Найти в Дзене
Познающий

«Проблема вагонетки». А есть ли правильный выбор?

Оглавление

С момента первой формулировки в 1967 году Филлипой Фут (и последующей адаптацией Джудит Джарвис Томсон в 1985 году) «Проблема вагонетки» стала поводом для бесчисленного количества споров.

В чём в общем-то проблема?

И так,

Перед вами предстаёт такая картина: на ж/д путях работает бригада рабочих, состоящая из 5 человек, которая не видит, как на них движется неконтролируемый поезд. У вас есть два варианта действий: первый продолжить наблюдать и будь, что будет и второй перевести стрелку, но тогда поезд поедет по другому пути, на котором работает всего один человек.
Отсюда вопрос: должны ли вы перевести стрелку?

⚠️ Проблема вагонетки — это мысленный эксперимент, а не реальность, и его нельзя (удовлетворительно) решить.

Но какие есть варианты?

Вариант 1: ничего не делать

(итог: тележка переезжает пятерых рабочих)

Иммануил Кант (1724-1804) был сторонником того, что ничегонеделание нравственно необходимо. Будучи одной из ключевых фигур деонтологической этики, Кант считал, что определённые действия всегда неправильны — в данном случае убийство.

Мы обязаны защищать себя и других, и поэтому не должны убивать.

В «Категорических императивах» Кант считал, что мы должны действовать только из принципа, что наши действия могут стать всеобщим благом.

А переводя стрелку, мы нарушаем этот принцип, так как убиваем намеренно.

Если позволено убивать одним, то должно быть позволено убивать всем, а это совершенно неэтично.

Ничего не делая, мы не совершаем действий. Бездействие не является преступлением, а перевод стрелки, то есть намеренное убийство, является.

Рабочие знали на какой риск идут. Мы так же не можем быть уверены, что поезд действительно навредит рабочим. Высока вероятность, что они всё же заметят его и успеют отойти, но даже если нет, то в эгоистическом смысле кровь не на наших руках.

Филиппа Фут (первоначальный автор эксперимента) отмечает, что

Существует чёткое этическое различие между столкновением и убийством (даже если результат один и тот же).

«Убить хуже, чем не спасти жизнь», поэтому пустить трамвай на самотёк необходимо с моральной точки зрения.

Вариант 2: перевести стрелку

(итог: поезд убивает одного рабочего)

Сторонники утилитаризма, основанного Джереми Бентамом (1748-1832), искренне верят, что перевести стрелку, чтобы убить одного человека, морально необходимо.

Придуманная Фрэнсисом Хатчесоном телеологическая и консеквенциалистская теория основана на понятии «величайшее счастье для наибольшего числа людей является мерой правильного и неправильного». Согласно данной теории, спасение пяти рабочих доставит наибольшее удовольствие наибольшему числу людей.

С точки зрения психологического гедонизма спасение пяти жизней нравственно по своей природе, даже если это причинит вред кому-то одному.