Не так давно на одном ресурсе, где собираются коллекционеры, попалось горячее и бурное обсуждение советских чайных сервизов. Один из участников дискуссии был совершенно искренне убежден в том, что керамика и фарфор того времени, несмотря на довольно хорошее качество исполнения, все же были слишком скучными и однотипными.
И пусть некоторые советские производства переняли лучшие традиции дореволюционных изготовителей посуды (Гарднер, Кузнецов), все же однообразие их продукции действовало угнетающее. И именно поэтому, считает автор подобного утверждения, с развалом СССР все начали дружно избавляться от надоевших сервизов. Самая простенькая и грубоватая глиняная кружка с оригинальным декором казалась более привлекательной и интересной, чем традиционная советская роспись по фарфору.
К слову сказать, мало кто согласился с этим высказыванием, нашлось и достаточное количество истинных ценителей советских сервизов, но сама идея об отсутствии разнообразия навела на мысль хорошенько проверить эту тему.
И первое, что бросилось в глаза - явно выраженная "цветочная" тема, применяемая к чайным сервизам. Не будем пока рассматривать столовые, винные, банкетные, десертные и прочие наборы посуды - тема получится слишком необъятной для одной статьи. Остановимся лишь на чайных сервизах с узко заданными рамками - цветочной темой, и посмотрим, действительно ли в них присутствовало то однообразие, о котором упоминалось выше.
А цветочные мотивы в советских чайных сервизах были представлены настолько широко, что это была даже не абстракция в виде непонятно какого цветка, а вполне конкретные представители мира флоры. Так, например, барановский фарфоровый завод выпускал очень симпатичные наборы "Мальва", причем, встречалась как красная, так и зеленая мальва, но зеленая попадалась почему-то значительно реже красной.
Лично на мой взгляд этот цветок не очень похож на мальву - по крайней мере, на те мальвы, которые в изобилии растут у нас во дворе, всех расцветок и размеров. Но даже при всем несоответствии ожиданиям, язык не поворачивается назвать эту чашку некрасивой или скучной
"Тюльпанную" тему использовали в своих работах многие производители: во многих домах встречались стильные "тюльпаны на черном" из Дулево; почти схематично и несколько абстрактно, но все равно довольно интересно изображал тюльпаны завод "Пролетарий"; пышными, похожими на розы, тюльпанами отметились Вербилки; не боясь никаких предрассудков и примет, украсил желтыми тюльпанами изящные чашки ЛФЗ.
А вот другой традиционный цветок ранней весны - нарцисс, почему-то встречался гораздо реже тюльпанов. Пожалуй, самыми изысканными нарциссами на чайной посуде были те, которые выпускала Дулевская фабрика в 20-е годы. Но и там цветок встречается не в "моно-варианте". а в компании с ветками сирени.
Очень скромно обыграло тему этого изящного цветка производство в Вербилках, ну и пожалуй на этом все..
Роза, как признанная царица цветов, конечно же, получила более широкое распространение, нежели нарцисс. "Роза в вечернем саду", "Чайная роза", "Золотая роза", "Желтая роза", "Махровая роза", "Пепельная роза" "Розовая роза" и прочие поэтические названия давали своей продукции многие советские предприятия.
Яркий и броский мак тоже не был обойден вниманием производителей фарфора. Как и в случае с тюльпанами, изображение этого цветка было самым разным: от стилизованного и почти схематичного до детализированного.
Если эта публикация попадется на глаза одной из читательниц канала, с которой мы не так давно обменялись письмами с небольшими подарками друг другу, то думаю, она узнает знакомые мотивы в сервизе из Дулево, что на фото ниже :))
Знаменитый "пролетарский" цветок гвоздика на советском фарфоре совсем не похож на своих собратьев, изображаемых на открытках к 1 мая или 7 ноября. "Гвоздичный" мотив в основном использовали такие предприятия, как Дулево, Вербилки и ЛФЗ, но в их исполнении этот цветок выглядит нежно и изящно.
Со всеми остальными цветами - как садовыми, так и полевыми, дела обстояли так же хорошо: какой цветок ни вспомни, он с большой долей вероятности найдет свое отражение в советском фарфоре. Ромашки, колокольчики, васильки, сирень, фиалки и пр.
Можно было бы продолжать "цветочную тему" еще долго, добавив в подборку незабудки, астры, пионы, георгины, хризантемы, липовый цвет, не говоря уж о таких названиях, как "малиновый цветок", "желтые цветы", "букет цветов", "полевые цветы", "цветы в траве" и т.д.
Как вы думаете, прав ли был участник упомянутой в начале статьи дискуссии, назвавший советский фарфор однотипным и скучным, и не сумевший разглядеть в нем никакого разнообразия?
*******************************************************************
Неожиданное возвращение супниц из советских сервизов