Подготовку текста не случайно рекомендуется начинать с составления плана. Он позволяет структурировать будущую статью, а его пункты служат опорными точками, помогающими добиться основной задачи, которую призван решить тот или иной текст.
Если не выделять в тексте моменты, несущие определённую смысловую нагрузку, то велика вероятность, что текст будет напоминать поток сознания, в котором сложно выявить ключевую мысль. Такой подход хорош при написании художественного произведения, но для решения бизнес-задач или передачи конкретной информации он не годится. Далее мы рассмотрим распространённые типы планов, расскажем, как их составить и приведём несколько примеров готовых структур текстов с разбором.
Какие бывают планы текста?
Планы текста могут составляться по-разному. Рассмотрим несколько основных подходов, помогающих сформировать структуру будущего текста. Мы разберём вопросный и тезисный, а также план в виде опорной схемы, рассмотрим все эти способы на конкретных примерах и разберёмся, как составлять такие планы.
1. Вопросный план
Такой тип плана строится в виде перечня вопросов, на которые автор должен ответить в своей статье. Этот подход оптимален при составлении инструкций, мастер-классов, написании обучающих статей.
Пример:
- Что такое геотекстиль?
- Как правильно уложить геотекстиль?
- Чем различаются разные марки геотекстиля?
- Как выбрать подходящий материал?
- Сколько стоят разные виды геотекстиля?
- Какие рекомендации можно дать по технологии укладки?
2. Тезисный план
Тезис представляет собой краткую формулировку содержания одного или нескольких абзацев текста. Такой вид плана помогает не только составить структуру будущей статьи, но и зафиксировать ключевые идеи и мысли, которые требуется раскрыть в тексте. Этот подход универсален, его можно применять при подготовке любого материала.
При разработке тезисного плана рекомендуется выделять один пункт на каждую тысячу символов. Таким образом, если требуется написать статью на 7000 символов, то нужно сделать в плане 7 пунктов, если на 12 000 — понадобится план, состоящий из 12 разделов.
Пример:
- Определение воронки продаж, как работает такой подход и в чём его преимущества (инструмент, помогающий понять, как покупатель приходит к решению о покупке; позволяет повысить продажи среди разных категорий потребителей, создав заинтересованность в товаре или услуге).
- Расчёт конверсии воронки продаж (определение конверсии, формулы расчёта, оценка конверсии на каждом этапе, включение воронки в CRM-систему).
- Автоматическая воронка продаж, её особенности, преимущества и недостатки.
- Построение автоматической воронки продаж.
- Условия создания эффективной воронки продаж.
3. План-опорная схема
Как ясно из названия, такой тип плана строится на нескольких ключевых элементах — своеобразных «опорах», задающих направление будущей статьи или текста. Формируется по усмотрению автора, исходя из целей, для которых предназначен текст.
Этот способ хорошо подходит для составления плана устного выступления. Копирайтерам может пригодиться при написании коротких статей, например, новостных. В такой план можно добавлять ключевые факты, числовые показатели и другие данные, которые требуется отразить в материале.
Пример:
- Таргетированная реклама.
- Оценка эффективности таргетированной рекламы.
- Количество и частота показов, их охват, число переходов, качество привлечённого трафика (клики, стоимость клика, соотношение просмотров и досмотров, заявки, лиды).
- Чек-лист, будет ли полезна таргетированная реклама.
Как составить план текста?
Многие виды текстов имеют чёткую структуру. Например, информационные и новостные статьи, пресс-релизы, научные работы.
В качестве примера можно привести структуру новости: заголовок, лид (сжатое описание новости в первом абзаце, её суть), содержание (более детальное описание новости, подробное раскрытие), бэкграунд (дополнительные данные — отсылки к предыдущим новостям сюжета, сопутствующие статьи, касающиеся данной темы, и т.п.).
Чтобы корректно составить план, важно иметь представление о структуре будущего текста и придерживаться определённых правил.
- Во-первых, у читателей уже имеются некоторые ожидания по структуре статей определённого жанра и стиля, которые складываются при прочтении материалов разной направленности. Единообразие структуры делает статью более удобной для читателя, так как позволяет ему быстрее ознакомиться с её содержимым, сразу перейти к сути.
Например, пользователи новостных ресурсов привыкли, что в конце материала обычно размещаются ссылки на предыдущие статьи по теме, что помогает быстро отследить весь новостной сюжет, даже если предыдущие новости были пропущены.
