Найти тему

Метроновости Москвы за сентябрь 2023г. Месяц открытий

Главные события в области строительства Московского метрополитена и развития московского транспортного узла в крайне плодотворном для транспорта Москвы девятом за этот год выпуске нашего ежемесячного дайджеста.

Топ 10 новостей за прошедший месяц

1. Метро пришло в аэропорт!

В прошедшем месяце в московском открылись для пассажиров два новых значимых участка в противоположных концах города.

6 сентября состоялось открытие участка «Рассказовка» - «Аэропорт Внуково» Солнцевской линии.

На участке протяженностью 5,2 км разместились две станции: «Пыхтино» (стала 259 станцией московского метро), «Аэропорт Внуково» - 260 станция.

«Пыхтино» разместилась вдоль Боровского шоссе и улучшила транспортную доступность для жителей новых микрорайонов поселения Внуковское.

-2
-3

«Аэропорт Внуково» - первая станция метро в аэропорту в России. Интегрирована в единый подземный переход с терминалом аэропорта Внуково и станцией аэроэкспресса.

-4
-5

Оформление обеих станций посвящено легендарному авиаконструкторскому бюро Андрея Туполева.

-6

Обзор всего пути пассажира от платформы станции до аэропорта:

Первые кадры новых станций:

Макси-репортаж с открытия Внуковского участка 🛫 Солнцевской линии
Развитие Метрополитена в Москве6 сентября 2023

Наш фотообзор новых станций:

2. Метро пришло на север!

На следующий день, 7 сентября, состоялось ещё одно важное открытие для жителей северной части города - запущен участок «Селигерская» - «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии.

-7

Сергей Собянин торжественно открыл участок «Селигерская» - «Физтех» протяженностью 5,8 км, состоящего из трех станций - «Яхромская» (стала 261 станцией московского метро), «Лианозово» (262 станция), «Физтех» (263). Таким образом, реализация проекта десятой линии Московского метрополитена полностью завершена.

-8

«Яхромская» призвана решить транспортные проблемы районов Дмитровский и Восточное Дегунино. Расположена на пересечении Дмитровского шоссе и ул. 800-летия Москвы.

Оформление станции посвящено празднованию 800-летия Москвы.
Оформление станции посвящено празднованию 800-летия Москвы.

«Лианозово» расположилась в Дмитровском районе Москвы на пересечении Дмитровского шоссе и Дубнинской ул.

-10

Также вместе со станцией «Лианозово» открылась и одноименная станция на МЦД-1.

-11

Платформы МЦД-1 переместили на 350 метров ближе к станции метро и соединили с ней подземным переходом. Одновременно станцию МЦД на прежнем месте закрыли для пассажиров.

Весь путь пассажира от платформы метро до платформ МЦД:

«Физтех» - самая северная станция московского метро. Расположена в микрорайоне Северный СВАО.

Оформление станции отсылает к видным ученым и основателям МФТИ, располагающегося неподалеку. Для студентов института от станции запустили автобусные шаттлы.
Оформление станции отсылает к видным ученым и основателям МФТИ, располагающегося неподалеку. Для студентов института от станции запустили автобусные шаттлы.

Первые минуты работы новых станций:

3. Четвертый Диаметр открыт!

В День Города, 9 сентября, для пассажиров открыли четвертый Московский центральный диаметр (МЦД-4). Старт движению дали Владимир Путин и Сергей Собянин.

-13

МЦД-4 стал самым протяженным из всех железнодорожных линий в Москве - 86 километров. Диаметр соединил Киевское (Калужское) и Горьковское (Нижегородское) направления МЖД, объединил семь московских вокзалов: Белорусский, Савёловский, Рижский, Ленинградский, Казанский, Ярославский и Курский. На этой линии максимальное количество пересадочных станций с 38 вариантами пересадок на метро, МЦК и другие диаметры.

Примечательно, что время действия бесплатной пересадки на метро, МЦК и МЦД для маршрутов третьего и четвертого диаметров увеличили. На это будет даваться 120 минут вместо 90. В ближайшей перспективе, в 2025 году, на МЦД-4 планируют открыть еще две станции: Рижскую и Беговую. Сегодня здесь продолжаются работы по реконструкции. В порядок приводят и действующие станции Серп и Молот, Савеловская, Чухлинка.

-14

В перспективе Диаметры наземного метро Москвы будут продлены до Калуги, Тулы и других областных центров. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин в ходе торжественного мероприятия в концертном зале «Зарядье», посвященного 876-летию столицы.

«Мы приняли решение реализовать масштабную программу модернизации всего центрального транспортного узла, в итоге диаметры наземного метро будут продлены до Калуги и Тулы, до других крупных городов в регионах, окружающих Москву», – сказал Путин.

Перспективы продления всех четырех МЦД.
Перспективы продления всех четырех МЦД.

4. Щиты на «Крымской» на финишной прямой!

Долгожданные новости о последних проходимых тоннелях на пусковом комплексе Троицкой линии:

-16

🚇 Перегон «Академическая» — «Крымская» 🏡 Троицкой линии

Тоннелепроходческие комплексы, идущие от «Академической», подошли к путям МЦК в районе станции «Крымская». Щиты прошли под ТЦ "РИО" и в данный момент стоят перед ж/д путями в ожидании монтажа последнего страховочного пакета.

-17

Однако, демонтажная камера для щитов на площадке станционного комплекса «Крымской» не готова, до сих пор не забурены все сваи ограждения котлована и даже не все коммуникации вынесены для устройства стены в грунте котлована.

-18

🚇 Перегон «Крымская» – «ЗиЛ» 🏡 Троицкой линии

Щиты, ведущие проходку от «ЗиЛа», почти "добрались" до «Верхних Котлов». По проекту, они должны были пройти сквозь свайное ограждения косогора, расположенного возле платформы. Но трассу перепроектировали, и теперь щиты обходят это место. По правому тоннелю щит уже прошёл под Серпуховско-Тимирязевской линией.

-19

Проходка после продолжительного простоя возобновлена.

-20

На стройплощадке вентиляционной установки на перегоне от «Крымской» до «ЗИЛа» начато раскрытие котлована.

-21

5. Планы на ближайший год. Инсайдер о грядущих пусках

Инсайдер форума "Наш Транспорт" Zemelya поделился планами о последующих вводах новых объектов метрополитена:

"Для пассажиров до конца года должны открыть пересадки на БКЛ («Авиамоторная», «Электрозаводская», вторая на «Каховской»).

Не для пассажиров в ближайшее время должны открыть ССВ от "Аминьевской" в депо. Пробный поезд был, тестовый тоже. Эстакаду испытали, парковые пути обкатали. Плюс до конца года планируют открыть обе ССВ от "Давыдково" (испытания эстакад впереди). Сейчас там вся работа встала, людей перекинули на "горячие" объекты. Поезда через эти ветки ещё не гоняли. Но готовность хорошая.

В довесок готовят к открытию ССВ от "Новаторской". Она давно готова, но никому не нужна. Ехать там некуда, использовать не для чего. Даже под расстановку ЭПС нельзя использовать, из-за уровня наклона. Эта ветка сейчас заканчивается дренажной перекачкой поперёк тоннеля, которую потом будут разбирать.

-25

Пока это все планы на этот год.

А дальше Троицкая линия. На сегодняшний день никто не имеет представления, как и когда будут пускать.

Пока Бочкарёв с Собяниным драли глотки о том, что пускать будут сразу 11 станций, МИП с ДСМ спорили, какие тупиковые упоры ставить на "Новаторской" в сторону "Вавиловской" - временные или капитальные? Вроде победил МИП, сейчас там готовятся ставить временные.

В марте нас ждут выборы президента РФ. Если готовиться к этому событию, то успеют подготовить только участок от "Новаторской" до "Коммунарки", и то без депо.

Если же брать за основу "хотелки" Бочкарёва и Собянина, то и к сентябрю могут не успеть. Во-первых, к сентябрю только закончат строительство тоннелей к "Крымской" (если опять щиты не встанут). Во-вторых, без своего депо такой участок пускать нельзя. Строительство ветки в депо ещё даже не начато. Само депо тоже где-то в начальной стадии. Плюс изменили сам проект (насколько мне известно ещё не согласовали) - в целях сохранения того, что уже построили, и экономии времени, ветка от депо "Столбово" будет примыкать не на съездах "Коммунарки", а за тупиками, с продлением главных путей до следующей станции "Сосенки" (без ввода станции). Строительство этого участка тоже ещё не начато.

Всё это приводит к мысли, что и к сентябрю могут не успеть. А потому о дате пуска Троицкой линии сейчас можно только гадать."

6. Начат монтаж самого дружелюбного панно!

На станции «Университет Дружбы Народов» строящейся Троицкой линии метрополитена продолжается архитектурная отделка пассажирской зоны. В частности, в подземном вестибюле над эскалаторами ведётся монтаж мозаичного панно, посвященного дружбе представителей разных народов мира.

