Среди бескрайнего множества изображений богов и божеств, принадлежащих к различным религиозным традициям мира, особую группу составляют изображения многоруких и многоликих. Сегодня мы поговорим о трехликих.
Одно из таких трехликих существ взирает на нас с обложки музейного каталога «Коллекция индийских хромолитографий из собрания И.П. Ювачева»
Это Шива – бог-разрушитель Вселенной, которому в индуистской космологии отводится важное место, ведь без конца не бывает начала. Уничтожение Вселенной, совершаемое Шивой в вихре неистового танца, рассматривается в качестве важнейшего этапа в череде космических циклов «созидание-сохранение-разрушение».
Разрушение, как известно, требует немалой энергии, а потому Шива - божество чрезвычайно темпераментное и деятельное. Одним из проявлений его полной энергии натуры является необыкновенная мужская сила, что нашло отражение в представлении о двенадцати джьотирлингамах, дословно - «лингамах из света». Согласно легенде, Шива двенадцать раз являл себя миру именно в таком впечатляющем обличье – мощного столпа света.
На нашей хромолитографии Шива представлен в виде джьотирлингама из города Насик. Его отличительной особенностью является трехликость. Два боковых лика, которые мы видим в профиль, принадлежат Брахме и Вишну - богам индуистского пантеона, образующим наряду с Шивой тримурти или троицу «верховных» божеств. Обращает на себя внимание посиневшее горло Шивы. Несмотря на неукротимый нрав, Шива часто выступает в созидательной ипостаси. Согласно преданию, когда из недр мирового океана вырвался угрожающий гибелью человечеству яд, Шива принял его в себя и задержал на уровне горла.
Другой трехликий персонаж встречает нас в храме бога лошадей Ма-Вана в Цзюйюнгуань – сохранившем планировку средневекового города участке Великой китайской стены недалеко от Пекина.
В переводе с китайского имя Ма-ван или Ма-шен означает князь или бог лошадей, что указывает на его функцию – быть покровителем животных, относящихся к семейству лошадиных, т.е. коней, ослов и мулов. Вездесущий характер его протеже обеспечил Ма-вану необыкновенную популярность в старом Китае, черту под историей которого подвела Синьхайская революция (1911-1913 гг.). В Китае двадцатого столетия Ма-вану места почти не осталось, что не удивительно, ведь на смену породистым скакунам пришли железные кони, и их благополучие определяется не благоволением бога-покровителя, а инженерной мыслью конструктора. Сегодня Ма-ван оказался почти забыт, он «обитает» в тех немногочисленных храмах, что уцелели в годы Великой культурной революции (1966-1976 гг.).
Однако в свое время их было много, особенно в северных провинциях, которые тесно взаимодействовали с кочевниками-степняками. В день рождения Ма-вана в храмах устраивались пышные театрализованные представления. Им «внимало» многорукое и трехликое (трехглазое) божество верхом на лошади, чаще всего представленное в гневной ипостаси.
Если двигаться дальше на восток, то еще один трехликий образ мы встречаем в стране восходящего солнца. Яркая тому иллюстрация – свиток из коллекции Музея с изображением Мариситэн.
Мариситэн имеет индийское происхождение, где ее издавна почитали под именем Маричи в качестве богини света и дочери Брахмы. В Японии она получила известность как одно из божеств солнечного света. Также ее называют богиней утреннего света, прибавляя эпитет кагэро – струящийся от жары воздух. Традиционным изображением Мариситэн является трехликое гневное домоноподобное существо верхом на диком кабане. Считается, что она покровительствует людям, занимающимся военным ремеслом.
Хоть это и может показаться удивительным и непривычным для глаза, но в христианской традиции также встречаются трехликие изображения. В коллекции музея сохранились редкие образцы так называемой смесоипостасной Святой Троицы. Такая необычная иконография встречалась как в западной, так и восточной, православной, изобразительной традиции. Ее иконография предполагает совмещенное изображение трех ликов Христа – один в анфас и два в трехчетвертном повороте. На иконе лики Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого неотличимы друг от друга, что должно было подчеркивать единство и неразделимость Святой Троицы.
Подобные изображения появились в сакральном искусстве Западной Европы в эпоху Средневековья. Наибольшее число памятников приходятся на XIV – XVI вв. Они сохранились в Италии, Франции, Германии, Испании и её заморских владениях. Решениями Тридентского собора в 1545 г. изображения трехликого Христа были запрещены, в 1628 г. папой Урбаном VIII они были объявлены «еретическими и кощунственными». Однако, как показывает икона из коллекции музея, это не помешало подобным иконам существовать и позднее, вплоть до XVIII в.
В православии, как и в католицизме, отношение к смесоипостасным Троицам было неоднозначным. В Соборных решениях и постановлениях Св. Синода встречаются неоднократные запрещения таких икон, но само наличие подобных запретов вплоть до конца XVIII в. свидетельствует о бытовании данного типа изображений .
P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд и дочитали статью до конца.