- Во-вторых, типовая структура позволяет решать поставленные перед текстом задачи наиболее оптимальным и эффективным способом. Это актуально и при написании продающего текста для лендинга, и для научной статьи, и при подготовке журналистского материала.
Важность понимания структуры текста
Тексты разной направленности существенно отличаются друг от друга. Например, научный и журналистский текст призваны решать разные задачи, поэтому их структуры также очень различны:
- Перед научным текстом ставится задача аргументированно подвести читателя к ключевой мысли, убедительно доказать её. Таким образом, сперва приводятся ключевые доводы, логичная последовательность умозаключений, чтобы было проще отследить их, а главная мысль помещается в конец статьи.
- Журналистский материал строится прямо противоположным образом. Основная его цель — быстро сообщить читателю суть новости. Поэтому сперва сообщается самое важное, затем идёт сопутствующая информация, более подробно раскрывающая тему, а в конце — второстепенные сведения и дополнительные материалы.
Эти различия обусловлены спецификой текстов. В научной работе важнее всего показать значимость рассматриваемой темы, продемонстрировать её актуальность, обосновать приведённые умозаключения ссылками на достоверные источники и работы других учёных. Научные труды требуют неспешного и вдумчивого изучения.
Новостные статьи существуют в совершенно других условиях. Новости появляются быстро, их нужно как можно оперативнее передать читателю. Люди, просматривающие новостной контент, также не ставят перед собой задачу подробно разобрать каждую новость — они быстро ознакамливаются с представленной информацией, чтобы быть в курсе событий.
Поэтому для новостного текста важно привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учитывать эту разницу при подготовке материалов разной направленности, то тексты не будут «работать».
Общие правила по составлению плана текста
Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
- Определите направленность материала и его основную задачу.
- Выделите информацию, которая понадобится для решения поставленной задачи.
- Структурируйте содержимое в виде пунктов плана.
- Определитесь с оптимальной последовательностью пунктов, чтобы каждый раздел статьи логично подводил к информации, раскрываемой в следующем разделе.
Как правило, наибольшие затруднения вызывает второй пункт — подбор информации — особенно если объем текста не ограничен. В такой ситуации сперва нужно ответить на следующие вопросы:
- Какой объём будет оптимален для достаточного раскрытия темы?
- Будет ли аудитория дочитывать статью большого объёма до конца?
Например, информационный текст должен быть полезен читателю и достаточно подробно раскрывать заявленную тему. А вот рекламные тексты, как правило, короче. Тем не менее, для них также действуют свои правила: например, чем дороже и сложнее представленный товар, тем больше текста требуется для аргументированного обоснования его качества и преимуществ. Если же товар стоит недорого и решение о покупке может быть спонтанным, то объём рекламного текста не так важен, а на первый план выходит его запоминаемость.
Практика — составляем план, следуя изложенным правилам
Допустим, нам нужно подготовить серию постов для страницы компании, продающей бытовую технику. Общепринятых правил по структуре постов нет, поэтому этими рамками мы не ограничены.
Например, нужно сделать пост с подборкой распространённых заблуждений о соковыжималках.
Приступим:
- Перед автором стоит задача сделать увлекательный пост, который люди с интересом прочтут и, возможно, поделятся им на своей странице, отправят друзьям и т.п.
- Что требуется для решения этой задачи? Подобрать действительно противоречивые и актуальные вопросы, волнующие потребителей при выборе соковыжималки и ответить на них. Также нужно определиться с объёмом статьи. Хорошо, если количество вопросов будет какой-нибудь красивой цифрой — например, «Топ-5 мифов» или «10 популярных заблуждений». Меньше пяти вопросов — это мало, а больше десяти могут утомить читателей.
- Приступаем к поиску информации по теме. Если мы нашли много вопросов, выбираем несколько наиболее интересных и актуальных, например, 5 или 10 в соответствии с выбранным объёмом статьи. Кратко формулируем эти вопросы и составляем план-схему:
- Миф1: чем выше мощность, тем больше получается сока.
- Миф2: количество питательных веществ в соке зависит от скорости соковыжималки.
- Миф3: количество сока зависит от размеров шнека.
- и т.д.
- Распределяем пункты в соответствии с тем, насколько они интересны. Наиболее актуальные ставим вверху. Также какой-нибудь увлекательный факт размещаем ближе к концу статьи, чтобы пост заканчивался чем-то интересным, и у читателя появилось желание поделиться им.
