"Наши дети совсем не как московские, порядок знают", - Юлия Нигматулина, член Союза художников России, начинает свой рассказ о традициях родного города Семёнова, что на севере Нижегородской области.
На самом деле все в курсе, что такое Семёнов. Уверена, нет ни одного человека в России, кто не знал бы про этот городок хотя бы опосредованно: все ведь видели хохломскую роспись. Нет ни одного, кто не мог бы узнать хохлому.
А хохлома сейчас - начиная с 20-х годов прошлого века - вся делается именно в Семёнове.
справка
- 1644 г. - основание селишка Семёновского.
- 1717 г. - село Семёново.
- 1779 г. - Семёнов становится уездным городом.
- 25 075 человек - население Семёнова в 2021 году.
- 14 квадратных километров - площадь Семёнова.
Сама научилась и прясть, и ткать
Наш экскурсовод по Музею Семёна-ложкаря, что находится за проходной завода "Золотая хохлома" - совсем молоденькая девушка, я бы и не подумала, что она уже - член Союза художников России.
Да я не подумала и другое: что она умеет вручную прясть на прялке веретеном. Лично для меня это умение сродни волшебству, бабушка и мама пряли, я вот так и не научилась. А Юлия Нигматулина - прядёт!
- Как же вы смогли обучиться? - спрашиваю.
- По мастер-классам в Интернете, - отвечает Юлия.
Так просто: взяла захотела - и научилась. А ещё она умеет ткать - да не только половики: это что! Знай води челноком между нитями основы да прибивай плотно друг к другу - ерунда. Она может ткать полотно - и сама заправляет основу на любой ткацкий станок. И опять спрашиваю: кто научил? Звучит в ответ то же - никто, сама, пройдя мастер-классы в Интернете.
Ну даёт девушка. Вот воля так воля! Железная, стальная. Старообрядческая.
- Нигматулина - это я по мужу, - предваряет вопрос Юлия. - А так, у меня старинная старообрядческая фамилия. Я из потомственной семьи художников.
Юлия училась в Москве в академии Штиглица и даже некоторое время прожила в столице. Но... большой город её не интересовал. Вернулась к истокам - занимается музеем в своём маленьком 25-тысячном городке - и остаётся весьма довольна жизнью. Главное её дело - сохранение старых русских традиций.
- Я работала в Москве с детьми в школе - хорошо знаю, как их в столице воспитывают, - делится художница. - Неправильно, так с детьми нельзя: они не видят границ позволенного. Им всё можно! Разве это хорошо? Вот у нас в Семёнове детей верно держат, они подрастают понимающими, что дозволяется, а чего нельзя. И трудиться умеют. И старших уважают.
Потомки старообрядцев возвращаются в Семёнов
...То, что подрастающее поколение в Семёнове отличается от современного большинства, мы поняли, когда пришли в другой музей - "Золотая хохлома". В нём экспозиции рассказывали об истории зарождения и развития семёновского промысла - хохломской росписи.
Нас взяла в свои руки экскурсовод - только что со студенческой скамьи - Елена Александровна Верещагина. Представилась по имени-отчеству, чтобы было солиднее. Девушка-то совсем молоденькая. Про Семёнов рассказывает с гордостью, мило и почти совсем незаметно окая:
- Издавна у нас жили зажиточные крестьяне. Да и сегодня, если вы перейдёте на противоположную сторону города и спуститесь на "Нищенку", увидите, в каких хоромах живут семёновцы.
Оказывается, "Нищенка" - саркастическое название района богатейших жителей Семёнова, обретающихся в 3-этажных каменных хоромах.
Сама Елена Верещагина после учёбы в областном центре - Нижнем Новгороде - без вопросов вернулась в родной Семёнов. То, что она из старообрядческой семьи, пришлось к слову: экскурсовод рассказывала нам о всеобщем занятии ложечным делом в городе.
- Когда не стало бабушки, на по минках пользовались только деревянными семёновскими ложками - это обязательная старообрядческая традиция, - вспоминает Елена Верещагина.
Объясняя, почему она вернулась домой из современного продвинутого Нижнего Новгорода, Елена объясняет: Семёнов притягивает. Здесь спокойно и уверенность не покидает тебя. Сохраненные столетние традиции будто оберегают жителей.
Мы прошли по улицам - точно, нет никакой показухи, стремления стать "как все". Простенькие деревянные избы утопают в сугробах - снега так много, что в иных местах он лежит чуть не до крыш.
И знаете - на 25 тысяч населения, на всей России известные музеи, - в городе нет никаких злачных мест. Кафе - и то, по пальцам пересчитать. Семёнов, скорее, похож на деревню, чем на растущий город (в отличие от многих поселений). В 2021 году население здесь увеличилось до 25 тысяч человек.
Семёнов малоэтажен (мы даже 3-этажек не встретили) и совершенно несовременен, что прекрасно. Пусть и дальше остаётся таким старым кержацким углом.
Справка
- 2 фабрики в Семёнове сохраняют народные промыслы: "Золотая хохлома" и "Семёновская матрёшка".
- 4 школы и 1 лицей работают в городе.
- "Семёновский индустриально-художественный техникум" выпускает художников-специалистов традиционных семёновских народных промыслов.
Если вам понравилась статья, прошу поддержать её лайком 👍 и подпиской 🌼
Ещё об исторических городах России: