Почти половина выпускников российских вузов работают не по специальности: одних не устраивают карьерная перспектива и зарплата, другие просто разочаровываются в профессии. Александра Чистова окончила Высшую школу экономики по направлению «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», но диплом ей так и не пригодился. Устроиться на работу в дизайн-студию Pinkman ей помогли тяга к творчеству, поддержка родных и знания, полученные на курсе «Дизайнер интерфейсов» Яндекс.Практикума.
Как я ушла из лингвистики в дизайн
В 16 лет сложно выбрать будущую профессию. Я с детства люблю английский язык, поэтому пошла учиться в ВШЭ на лингвистику. Но у меня никогда не было цели работать лингвистом — я просто решила, что английский пригодится в любом случае. После выпуска я поняла, что вакансии в моей сфере — даже близко не то, чем я хочу заниматься по жизни. Они в основном были связаны с задачами офис-менеджеров, секретарей и HR.
Моя жизнь всегда была связана с творчеством: бабушки и дедушки — архитекторы и художники, я ходила в художественную школу и архитекторский лицей МАХЛ РАХ. Когда я только поступила учиться, мама открыла бизнес, для которого я сделала сайт на бесплатной платформе Wix, хотя совсем ничего не знала тогда про UX/UI-дизайн. Сайт проработал года четыре и даже обеспечивал конверсию.
На последнем году обучения я взяла дополнительный курс по вебрайтингу. Там мы проходили основы UX: учились строить User Flow, пользовательские сценарии, осваивали Tilda. За всё время учёбы в универе это единственный курс, который меня по-настоящему зацепил.
Когда я поняла, что интересной работы мне не найти, решила идти на дизайнерские курсы. Родители одобрили: папа работает в IT и полностью поддержал моё решение. Выбирала между Skillbox и Яндекс.Практикумом. В итоге поняла, что для меня очень важна система дедлайнов: чёткие сроки, ответственность, мотивация. Если бы курс был доступен на постоянной основе, я бы не воспринимала его всерьёз — максимум как хобби. Я выбрала Практикум, потому что понимала: по сути это моё второе образование, профессия, которой я действительно хочу заниматься. Восемь месяцев я сидела дома и не занималась ничем, кроме учёбы — повезло, что у меня была возможность не работать благодаря парню и родителям.
Как проходила учёба на курсе по дизайну интерфейсов
В Практикуме у меня развился синдром отличницы — такого раньше никогда не было. В вузе я училась ради корочки, школу окончила с серебряной медалью только потому, что была там единственной, кто вообще собирался поступать в универ.
Первые задания в Практикуме были очень простые. Так как всё это я уже проходила на курсе Вышки, то решила, что у меня не будет никаких проблем. Но ближе к середине учёбы появились по-настоящему сложные задачи — например, придумать приложение с нуля. Тут я почувствовала, что всё не так-то просто! Начала внимательнее читать учебник, тщательнее подходить к домашке.
Под конец курса нужно было сделать адаптивный проект для онлайн-музея. В процессе стало ясно, что с UI у меня хуже, чем с UX: на уровне небольшого продукта я могу проработать фичи, построить логичный User Flow — но при этом мне сложно сделать крутое визуальное оформление.
Для меня загрузка была по силам, но не представляю, как бы я всё успевала, если бы работала. Моим однокурсникам было сложно почти каждый спринт.
Думаю, у многих возникали проблемы, потому что в начале курса, чтобы сэкономить время, они решили не выполнять задания по освоению возможностей Figma — это было «по желанию». Они оставили эти задачи на потом, но проблема в том, что «потом» у нас начались серьёзные проекты, и однокурсникам не хватало именно этих навыков. Чтобы восполнить пробелы, советую подписаться на Фигма-чат — здесь дизайнеры помогают друг другу.
Учебные проекты и фидбек
От ревьюеров мы получали очень подробные разборы своих проектов, но я столкнулась с проблемой, о которой даже написала в комментариях к курсу. Поскольку у меня было много времени, я старалась по максимуму отдаваться учёбе. Если в задании писали, что нужно нарисовать 10 экранов для приложения, я не могла бросить работу на середине — и прорисовывала дополнительные экраны, онбординги. И иногда мне казалось, что из-за объёма работы ревьюер закрывал глаза на недочёты. Типа: «Ты такая молодец, сделала так много работы!» А мне хотелось, чтобы мою работу разносили!
Самым запоминающимся проектом для меня стала разработка приложения для кофейни, после которого меня нашёл на Behance дизайнер «Додо» и позвал на собеседование. Тестовое задание было сложным, на работу меня не взяли, но опыт был крутой!
К концу курса я поняла, что хочу работать с дизайном для приложений на iOS. Это давалось мне проще, чем всё остальное. Чтобы разобраться в структуре Android, я читала гайды, но на практике его работа до сих пор остаётся для меня профессиональной загадкой. Иногда я даже думаю о том, чтобы купить себе телефон на Андроиде и детально его изучить.
Как я искала работу
В Практикуме у нас была программа трудоустройства — это бесплатный дополнительный курс. Он построен на системе дедлайнов, которые идут параллельно с основным курсом, поэтому надо рассчитывать своё время. На программе учат составлять резюме и портфолио, проходить собеседования, делать тестовые задания, а в финале — записывают видеоинтервью, демоверсию собеседования, по которому студент получает фидбек от экспертов. Лид программы присылал в чат вакансии и стажировки ещё до того, как мы сдали портфолио.
Параллельно с карьерным треком я попала в программу «Мастерская» Практикума, где можно было поработать с настоящими клиентами. Практикум собирал для студентов команду из арт-директора, дизайнера-наставника и проджект-менеджера и сам находил клиентов. Моя команда за месяц сделала десктопную, мобильную и планшетную версии личного кабинета для московского коворкинга, автоматизировав все процессы, от бронирования переговорной до печати. Этот проект очень сильно прокачал меня: я сама общалась с заказчиком и научилась презентовать свою работу.
Моё прохождение курса закончилось на втором спринте карьерного трека — меня взяли на работу в Pinkman.
В тот же день я созвонилась с Pinkman. Я очень волновалась: это же Pinkman, а у меня даже опыта работы нет! Но дизайн-директор и тимлид провели настолько лайтовое собеседование, что я сразу влюбилась в атмосферу. Мне рассказали про вакансию и проекты, дали понять, чему будут учить — например, делать 3D и анимацию. Несколько дней я провела в томном ожидании ответа, не откликаясь на другие вакансии. В понедельник узнала, что меня берут. После одного созвона, без тестового задания!
Хотите тоже начать новую карьеру?
Попробовать себя в дизайне можете и вы — на курсе «Дизайнер интерфейсов» Яндекс.Практикума. Первые 20 часов обучения доступны бесплатно — этого достаточно, чтобы определиться с новой профессией.