-26

Центральным элементом композиции станет солнце, символизирующее свет знаний и просвещения. Рядом с ним единой группой будут изображены фигуры представителей различных народов и культур.

-27

Панно площадью 40 квадратных метров изготовлено из тысяч элементов художественного стекла и смальты в мозаичной технике. Его монтаж ведется на высоте от пяти до шести метров, для чего в зоне работ установлены специальные строительные леса.

-28

7. +39 станций - озвучены планы Стройкомплекса Москвы на ближайшие 10 лет

Сергей Собянин поручил актуализировать план развития Москвы на первом после переизбрания Президиуме. В обновленных программах должны быть учтены мероприятия по реализации новых задач комплексного развития города, включая:

- ускорение темпов строительства Бирюлевской и Рублево-Архангельской линий метро;

- обновление до 2026 года не менее 500 вагонов Московского метрополитена;

- выход на городские маршруты до 2026 года не менее 900 новых электробусов;

- обеспечение не позднее начала 2025 года соединения Московского скоростного диаметра с улично-дорожной сетью Троицкого и Новомосковского административных округов.

«Сейчас в городе строится порядка 35 км новых линий и 15 станций метро. Всего в наших планах на горизонте 10 лет запроектировать и построить 39 станций. Это позволит обеспечить высокую пешую доступность станций практически для всех жителей Москвы», — сказал Андрей Бочкарёв.

Официальные планы Стройкомплекса на ближайшие 5 лет (схема была представлена на открытии нового участка Солнцевской линии). Некоторые сроки традиционно излишне оптимистичны, однако, озвучим их:

В 2024 году откроются «Потапово», Троицкая линия от «ЗиЛа» до «Коммунарки», электродепо "Столбово";

В 2026: «Гольяново», участок Рублёво-Архангельской линии от «Делового Центра» до «Бульвара Карбышева», «Суворовская» - 😱;

В 2027: участок Рублёво-Архангельской линии от «Бульвара Карбышева» до «Липовой Рощи», «Южный Порт» на Люблинско-Дмитровской линии;

В 2028: Бирюлевская линия, участок Троицкой линии от «Коммунарки» до «Кедровой», электродепо "Бирюлевское", "Троицкое";

В 2029: участок Троицкой линии «Кедровой» до «Троицка», электродепо "Троицкое-2";

~ 2030: участок Рублёво-Архангельской линии от «Липовой Рощи» до «Ильинской», электродепо "Ильинское".

-29

8. На Троицкой линии виден свет в конце тоннеля

Поскольку следующими пусковыми объектами являются «Потапово» на Сокольнический линии и новая Троицкая линия (как минимум, участок от «Новаторской» до «Коммунарки»), то на этих объектах наблюдается ожидаемое оживление. И если в пуске «Потапово» в марте-апреле 2024 года сомнений нет, то вот на Троицкой линии предстоит выполнить достаточно большой объём работ даже для пуска в сентябре 24.

В связи с этим после череды сентябрьских открытий на самом отстающем участке Троицкой линии от «Новаторской» до Коммунарки работы, наконец, пошли активнее. Это участок от «Бачуринской» до «Коммунарки»:

Уложено верхнее строение пути практически на всём перегоне «Корниловская»- «Бачуринская» (за исключением небольшого участка перед станцией «Бачуринская»).

-30

На станции «Бачуринская» ведутся активные работ по будущим выходам. на фото - большая часть лотка одного из двух подземных переходов уже залита. Начата вязка арматуры плиты пола выхода №4 на поверхность (ближнего к домам).

На платформе идёт подготовка к монтажу ферм, к которым будут крепиться массивные светильники.

-32

Работы осложняются тем, что конструкции светильника оказались очень тяжелыми. Специально изготовленный для проекта дизайнерский светильник-труба обещает получиться очень эффектным.

-33

Активизировались и "коммуникационщики" - началась перекладка газопровода на новое место над засыпанными тоннелями.

-34

На временно конечной на новой линии станции «Коммунарка» ведутся работы по заливке бетоном последнего участка монолитных конструкций платформенной части станции. Готовы фундаменты под эскалаторы. Продолжаются работы по основным конструкциям кассового зала.

В оборотных тупиках за станцией практически полностью готово верхнее строение пути.

На площадку в ближайшее время будет доставлен тоннелепроходческий комплекс "Ольга", который пройдет ССВ от торца тупиков до депо "Столбово".

Также у станции метро «Коммунарка» началось строительство ОЗЭП.

ОЗЭП метрополитена - это объединенное здание эксплуатационного персонала для размещения инженерно-технического аппарата дистанции служб, осуществляющего руководство эксплуатационными подразделениями.

