В своих воспоминаниях, Ник Мэйсон (Nick Mason) написал , что первый серьезный кризис обрушился на группу после выхода альбома "Dark Side Of The Moon". Надо сказать , что и в ходе работы над этим альбомом , трения между музыкантами по поводу его концепции привели к тому , что к окончательному микшированию был приглашен "сторонний арбитр" Крис Томас, чье мнение зачастую становилось решающим.
Концертный тур усугубил усталость музыкантов друг от друга , и по мнению Мэйсона , у группы были все шансы развалиться ещё тогда , в 1974 году. От распада Пинк Флойд спасли менеджер группы Стив О'Рурк , который заставил музыкантов проходить с ним сеансы психотерапии , выпуская пар и статья музыкального критика Ника Кента в журнале " NewMusical Express" , которая настолько задела музыкантов за живое , что это помогло им сплотиться в тот период.
Что же это за магический пендель , который получили Флойды и память о котором не выветрились у Ника Мэйсона и через тридцать лет ?
Для начала , надо себе представить , кто такой был Ник Кент , и почему его мнение вообще должно было что-то значить для группы , находившейся на тот момент в зените славы.
Редактор того самого журнала " NewMusical Express" Стив Сазерленд напишет позже
"О высочайшем художественном уровне британской рок-журналистики сказано и написано предостаточно. Как ни странно, благодарить за все следует одного-единственного человека" .
И это написано о Нике Кенте. К этому необходимо прибавить ещё, что Ник воплощал в себе мятежный дух рок'н'ролла рубежа 60-х -70-х годов. Он жил так же как и писал: тусовался , бухал , ширялся и трахался в компаниях ведущих британских рокеров и слово его было весомо не только для читателей , но и в той среде, которую он воспевал в своих статьях. В общем, Ник Кент для британского рока начала 70-х был практически тем , кем был Виссарион Белинский для русской литературы середины 19-го века. Как для охоты на слонов используют ружья с огромным калибром , так и Пинк Флойд получили хейтера с сопоставимым с ними статусом в музыкальном мире .
Большая статья , опубликованная в ноябре 1974 года практически сразу после концертов Пинк Флойд в Лондоне на Уэмбли называлась : "Floyd Jaggernaut - The Road to Ninteteen Eghty Four" ( Флойдовская Фура - Шоссе в "1984". ) В названии статьи используется игра слов : jaggernaut может означать как "мощное транспортное средство , многоосный грузовик"; так и "идея , которой слепо поклоняются , возможно с плохими последствиями" . "1984" - это название культовой антиутопии Джоржа Оруэлла
Давайте познакомимся с наиболее красноречивыми отрывками из этого исторического документа. (Перевод мой, так что если возникнут замечания и предложения , все можно поправить.)
Надо сказать что Кент сразу взял правильную тональность повествования:
"14 ноября 74 года примерно семь тысяч человек вымыли волосы и отправились в Эмпайр Пул , на Уэмбли, чтобы увидеть концерт Пинк Флойд . То есть почти все, кроме Дэвида Гилмора - его , свисающие к плечам, с впечатляюще секущимеся концам волосы на сцене выглядели грязными, и как бы склеенными из-за избытка кожного сала..."
Я думаю - это прекрасно. У читателя надо сразу вызвать чувство омерзения к происходящему. Так что если будете писать обзор на нелюбимую группу , начинайте по заветам Ника Кента : "Солист вышел в потной рубашке , неаккуратно заправленной в несвежие трусы" , и читатель сразу настроится на нужный лад .
Далее, критик описывает встреченного им такого же неприятного типа по имени Билл с грязными волосами "словно он получил на них патент от Гилмора" и подругой Джифф , которые глупо и шумно восторгаются творчеством группы
Билл - Я сегодня совсем немного под кайфом ..Но вообще то я музыку не очень люблю , ну там пару трешку групп слушаю , ну и Флойдов конечно...У меня есть такие огромные колонки , так я ложусь между ними , и из одного уха в другое летает ...
