такой странный сюжет:
Картина "Беспризорник" - ученическая работа юного Фешина, на которой он запечатлел сам себя. Это сюжетный автопортрет, убедитесь сами:
Так что верными вариантами ответа на загадку были 1Б, 2Б. Полностью правильного ответа не дал никто, но оба подписчика, предположивших, что это автопортрет писателя - правы.
Поэтому предлагают темы для призовой публикации и Ольга Волкова, и Анастасия (автор блога "Со странностями (будни педагога)". Благодарю за внимание к публикациям, за ваши ответы и жду интересных тем!
Что же это за художник такой, изобразивший себя в образе беспризорника, замерзающего в зимних сумерках? Это Николай Фешин, в судьбе которого действительно были такие эпизоды. Картина "Беспризорник" автобиографична. Казанский самородок рисковал насмерть замерзнуть или умереть от голода, и это при живых родителях!
Сирота при живых родителях
Николай Фешин родился в Казани в 1881 году в семье резчика по дереву. Уже в 6 лет Коля начал придумывать узоры, которые отец мастерски вырезал на дереве, а с 9 лет помогал отцу в мастерской, выполняя настоящие заказы. Высокое качество изделий подтверждалось серебряными медалями отраслевых выставок, организаторы которых отмечали мастерство и фантазию Фешиных.
Фешин-старший был отличным мастером, но не очень дальновидным предпринимателем. В итоге он разорился, за долги пришлось продать мастерскую и часть имущества. Жена и двое детей остались в городе, а муж стал объезжать окрестности Казани в поисках заработка. Николай тоже старался принять участие в поправлении финансовых дел семьи: в 13 лет он мастерски исполнил заказ на чертеж деревянного иконостаса.
Работа была оплачена солидной по тем временам суммой - 10 золотых рублей. По наставлению отца Николай потратил этот заработок на школьную форму.
В 1895 году в Казани открылась художественная школа, руководителем которой стал Н. Белькович. Он уже давно приметил талантливого подростка из семьи разорившегося резчика и взял Николая к себе в обучение. Отец всячески поддерживал эту инициативу и радовался, что сын сможет стать профессиональным художником. Однако, к этому моменту терпение матери семейства было исчерпано. Она уехала к своим родителям, оставив Николая, которому не было еще и 14 лет, в Казани.
Отец настоял на том, чтобы Коля продолжил учёбу и отказался взять его с собой. Так подросток остался совершенно один, без средств к существованию и жилья.
Большую часть времени он проводил в художественной школе, но доводилось голодать и ночевать и на улице. Николай подрабатывал случайными заказами и иногда получил помощь от дяди по отцовской линии. Надо сказать, отец и дядя остались для Фешина главными авторитетами до конца дней.
На портретах родителей, написанных в своеобразной импрессионистической манере, чувствуется холодность матери и внимательный, проникновенный взгляд отца.
Нищий и нелюбимый ученик Репина
Окончив в 1900 году художественную школу в родной Казани, 19-летний Фешин отправился в Петербург, мечтая продолжить образование в Императорской академии художеств. Он блестяще сдал экзамены, получив второй среди всех абитуриентов результат.
Нищий Фешин получал бесплатный обед в Академии и подрабатывал, рисуя эскизы для афиш и карикатуры для журналов. В 1903 году он в числе 70 других студентов поступил в самую популярную мастерскую - к И.Е. Репину. Учебная работа Фешина, выполненная по итогам первого года обучения у мастера, вызвала фурор в академических кругах. Вот она:
Несмотря на успех и популярность (молодого художника приглашали даже на императорский фарфоровый завод), Фешин не входил в число любимых учеников Репина, хотя открытой неприязни мастер к нему не проявлял, а впоследствии назвал Николая одним из самых талантливых студентов. Но своеобразная манера письма, которая рано сформировалась у юноши, не позволяла назвать его полноценным учеником Ильи Ефимовича.
Еще до окончания Академии Фешин начал собственную преподавательскую деятельность - это говорило о том, что сам он считает себя достаточно зрелым художником, чтобы брать себе учеников.
Есть ощущение, что Николай всю жизнь искал любви и признания, но не из тщеславия, а от эмоционального голода, который сопровождал его нищенскую юность. Например, в 1904 году, еще не окончив обучения в Академии, Фешин вместе со своим другом, инженером Ижитским, на целый год покинул Петербург и отправился в Сибирь.