Общие требования к составлению плана статьи
Составив план, проверьте его на соответствие следующим требованиям:
- Логичность. Информация в тексте должна излагаться последовательно и логично, содержимое каждого последующего раздела должно логически вытекать из предыдущего и т.д.
- Отсутствие повторов. Пункты плана не должны повторять друг друга, информация в них не должна дублировать то, что было изложено выше.
- Полнота. Важно, чтобы статья в достаточной мере раскрывала заявленную тему, не должно оставаться недоказанности.
- Возможность раскрытия темы. Убедитесь, что по каждому пункту есть что написать. Если какой-то раздел нельзя раскрыть подробнее краткого тезиса, сформулированного в нём, то его нужно объединить с другим пунктом.
- Краткость. Не следует слишком подробно раскрывать план, важно обозначить основные темы. Подробные формулировки и развёрнутые ответы на вопросы будут даваться при написании текста.
- Лаконичность. Оптимальный объём статьи — на 5-7 пунктов, так как информацию из большего количества разделов сложно усвоить. Небольшие пункты можно объединять друг с другом. Просмотрите план ещё раз и убедитесь, что в нём отсутствуют разделы, которые вполне можно убрать без потери ценности статьи.
Пример хорошо составленного плана
Допустим, требуется написать статью «Как сшить кресло-мешок своими руками?» Задача статьи — рассказать о том, что потребуется для самостоятельного пошива кресла-мешка. Нужно подробно и доступно описать это так, чтобы читатель смог повторить. Для составления плана статьи нужно поставить себя на место человека, который решил сшить такое кресло и подумать, какие вопросы могут его волновать. Далее нужно составить вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас такой план:
- Какие инструменты и материалы потребуются для пошива кресла-мешка?
- По каким выкройкам можно работать?
- Какую ткань выбрать для обивки?
- Какой наполнитель понадобится и как рассчитать его количество?
- Как пошагово сшить кресло-мешок?
- Как засыпать наполнитель внутрь?
Почему этот план — хороший?
- Данный план имеет последовательную логичную структуру. Вопросы, волнующие человека, решившего сшить кресло-мешок, рассматриваются в правильной последовательности: сперва нужно убедиться, что есть всё необходимое для работы, далее необходимо определиться с выкройкой, затем рассматривается процесс пошива и наполнения.
- Информация не повторяется, в каждом пункте раскрывается отдельный этап подготовки к пошиву, непосредственно пошив и сопутствующие вопросы.
- Раскрываются все этапы работы от начала до конца.
- Для каждого раздела можно найти информацию, подробно расписать его.
- Суть содержимого разделов сформулирована кратко.
- План состоит из 7 разделов. Информацию из такого количества пунктов сравнительно несложно усвоить.
Пример неудачно составленного плана
Рассмотрим план на ту же тему, но составленный с ошибками, а затем разберём, почему так делать не следует.
- Как рассчитать количество наполнителя для кресла-мешка?
- Как составить выкройку?
- Как сшить кресло-мешок?
- Какой материал подходит для пошива?
- Какие инструменты нужны для работы?
- Какие расходные материалы потребуются?
- Когда нужно заменять наполнитель?
- Как наполнить кресло-мешок? (подготовить воронку, чтобы пересыпать наполнитель внутрь; при наполнении кресла может понадобиться пылесос; сделать так, чтобы домашние животные не мешали — иначе наполнитель может запутаться в их шерсти)
Этот план требует доработки, потому что содержит следующие ошибки:
- Пункты расположены в хаотичном порядке. Информация об инструментах, необходимых для работы, почему-то даётся в конце, после информации о пошиве.
- Содержит избыточную информацию. Тема статьи — «Как сшить кресло-мешок», действительно ли нужно рассматривать вопрос о замене наполнителя при дальнейшей эксплуатации уже готового кресла? Возможно, пункт 7 следует исключить.
- Пункты 5 и 6 можно объединить в один — «Инструменты и материалы для работы».
- Пункт 8 описывается слишком подробно, эти моменты будут раскрыты при написании статьи.
Итак, мы рассмотрели, как составить хороший план текста. Вы можете использовать любой тип — вопросный, тезисный, план-схему или какой-то другой. Главное, чтобы он передавал суть и помогал написать действительно хорошую статью.
#план текста #составить план текста #как составить план текста #план статьи