Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Петербург в лирике Анны Ахматовой. «Бродячая собака» и «Кресты»

Оглавление

«Сырое великолепие парков» Царского Села, авангардное кафе «Бродячая собака», «знаменитая кровля» Фонтанного дома и тюрьма «Кресты» — вспоминаем известные петербургские места, которые описывала в своей лирике Анна Ахматова.

«Бродячая собака»

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой (фрагмент). 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой (фрагмент). 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1910-е годы Анна Ахматова начала входить в литературный круг Петербурга. Она публиковалась в журналах, стала участником поэтического объединения «Цех поэтов», в 1912 году вышел ее первый сборник «Вечер», который сделал ее известной. Именно образ Ахматовой этого периода, Ахматовой в «ложноклассической шали» — портрет работы Натана Альтмана, — стал настоящим олицетворением Серебряного века.

«Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней»

Анна Ахматова. Отрывок из стихотворения к годовщине открытия кафе «Бродячая собака», 1912 год

Стихотворение посвящено литературно-артистическому кабаре «Бродячая собака», которое открылось при содействии актера и режиссера Бориса Пронина, писателя Алексея Толстого и других деятелей искусства. Здесь известные писатели, художники, актеры и музыканты устраивали литературные чтения, давали концерты и ставили спектакли.

Посетители литературного кафе «Бродячая собака». Санкт-Петербург, 1914 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Посетители литературного кафе «Бродячая собака». Санкт-Петербург, 1914 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Стены и потолок одной из комнат «Бродячей собаки» расписал художник Сергей Судейкин: возможно, именно эти рисунки и упоминает в своем стихотворении Ахматова.

«Кресты»

Анна Ахматова. Петроград, 1922 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / ИТАР-ТАСС
Анна Ахматова. Петроград, 1922 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / ИТАР-ТАСС

Тюрьму «Кресты» Анна Ахматова описала в своей поэме «Реквием». Произведение рассказывает о трагедии матери: во время сталинских репрессий сына Ахматовой, Льва Гумилева, четыре раза арестовывали.

«Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать»

Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год

Боль этого страшного времени Ахматова выразила в поэме, которую создавала с 1934 по 1963 год. Ахматова не записывала текст: несколько ее близких людей знали отрывки наизусть. Среди них была Лидия Чуковская. Она вспоминала, как Ахматова показывала ей строки, написанные на клочке бумаги, давала запомнить и тут же сжигала: «обряд прекрасный и горестный».

Памятник Анне Ахматовой напротив «Крестов». Санкт-Петербург. 2006 год. Скульптор Галина Додонова. Архитектор Владимир Реппо. Фотография: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС
Памятник Анне Ахматовой напротив «Крестов». Санкт-Петербург. 2006 год. Скульптор Галина Додонова. Архитектор Владимир Реппо. Фотография: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

Сейчас напротив «Крестов» установлен памятник Ахматовой — так поэтесса завещала в своем произведении:

«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов»

Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год

Автор: Александра Косоротикова