Найти в Дзене

Симфония камней Гарни

Мы вернулись в Гарни не только для того, чтобы увидеть полюбившиеся пейзажи в зимних красках, но и доглядеть то, что не доглядели в прошлый раз. Новых открытий и приключений мы ждали от очередного спуска в ущелье. Заглянув за Арминэ в сувенирный ларёк, мы проехали вглубь посёлка, чтобы найти более короткую, чем в прошлый раз, дорогу вниз. Удивительно, но три года назад мы стали первыми, кто рассказал Арминэ про «Симфонию камней» или «Каменный орган» — теперь-то она знает это место лучше нас и возит сюда всех приезжающих в Гарни туристов! За окнами машины проплывали красочные в ярком солнечном свете домики из розового туфа, чьи-то заборы, плодовые деревья под снегом, очень красивый красный храм на фоне синих небес… Арминэ подвезла до поворота старенькую бабушку, та долго благославляла её по-армянски — и показала нам, куда надо идти, чтобы спуститься к органу в ущелье. В прошлый раз мы не дошли до него, зато теперь дорога наша была широкой, проезжей, и обещала быть быстрой. Она убегала

Мы вернулись в Гарни не только для того, чтобы увидеть полюбившиеся пейзажи в зимних красках, но и доглядеть то, что не доглядели в прошлый раз. Новых открытий и приключений мы ждали от очередного спуска в ущелье. Заглянув за Арминэ в сувенирный ларёк, мы проехали вглубь посёлка, чтобы найти более короткую, чем в прошлый раз, дорогу вниз. Удивительно, но три года назад мы стали первыми, кто рассказал Арминэ про «Симфонию камней» или «Каменный орган» — теперь-то она знает это место лучше нас и возит сюда всех приезжающих в Гарни туристов!

-2

За окнами машины проплывали красочные в ярком солнечном свете домики из розового туфа, чьи-то заборы, плодовые деревья под снегом, очень красивый красный храм на фоне синих небес… Арминэ подвезла до поворота старенькую бабушку, та долго благославляла её по-армянски — и показала нам, куда надо идти, чтобы спуститься к органу в ущелье. В прошлый раз мы не дошли до него, зато теперь дорога наша была широкой, проезжей, и обещала быть быстрой. Она убегала под горку, заснеженные склоны ущелья были всё нарядней, и журчала вода сбегавшей вниз вместе с дорогой речки.

Солнце предательски спряталось за облака, мы опускались всё глубже — и наконец дошли до поворота у большого заснеженного камня, от которого увидели роскошную теснину ущелья, горбатый мостик над журчащей рекой в снежных зарослях, далёкие белые горы — и могучую стену с тёмными камнями-призмами — гранёными на изломах, словно пчелиные соты…

В сети мы видели такое объяснение происхождения этих стержней: Базальты — это породы, которые образуются при застывании излившейся магмы на поверхности Земли. Вследствие последующих изменений в больших массах базальтовой породы проявляется так называемая столбчатая отдельность в виде 3—7-гранных столбов. При быстром остывании лавовых потоков образуется ячеистая система напряжений, которая направлена перпендикулярно поверхности. И вот в направлении этих самых напряжений затем и развиваются многочисленные линейные трещины, которые и образуют столбчатую отдельность базальта. Вспомните как высыхает, растрескиваясь, грязь. Вот что-то вроде того и здесь.

Налюбовавшись на это чудо природы, мы выбрались к уже знакомому камню у поворота, и с удовольствием, хоть и наскоро, перекусили. Народ, надо сказать, к «органу» валил валом — кто на машинах, кто пешком. Один из туристов по-английски принялся спрашивать у нас дорогу, Андрей стал по-английски же объяснять, а через минуту — к всеобщему веселью — выяснилось, что все участники беседы прекрасно говорят по-русски…

Вскоре мы, вскарабкавшись назад по дороге, уже ехали в Гегард. Неведомо откуда опять взялось яркое солнце, и мы снова ахали, глядя громады могучих гор и необъятные планы ущелий, на сверкание снега на жёлтых и бурых причудливых скалах…

2 января 2019 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...