Найти в Дзене

Николай Фешин: художник, которого предали самые близкие, а спасли чужие люди (Отгадка № 11)

Оглавление

Безусловная любовь родителей к детям - истина, увы, очевидная не для всех. Николай Фешин - художник, которого в России считают русским, а в Америке - американским - пережил предательство самых близких людей, но не утратил немного наивную веру в справедливость и доброту. Но обо всём по порядку.

Эта публикация содержит ответ на загадку 11-го тура игры "Угадай, кто?" Подписчики пытались угадать, кто же изображен на странном портрете подростка, и что побудило художника запечатлеть такой странный сюжет:

Картина "Беспризорник" - ученическая работа юного Фешина, на которой он запечатлел сам себя. Это сюжетный автопортрет, убедитесь сами:

Н. Фешин "Беспризорник" (1890-е гг.) / Н. Фешин "Автопортрет" (1920?) / Фотопортрет Н. Фешина, ок. 1927. Изображения из открытых источников
Н. Фешин "Беспризорник" (1890-е гг.) / Н. Фешин "Автопортрет" (1920?) / Фотопортрет Н. Фешина, ок. 1927. Изображения из открытых источников

Так что верными вариантами ответа на загадку были 1Б, 2Б. Полностью правильного ответа не дал никто, но оба подписчика, предположивших, что это автопортрет писателя - правы.

Поэтому предлагают темы для призовой публикации и Ольга Волкова, и Анастасия (автор блога "Со странностями (будни педагога)". Благодарю за внимание к публикациям, за ваши ответы и жду интересных тем!

Что же это за художник такой, изобразивший себя в образе беспризорника, замерзающего в зимних сумерках? Это Николай Фешин, в судьбе которого действительно были такие эпизоды. Картина "Беспризорник" автобиографична. Казанский самородок рисковал насмерть замерзнуть или умереть от голода, и это при живых родителях!

Сирота при живых родителях

Николай Фешин родился в Казани в 1881 году в семье резчика по дереву. Уже в 6 лет Коля начал придумывать узоры, которые отец мастерски вырезал на дереве, а с 9 лет помогал отцу в мастерской, выполняя настоящие заказы. Высокое качество изделий подтверждалось серебряными медалями отраслевых выставок, организаторы которых отмечали мастерство и фантазию Фешиных.

Фешин-старший был отличным мастером, но не очень дальновидным предпринимателем. В итоге он разорился, за долги пришлось продать мастерскую и часть имущества. Жена и двое детей остались в городе, а муж стал объезжать окрестности Казани в поисках заработка. Николай тоже старался принять участие в поправлении финансовых дел семьи: в 13 лет он мастерски исполнил заказ на чертеж деревянного иконостаса.

Работа была оплачена солидной по тем временам суммой - 10 золотых рублей. По наставлению отца Николай потратил этот заработок на школьную форму.

В 1895 году в Казани открылась художественная школа, руководителем которой стал Н. Белькович. Он уже давно приметил талантливого подростка из семьи разорившегося резчика и взял Николая к себе в обучение. Отец всячески поддерживал эту инициативу и радовался, что сын сможет стать профессиональным художником. Однако, к этому моменту терпение матери семейства было исчерпано. Она уехала к своим родителям, оставив Николая, которому не было еще и 14 лет, в Казани.

Н. Фешин. Портрет отца (1918) / Портрет матери (1916). Изображения из открытых источников
Н. Фешин. Портрет отца (1918) / Портрет матери (1916). Изображения из открытых источников

Отец настоял на том, чтобы Коля продолжил учёбу и отказался взять его с собой. Так подросток остался совершенно один, без средств к существованию и жилья.

Большую часть времени он проводил в художественной школе, но доводилось голодать и ночевать и на улице. Николай подрабатывал случайными заказами и иногда получил помощь от дяди по отцовской линии. Надо сказать, отец и дядя остались для Фешина главными авторитетами до конца дней.

На портретах родителей, написанных в своеобразной импрессионистической манере, чувствуется холодность матери и внимательный, проникновенный взгляд отца.

Нищий и нелюбимый ученик Репина

Окончив в 1900 году художественную школу в родной Казани, 19-летний Фешин отправился в Петербург, мечтая продолжить образование в Императорской академии художеств. Он блестяще сдал экзамены, получив второй среди всех абитуриентов результат.

Нищий Фешин получал бесплатный обед в Академии и подрабатывал, рисуя эскизы для афиш и карикатуры для журналов. В 1903 году он в числе 70 других студентов поступил в самую популярную мастерскую - к И.Е. Репину. Учебная работа Фешина, выполненная по итогам первого года обучения у мастера, вызвала фурор в академических кругах. Вот она:

Н. Фешин "Выход из катакомб после моления" (1903) Изображение из открытых источников
Н. Фешин "Выход из катакомб после моления" (1903) Изображение из открытых источников

Несмотря на успех и популярность (молодого художника приглашали даже на императорский фарфоровый завод), Фешин не входил в число любимых учеников Репина, хотя открытой неприязни мастер к нему не проявлял, а впоследствии назвал Николая одним из самых талантливых студентов. Но своеобразная манера письма, которая рано сформировалась у юноши, не позволяла назвать его полноценным учеником Ильи Ефимовича.

Еще до окончания Академии Фешин начал собственную преподавательскую деятельность - это говорило о том, что сам он считает себя достаточно зрелым художником, чтобы брать себе учеников.

Есть ощущение, что Николай всю жизнь искал любви и признания, но не из тщеславия, а от эмоционального голода, который сопровождал его нищенскую юность. Например, в 1904 году, еще не окончив обучения в Академии, Фешин вместе со своим другом, инженером Ижитским, на целый год покинул Петербург и отправился в Сибирь.

Н. Фешин. Портрет Е.Ф. Ошустович (1916). Изображение из открытых источников
Н. Фешин. Портрет Е.Ф. Ошустович (1916). Изображение из открытых источников

Удивительно, но Петербург не оказал сколько-нибудь заметного влияния на творчество Николая - ни в плане выбора сюжетов, ни в плане техники живописи. Это говорит о том, что самобытный художник уже к 20 годам был вполне сложившимся мастером с легко узнаваемым авторским стилем.

Н. Фешин. Портрет Дианы Дуэйн (ок 1926) Изображение из открытых источников
Н. Фешин. Портрет Дианы Дуэйн (ок 1926) Изображение из открытых источников

Фешин - мастер психологического портрета, хотя среди его работ есть и жанровые сцены. Ему были очень интересны сцены народной жизни марийского народа - Николай много времени проводил в гостях у родственников, делая зарисовки на свадьбах, сельскохозяйственных работах, в домах местных жителей.

Н. Фешин "Черемисская свадьба" (1908) Изображение из открытых источников
Н. Фешин "Черемисская свадьба" (1908) Изображение из открытых источников

В 1909 году Фешин завершил учёбу в Академии художеств и за отличные успехи был поощрен "пенсией" - оплаченной поездкой в Европу для продолжения обучения. Николай отправился в Париж, но там ему не понравилось. Очень скоро он вернулся в Россию, желая вести тихую, размеренную жизнь и работать.

Родные пенаты

В 1910 году Фешин вернулся в родную Казань и устроился преподавателем в художественную школу, где когда-то учился сам. Его супругой стала дочь директора этого учебного заведения - человека, который много лет назад разглядел талант в сыне разорившегося ремесленника.

Вскоре в семье Фешиных родилась дочь. С тех пор у художника появились две любимейшие модели - жена Александра и дочь Ия (листайте небольшую галерею их портретов):

Идиллия была, увы, недолгой. После 1917 года в системе образования, в том числе художественного, назрели перемены, вызванные "духом времени". Фешин, не слишком пламенно встретивший революцию, был вынужден согласиться с предложенной ему работой по созданию портретов партийных деятелей - Ленина, Троцкого, Луначарского, и даже Карла Маркса (листайте галерею):

Фактически, именно Фешину принадлежит первый живописный портрет В.И. Ленина (правда, написан он по фото, а не с натуры). Но на многие годы имя этого художника была изъято из всех источников и первенство в сфере создания живописного образа вождя пролетариата отдали Бродскому.

Неудобность Фешина для новой власти становилось всё более очевидным, как и его неспособность и нежелание приспосабливаться к новым условиям. Поскольку у него еще с дореволюционного времени был знакомый американец, искренне интересовавшийся судьбой художника, в 1923 Фешины эмигрировали в США.

Американская мечта

Чету Фешиных с дочерью встретили с распростертыми объятиями: им предоставили шикарную квартиру в фешенебельном районе Нью-Йорка. Николай не знал ни слова по-английски, роль переводчика выполняла его жена. Это не помешало ему стать востребованным педагогом и получить известность, регулярно получая хорошо оплачиваемые заказы.

На одной из художественных выставок он познакомился с жителем художественной колонии, которая располагалось в деревеньке Таос. Единственного визита в это удивительное место хватило, чтобы Фешин решил поселиться здесь среди других художников.

Дом-музей Н. Фешина в Таосе (США). Изображение из открытых источников
Дом-музей Н. Фешина в Таосе (США). Изображение из открытых источников

Он лично спроектировал удивительный дом, по форме напоминающий русскую печь. Собственноручно изготовил из дерева множество предметов декора и интерьера, мебель и конструктивные детали, которые сейчас экспонируются в его доме-музее в Таосе.

Работа по дереву Н. Фешина. Изображение из открытых источников
Работа по дереву Н. Фешина. Изображение из открытых источников

Воплощение мечты заняло почти 5 лет, но, увы, художнику не довелось жить в сказочном доме. Накануне завершения отделочных работ жена заявила, что подала на развод. И это после 20 лет счастливого, казалось бы, брака! Для Фешина это было страшным ударом. Он покинул Таос (дом и участок земли были оформлены на жену) и уехал в Калифорнию.

Дочь встала на сторону отца и после окончания балетной школы они вместе стали жить в большом доме в Голливуде. Высокий спрос на картины Фешина и солидные гонорары позволили отцу и дочери вести образ жизни обеспеченных людей и ни в чем не нуждаться.

Земля чужих предков

С середины 30-х годов в творчестве Фешина набрала звучание новая тема, которая постепенно вытеснила из его работ все другие направления - это индейцы и их культура. Он ездил в Мексику и на Бали, делал там множество фотографий и зарисовок, по которым позже в мастерской писал потрясающие полотна.

Н. Фешин. Портрет индейца
Н. Фешин. Портрет индейца
Н. Фешин. Портрет девушки
Н. Фешин. Портрет девушки

Дочь Николая Фешина стала известной американской балериной. Художник последние годы жил в одиночестве, продолжая работать до последнего своего дня. Он умер во сне, на станке в мастерской остался незавершенный пейзаж. Николаю Фешину было 74 года.

При первой же возможности дочь организовала перезахоронение отца в его родном городе - Казани, а также передала в дар музею множество его работ. Художественное училище, в котором он учился и преподавал, сейчас носит имя Николая Фешина.

Согласитесь, увлекательная история жизни, достойная киносценария!