Джифф - Пинк Флойд по моему лучшие в мире . Они вывели музыку на совершенно другой уровень ..Это же просто космос .
Автор - ( с усмешечкой) - Ну да , что то в этом роде я и хотел сказать ...
Описав поклонников Пинк Флойд , как законченных придурков , Ник подпускает ещё одну тонкую мысль :
Одна вещь, которую я всегда принимал во внимание и которая подводит итог, во всяком случае, для меня, фундаментального кризиса идентичности , свойственному старому Флойду, заключается в том, что Сид был художником, а остальные трое были студентами-архитекторами. Я думаю, это говорит о многом, особенно когда вы изучаете музыку, которую Флойд играет с того времени ».
Здесь Кент цитирует ещё одного "доброжелателя" Питера Дженнера - бывшего менеджера Пинк Флойд , который в свое время ушел от группы чтобы заниматься Сидом Барретом (Syd Barrett).
Таким образом , изящно противопоставив изысканного художника Барретта оставшимся в коллективе прямолинейным дуболомам , автор идёт наслаждаться концертом , рассчитывая , как он говорит "провести приятный вечер" .. Позвольте вам не поверить , уважаемый Ник Кент , судя по настроению в первых абзацах идете вы за тем , что бы кое до кого докопаться...
В 22.45 Я покинул тот же зал, возможно, более разъяренный тем, что увидел и услышал , чем когда-либо из-за любого другого подобного случая. Злой и довольно подавленный. Это был ад. Но давайте начнем с самого начала.
В 20.20 или около того четыре участника Пинк Флойд выплыли на сцену. Это был не очень впечатляющий выход. Надо сказать, бродили они , словно четверо дорожных работяг, которые только что закончили перерыв на чай и не торопясь возвращаются к заливке гудроном очередного участка шоссе. Приблизительно после пяти минут несколько трудоемкой настройки , группа начинает свой первый номер сета - новую композицию под названием «Shine On You Crazy Diamond». Она очень медленная, в ней нет мелодической выразительности, каждая нота уныла , в той архетипически зловещей и чахлой манере, которая служит показательным образчиком Флойдовского грандиозного занудства. Сама песня, как выяснилось, очень вялая : используемые аккорды, как и темп, скучны . Она просто бесформенная. А вот ещё и лирика:
«Ну давай же, ты - гуляка и провидец/ Давай же ты- художник, свирельщик и пророк! Сияй!!» - поет Роджер Уотерс и в какой-то момент, его голос наполняется смесью брезгливости и застенчивости , и при этом кажется несколько плоским . Как вы сами видите - лирика посредственная. Очень похоже на стихи со школьного литературного факультатива- такие же жеманные , неуверенные и претенциозные
Песня вроде как для и про Сида Барретта. Вообще-то он заслужил что- нибудь получше .
Представляю , что ощущал Рождер Уотерс (Roger Waters) читая эти строки . Он никогда не считал себя виртуозным музыкантом , но к своим поэтическим способностям относился очень серьезно.
Shine On You Crazy Diamond (Wembley, November 1974)
Далее у Ника Кента временно закончилась в авторучке порция яда, и он написал несколько абзацев о паре следующих песен почти без ругани ...Ну разве что самую , малость , отметив что в композиции "Careful with that Axe, Eugene" Уотерс " исполнил всю эту свою тягомотину с лошадиным лицом"...
Но затишье было недолгим . На песне "Gona Be Crazy" , после спетых Гилмором слов
«Ты должен быть сумасшедшим, ты должен быть посредственным / Ты должен держать своих детей и машину чистыми / Ты должен продолжать карабкаться, ты должен держать себя в форме / Ты должен продолжать улыбаться, ты должен есть дерьмо! '
Кент снова взрывается
Парень , что это за наезд на всеобщую буржуазную повинность нашего времени ! Ну кто , как не Флойды должны подвергнуть суровыми нападками вышеупомянутый образ жизни, притом , что я не могу вспомнить другую рок-группу, которая живет более отчаянно буржуазной жизнью за закрытыми дверями !