Линейный персонал служб и дистанций обычно размещается непосредственно на станциях в блоках служебных помещений, а вот инженерный персонал, аппараты управления дистанциями обычно размещаются в отдельных зданиях. Новое здание возводится для обслуживания Троицкой линии.

-38

9. "Елену" отправили в ссылку в Красноярск

На Кленовом бульваре, где разместилась временная база хранения тоннелепроходческих комплексов (ТПМК) на площадке строительства будущей станции Бирюлевской линии почти 2 года покоились два щита. И вот их звездный час настал - в прошедшем месяце велась их санация, а под конец месяца мы наблюдали за ходом погрузки элементов ТПМК EPB-2015-371 "Елена" на трейлеры для последующей отправки на строительство метротрама в Красноярск.

Поскольку средства на строительство тоннелей Бирюлевской линии ещё не выделены, менеджмент компании "УРСТ" подсуетился и сдал в аренду щиты подрядчику в Красноярске.

10. III квартал прошел, но работы так и не завершены

Реконструкция северного вестибюля станции «Каширская» выходит за пределы установленных сроков. Все работы должны были завершиться в III квартале этого года, но отделочные работы до сих пор не завершены. Авральных работ на объекте не наблюдается.

Схематично

Изменения за месяц более подробно на нашей схеме:

-41
-42
-43
-44

Схема более детально в исходном разрешении - по ссылке.

Прочие новости

В высокой степени готовности второй вестибюль«Авиамоторной» БКЛ со стороны Авиамоторной улицы и соединяющий его со станцией переход под железнодорожными путями Казанского направления.

В финальной стадии – архитектурно-отделочные работы с использованием композитных материалов, монтаж инженерных систем. На стенах и полах уложен гранит и мрамор, потолки украсили декоративные панели, в переходе размещаются алюминиевые зонты. В кассовом зале установлены турникеты и эскалаторы, над нижней площадкой которых смонтированы рельефы с  изображением богини Ники и людей в особых костюмах-крыло. Начался один из последних этапов - установка индивидуальных источников освещения.

На «Потапово» Сокольнической линии почти завершен монтаж 3D-каркаса на крыше здания наземной станции «Потапово». Продолжается формирование утепленной кровли выходов станции. Ведётся отделка подземных переходов, вестибюлей, декоративной колонны на платформе.

Укладка асфальта на тротуаре СБВ от ул. А.Монаховой в сторону ст. «Коммунарка» почти завершена. Есть большой прогресс по съезду с СБВ на ул. А.Монаховой в сторону С-З. Почти сомкнулась проезжая часть СБВ вдоль станции Потапово по направлению в сторону от ул. Поляны к Коммунарке.

На эскалаторной галерее на Воробьёвых горах завершено благоустройство перед верхним и нижним вестибюлями.

На перегоне «Вавиловская» - «Академическая» Троицкой линии (площадка 4 - строительство установки тоннельной вентиляции на улице Дмитрия Ульянова) завершается монтаж вертикального стволопроходческого комплекса VSM-10000.

-48

Подробнее о технологии сооружения стволов при помощи стволопроходческих комплексов можно узнать здесь.

Перегон «Курьяново» (проектн. «Батюнино») - «Москворечье» Бирюлëвской линии. Начались геологоразведочные работы по трассе тоннелей на Курьяновской набережной на территории логистического комплекса 19с13.

Участок перегона пройдет под Москвой-рекой, предварительно, на большой глубине - более 40 метров.

-50

«ЗиЛ» Бирюлёвской линии. Начался вынос коммуникаций для последующего строительства станции.

Объявлен конкурс на вынос коммуникаций (сетей водопровода) для строительства вестибюля № 2 станции метро «Рижская» Большой Кольцевой линии (пересадочного на станции МЦД).

Работы по выносу сетей должны быть завершены в мае 2024 года.

-52
-53

Продолжаются подготовительные работы к проходке эскалаторного тоннеля. Строймехсервис Мосметростроя ведёт бурение замораживающих скважин по контуру наклонного тоннеля. Проходку наклонного хода диаметром 10,5 метра будет вести СМУ-6 с помощью блокоукладчика.

-54

Завершены все работы на стройплощадках перегона«Каширская» - «Кленовый Бульвар» Большой Кольцевой линии.

На последней остававшейся в работе пл. 1.3.2 бывшей демонтажной щитовой камеры на улице Маршала Шестопалова (у станции метро «Каширская») демонтировано ограждение, восстановлена проезжая часть в прежних границах и благоустройство на месте бывшей стройплощадки притоннельных сооружений.