Удивительно, но Петербург не оказал сколько-нибудь заметного влияния на творчество Николая - ни в плане выбора сюжетов, ни в плане техники живописи. Это говорит о том, что самобытный художник уже к 20 годам был вполне сложившимся мастером с легко узнаваемым авторским стилем.
Фешин - мастер психологического портрета, хотя среди его работ есть и жанровые сцены. Ему были очень интересны сцены народной жизни марийского народа - Николай много времени проводил в гостях у родственников, делая зарисовки на свадьбах, сельскохозяйственных работах, в домах местных жителей.
В 1909 году Фешин завершил учёбу в Академии художеств и за отличные успехи был поощрен "пенсией" - оплаченной поездкой в Европу для продолжения обучения. Николай отправился в Париж, но там ему не понравилось. Очень скоро он вернулся в Россию, желая вести тихую, размеренную жизнь и работать.
Родные пенаты
В 1910 году Фешин вернулся в родную Казань и устроился преподавателем в художественную школу, где когда-то учился сам. Его супругой стала дочь директора этого учебного заведения - человека, который много лет назад разглядел талант в сыне разорившегося ремесленника.
Вскоре в семье Фешиных родилась дочь. С тех пор у художника появились две любимейшие модели - жена Александра и дочь Ия (листайте небольшую галерею их портретов):
Идиллия была, увы, недолгой. После 1917 года в системе образования, в том числе художественного, назрели перемены, вызванные "духом времени". Фешин, не слишком пламенно встретивший революцию, был вынужден согласиться с предложенной ему работой по созданию портретов партийных деятелей - Ленина, Троцкого, Луначарского, и даже Карла Маркса (листайте галерею):
Фактически, именно Фешину принадлежит первый живописный портрет В.И. Ленина (правда, написан он по фото, а не с натуры). Но на многие годы имя этого художника была изъято из всех источников и первенство в сфере создания живописного образа вождя пролетариата отдали Бродскому.
Неудобность Фешина для новой власти становилось всё более очевидным, как и его неспособность и нежелание приспосабливаться к новым условиям. Поскольку у него еще с дореволюционного времени был знакомый американец, искренне интересовавшийся судьбой художника, в 1923 Фешины эмигрировали в США.
Американская мечта
Чету Фешиных с дочерью встретили с распростертыми объятиями: им предоставили шикарную квартиру в фешенебельном районе Нью-Йорка. Николай не знал ни слова по-английски, роль переводчика выполняла его жена. Это не помешало ему стать востребованным педагогом и получить известность, регулярно получая хорошо оплачиваемые заказы.
На одной из художественных выставок он познакомился с жителем художественной колонии, которая располагалось в деревеньке Таос. Единственного визита в это удивительное место хватило, чтобы Фешин решил поселиться здесь среди других художников.
Он лично спроектировал удивительный дом, по форме напоминающий русскую печь. Собственноручно изготовил из дерева множество предметов декора и интерьера, мебель и конструктивные детали, которые сейчас экспонируются в его доме-музее в Таосе.
Воплощение мечты заняло почти 5 лет, но, увы, художнику не довелось жить в сказочном доме. Накануне завершения отделочных работ жена заявила, что подала на развод. И это после 20 лет счастливого, казалось бы, брака! Для Фешина это было страшным ударом. Он покинул Таос (дом и участок земли были оформлены на жену) и уехал в Калифорнию.
Дочь встала на сторону отца и после окончания балетной школы они вместе стали жить в большом доме в Голливуде. Высокий спрос на картины Фешина и солидные гонорары позволили отцу и дочери вести образ жизни обеспеченных людей и ни в чем не нуждаться.
Земля чужих предков
С середины 30-х годов в творчестве Фешина набрала звучание новая тема, которая постепенно вытеснила из его работ все другие направления - это индейцы и их культура. Он ездил в Мексику и на Бали, делал там множество фотографий и зарисовок, по которым позже в мастерской писал потрясающие полотна.
Дочь Николая Фешина стала известной американской балериной. Художник последние годы жил в одиночестве, продолжая работать до последнего своего дня. Он умер во сне, на станке в мастерской остался незавершенный пейзаж. Николаю Фешину было 74 года.
При первой же возможности дочь организовала перезахоронение отца в его родном городе - Казани, а также передала в дар музею множество его работ. Художественное училище, в котором он учился и преподавал, сейчас носит имя Николая Фешина.
Согласитесь, увлекательная история жизни, достойная киносценария!