И как это ни странно, но люди в стеклянных домах не должны бросаться камнями ..
Пригвоздив таким образом музыкантов к позорному столбу обвинениями в неискренности, Ник ещё немного оттоптался на поэзии Уотерса и намекнул на то , что аккорды для песни Флойды дёрнули у Soft Machine.
На этом первая часть концерта закончилась .
На второй части , игрались вещи с "Dark Side.."и Кент опять немного отвлекся на описание сценической машинерии и спецэффектов и даже почти не ругался. Потом , видимо устав от собственной доброты , Ник решил вернуться к обсуждению музыкантов , на этот раз в части их исполнительского мастерства :
В это же время вы начинаете понимать, насколько невероятно ограничена эта группа. Как ритм-секция, Мейсон и Уотерс, пожалуй, самые скучные из тех, кого я когда-либо видел на больших выступлениях .
Мэйсон большую часть времени следует своей монотонной манере и разваливается на тех, заранее не подготовленных местах, где группа вынуждена импровизировать (конечно, эти моменты очень редки, потому что все шоу формируется вокруг жестких требований визуального ряда на экране)...
Уотерс не очень изобретательный басист и не улучшает положение вещей, добавляя тон, похожий на глухой атональный стук, который можно получить, ударяя по струнам фортепиано резиновым молотком.
Райт - просто обычный клавишник, и всегда выглядит не в своей тарелке , когда ему нужно внести разнообразие в игру (например в какой-то момент он пытался имитировать госпеловские интонации , что бы подчеркнуть великолепное исполнение Ванетты Филдс и Карлены Уильямс в композиции "Great Gig in the Sky". Получилось плохо).
Эта его слабость создает многочисленные зияющие пустоты в музыке, которые просто вопиют о каких нибудь перебивках , будь то в форме вдохновенного этюда в стиле Рэтледжа ( имеется ввиду Майк Рэтледж из Soft Machine прим.пер.) или даже одного из тех квази-джазовых пассажей в духе Херби Хэнкока, с которыми может справиться любой молодой раздолбай в начинающей прогрессив-группе. Райт действительно не сильно улучшился со времен старых Пинк Флойд; вырос только арсенал окружающих его клавишных досок.
И , наконец Гилмор, приличный в общем то гитарист , который привносит толику индивидуальности в игру , включая в свои соло элементы блюзовой школы.
Но и здесь недостаток вдохновения не позволяет ему обнаружить огромные дыры в музыкальном полотне, которые так легко можно было бы залатать с помощью какого-нибудь вкусного ритмичного проигрыша или короткого, напряженного соло, на которые он способен.
Далее Ник описывает окончание концерт, ехидничая над частью зрителей , которые впали в сомнамбулическое состояние , что Кент объясняет скукой.
Теперь нужно подвести итоги :
Вышеописанное действо легко может претендовать на звание наискучнейшего концерта, на котором мне когда-либо приходилось просиживать для написания обзора. Учтите , что сами Флойды, как поговаривают, тоже не были в восторге от этого события: по-видимому, внутри группы произошла какая-то разборка , которая завершилась увольнением звукорежиссёра , которому на замену срочно взяли какого то парня из Island Studios.
Получив информацию об этом, мы решили придержать свой яд на какое то время, чтобы дать группе второй шанс и вернуться в пятницу вечером. На этот раз звук действительно улучшился до неузнаваемости, и первая половина прошла довольно гладко, пока не случились какие-то какие-то дрязги между мрачнейшим Роджером Уотерсом и кем-то , кто осмелился кричать «Давай , заканчивай с этим!» во время долгой трудоемкой настройки для вступления «Gotta be Crazy». [sic]
«Мы едем так быстро, как только можем», - насмешливо пробормотал Уотерс, удивляясь, что этот молодой нахал осмеливается критиковать их. И , словно этого было мало , кто-то сразу же выкрикнул «1967».
Это было слишком даже для Уотерса. «Это не 1967 год, а 1974 год», - огрызнулся он.