Поезда "Москва-2020": до 2026 года закупим ещё не менее 500 новых вагонов

Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Впервые такие составы вышли на линии три года назад. Сегодня в столичном метро ходит свыше 1,1 тыс. современных вагонов. Парк Кольцевой и Большой кольцевой линий уже укомплектован ими на 100%. Также заменили больше половины устаревших поездов на Калужско-Рижской линии на составы современных типов.

-56

Планируется, что в 2024 году в метро поступит модифицированный состав. Его дизайн уже разработали.

«Совместно с российским производителем работаем над созданием новой серии составов. Для поезда разработали новый дизайн маски и салона, а цветовую схему интерьера выбирают сами москвичи в рамках Московского урбанистического форума. Кроме того, новый состав будет обладать улучшенными техническими характеристиками - поездки станут еще комфортнее», - отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

-57

Над станцией «Новаторская» Троицкой линии продолжаются работы по восстановлению дорожного полотна Ленинского проспекта в прежних границах. После переброски на эту часть дороги основного хода проспекта начнутся работы по достройке обоих подуличных переходов из северного и южного вестибюлей станции.

-58
-59

На «Кленовом Бульваре» Большой Кольцевой линии активными темпами ведётся строительство ещё одного выхода станции БКЛ и второго лифта на поверхность из вестибюля станции БКЛ. Готовы в монолите входной павильон и лифтовая шахта.

-60
Коридор нового выхода на поверхность станции БКЛ изнутри.
Коридор нового выхода на поверхность станции БКЛ изнутри.

Завершен основной конструктив пересадочного узла между одноименными станциями «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии и планируемой Бирюлёвской линии метро. Об этом сообщил исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Строители завершили устройство основных конструкций пересадочного узла, который свяжет действующую станцию «Кленовый бульвар» БКЛ с одноименной станцией будущей рубиновой ветки. Полностью выполнены монолитные работы в нижнем и верхнем вестибюлях, завершается устройство лестничного схода, ведущего на платформу станции Большого кольца. Всего в ходе работ уложено почти 4 тыс. кубов бетона», – сказал Андрей Бочкарёв.

-62

Пересадка под углом 45 градусов примыкает к будущей станции «Кленовый бульвар 2» и обеспечивает подъем с платформы станции Большого кольца к наземному вестибюлю Бирюлёвской линии. Для комфортного перемещения пассажиров на пересадке планируется установить четыре ленты эскалаторов, а также лифт для маломобильных граждан.

-63

Продолжается строительство отстойно-ремонтного и административно-бытового корпусов 🚉 электродепо «Братеево-2» (проектн. «Южное») Замоскворецкой линии. Отстойно-ремонтный корпус в уже в достаточно высокой степени готовности. С вводом депо начнется обновление подвижного состава на Замоскворецкой линии.

-64

А вот электродепо «Столбово», которое будет обслуживать Сокольническую и Троицкую линию, такой готовностью похвастаться пока не может. Ведётся монтаж металлокаркаса главного корпуса депо для отстоя и ремонта подвижного состава, а также строения 3. По служебным соединительным ветвям - минимум продвижений.

На подвесном панно станции «Отрадное» Серпуховско-Тимирязевской линии подписали портреты жен декабристов

-66

Исторические барельефы на станции «Новокузнецкая» отреставрируют до конца года

«Московский метрополитен - это гордость и достояние столицы, и мы хотим сохранить его для будущих поколений. По задаче, поставленной Сергеем Собяниным, мы бережно восстанавливаем культурное наследие метро. Барельефам на станции “Новокузнецкая” возвращаем первоначальный вид. Все работы идут под надзором Департамента культурного наследия Москвы и будут завершены до конца года», - рассказал Максим Ликсутов.

Первоначальный вид вернут гипсовому фризу, посвященному Красной армии, который создали скульпторы Саул Рабинович и Николай Штамм. На данный момент специалисты практически полностью выполнили расчистку рельефа от старых слоев краски, укрепили разрушенные фрагменты, а также устранили трещины. Утраченные детали уже восстановлены более чем наполовину. Некоторые крупные фрагменты изготовили заново, использовав в качестве модели сохранившиеся участки фриза. Так, отлили из гипса три фигуры офицеров, которые исчезли при строительстве перехода в 1970-х годах. После работ по расчистке и укреплению барельеф покрасят, чтобы вернуть ему первоначальный цвет.

-68

На этом всё. Благодарим за внимание!

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).