Как бы то ни было, пятничное шоу по прежнему показало, насколько мало удовольствия получает группа от совместной игры, как сложно обстоит дело с по настоящему яркой , драматичной подачей материала, сколько бесполезных усилий тратится на продвижение второразрядных опусов под видом шедевров. Музыкальность группы как и прежде, была сомнительно посредственной
А теперь следует контрольный выстрел в голову .
Ок, ребятки , а вот сейчас действительно будет больно.
То, что два финальных шоу Флойд, свидетелями которых я стал в четверг и пятницу представляли собой , по зрелому рассуждению , не просто некую совершенно удручающую лень, которая в конечном итоге еще более отвратительна, чем простой выпендрёж скороспелых суперзвезд, но и слабое оправдание для творческой музыки, которая опасно близка к оруэловскому определению для поверхностной, бездушной музыкальной поделки, какая , несомненно, будет править эфирными волнами и, более того, будет разрекламирована как "настоящее искусство" в последней версии "1984".
Дэвид Боуи, в своих «Алмазных псах», невольно (насколько я вижу, во всяком случае) натолкнулся на кое-что, что полностью сводит на нет остальную часть его легкомысленных теорий о жестокой компьютерной планете будующего , когда он играет свой "Rebel Rebel" ..
«Rebel Rebel», видите ли, является совершенным конструктором , разбавленным компьютерными рок-ужимками, механическим риффом от Stones и безмозглыми стихами - настоящий рок "1984".
Пинк Флойд еще ближе к этому. За последние несколько лет группа фактически зарекомендовала себя как полная противоположность тому, что они когда то из себя представляли : часть школы рок-музыки Дивного Нового Мира , начавшей свое существование в 66–67 годах и породившей настоящие шедевры, такие как "Eight Miles High" , "Revolver" и The Piper In The Gates of Down. (Имеются ввиду альбомы Byrds, Beatles и самих Pink Floyd прим. пер. )
Флойды на самом деле кажутся невероятно уставшими и, по-видимому, лишенными настоящих творческих идей, и возникает вопрос, действительно ли они все ещё реально заботятся о своей музыке. Я имею в виду, что в будущем можно легко представить концерт Флойд, состоящий из группы, просто бродящей по сцене, приводящей в действие все свои ленты, включающей свои инструменты на пульте дистанционного управления, а затем уходящей за сцену чтобы поговорить о футболе или игре в бильярд. Я , возможно,предпочел, чтобы они это сделали. По крайней мере, это было бы честно.
Тем не менее, Флойд может записать на свой счёт очко . Это определенно типичная английская группа. Ни одна другая команда не сумела бы так выразить безудержное чувство обреченной посредственности, присущее нынешнему мировоззрению этой страны. «Упорствовать в тихом отчаянии это по-английски». ( Здесь Ник издевается над строкой из песни Time 'Hanging on in quiet desperation is the English way. прим.пер.) Удалите «тихое отчаяние» и выберите в качестве поправки свою собственную уничижительную маленькую фразу, и мы со всем этим чудненько разобрались .Спасибо, шеф ! И в этом нет абсолютно ничего «космического», не правда ли ? Или теперь есть?
Теперь и вы знаете , отчего у участников Пинк Флойд так полыхнуло.
Конечно , статья написана очень тенденциозно. Ник Кент был одним из создателей мифа о "гениальном Барретте" , и на все смотрел через призму своей пристрастности. Однако , Флойды несмотря на это , многое из написанного приняли на свой счёт, потому что настоящий большой артист всегда рефлексирует, и это не даёт ему забронзоветь в своем величии. Возможно , им действительно после свалившегося огромного успеха был необходим такой холодный душ, и Ник Кент стал тем горьким лекарством от усталости и равнодушия , которые чуть было не погубили группу, и тогда уже не было бы ни "Wish Where You Here" , ни летающей свиньи , ни "ещё одного кирпичика в Стене"
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Также на моем канале вы можете прочитать :
- Сеанс магии от Brayan Ferry c последующим ее разоблачением