Контент-план представляет собой график постов, которые планируется опубликовать на сайте, в блоге или другой социальной сети. Он содержит темы записей с датой их выхода и помогает вовремя подготавливать и публиковать контент.
В этой статье мы рассмотрим, как правильно составить контент-план и использовать его для управления информационными проектами. Также вы сможете посмотреть примеры этих документов, помогающих вовремя размещать публикации.
Контент-план — что это и для чего он нужен?
По сути контент-план представляет собой таблицу, где перечислены темы будущих постов с разбивкой по дням. В нём кратно указывается, какой контент должен быть размещён в паблике в понедельник, вторник и далее по дням. Это опорная структура, помогающая сориентироваться, когда и о чём нужно писать. Этот документ может составляться редактором, специалистом SMM, или копирайтером.
План помогает достичь сразу нескольких целей:
- способствует регулярному выходу обновлений на сайте, в паблике, блоге или другой площадке;
- координирует работу команды;
- обеспечивает оптимальное соотношение статей разного типа на сайте: продающих, развлекательных, информационных, для получения обратной связи и т.д.
- помогает анализировать данные, какой тип статей больше всего интересен целевой аудитории.
Далее приведён пример контент-плана для социальных сетей книжного интернет-магазина.
Понедельник (Время публикации/Тип статьи/Содержание)
- 9:00 Развлекательная - Интересная картинка с цитатой из книги.
- 12:30 Информационная - Статья об авторе
- 19:00 Продающая - Книжные новинки, поступившие в продажу.
Вторник (Время публикации/Тип статьи/Содержание)
- 9:00 Развлекательная - Забавная картинка с литературной шуткой.
- 17:20 Получение обратной связи - Опрос, книги каких авторов подписчики предпочитают.
- 19:00 Полезная - Подборка интересных книг для школьников.
Среда (Время публикации/Тип статьи/Содержание)
- 8:30 Развлекательная - Пять интересных детективов.
- 13:00 Продающая - Ролик с обзором на книгу.
- 19:00 Информационная - Обзор книг на тему психологии.
Четверг (Время публикации/Тип статьи/Содержание)
- 9:00 Полезная - Подборка книг, которые хорошо подходят для летнего отдыха.
- 18:00 Вовлекающая - Предложение угадать зашифрованные книги по картинкам.
- 19:30 Информационная - Малоизвестные факты из биографии писателей.
Пятница (Время публикации/Тип статьи/Содержание)
- 8:30 Информационная - Ролик о книжном фестивале.
- 17:30 Вовлекающая - Розыгрыш подарочной карты среди подписчиков, сделавших перепост.
- 19:20 Получение обратной связи - Опрос о любимых литературных жанрах подписчиков.
Суббота (Время публикации/Тип статьи/Содержание)
- 9:30 Развлекательная - Забавная картинка с литературной шуткой.
- 13:00 Вовлекающая - Предложение рассказать о книжных планах на лето.
- 20:00 Информационная - Подборка любовных романов.
Воскресенье (Время публикации/Тип статьи/Содержание)
- 9:30 Вовлекающая - Предложение задать вопросы автору.
- 14:00 Информационная - Информация о книжных новинках.
- 20:00 Полезная - Подборка увлекательной фантастики.
Выше представлен пример недельного контент-плана, но его можно составлять и на любой другой срок.
Как определиться с периодом планирования?
Как правило, контент-план составляется на месяц. В некоторых случаях специалисты, занимающиеся ведением паблика, блога или сайта составляют его на более долгий срок.
Если вы только начинаете вести свой паблик, рекомендуется сперва разработать недельный контент-план. Это даст возможность скорректировать вероятные ошибки и изменять темы в зависимости от отклика ЦА, а также появляющимися трендами, новостями и т.п.
Также продолжительность срока планирования зависит от частоты появления постов. Если они будут выходить ежедневно или почти каждый день, то имеет смысл планировать только на одну или две недели вперёд. Если публикации будут появляться редко, можно составлять контент-план на месяц или даже на три. Например, такой период планирования хорошо подходит для ведения корпоративного паблика с несколькими статьями в месяц.
Из чего состоит план?
Обычно документ составляется в табличном виде. Для этого можно использовать MS Excel, Word, Google-таблицы и другое ПО.
Чаще всего контент-план включает следующие колонки:
- срок публикации (дата, день недели);
- точное время публикации;
- формат поста (картинка, статья, видеоролик, опрос и др.);
- теги — заголовок title, описание Description, хеш теги для пабликов и т.д.;
- заголовки будущих статей.
Если компания ведёт несколько пабликов, сайтов или блогов, можно составить единую таблицу для всех площадок или вести отдельные контент-планы по каждой из них.
Правила составления и оформления контент-плана
Документ может составляться в соответствии со следующими правилами:
- Определиться с ключевой задачей при ведении паблика (блога, сайта). Например, привлечь больше читателей или повысить трафик на сайте. Если вы занимаетесь проектом заказчика, главная цель формулируется вместе с ним.
- Определиться с ЦА (целевая аудитория) площадки. Чем точнее и подробнее получится составить портрет читателя, тем яснее будет, какие темы ему интересны, какие посты будут пользоваться наибольшим спросом.
- Выявить мотивацию вашего читателя: обучающая информация, развлекательный контент, полезные статьи, возможная экономия (анонсы розыгрышей, акций, конкурсов, скидочные купоны и т.п.), желание пообщаться. В соответствии с мотивацией ЦА подбираются публикации соответствующей направленности (информационные статьи, развлекательные, опросники, вовлекающие читателей посты и т.д.) Чаще всего чередуют разные виды, чтобы пользователям не надоедал однотипный контент. Например, один продающий и один вовлекающий пост на три развлекательных и информативных.
- Подумайте, где будете брать информацию для постов. Её должно быть достаточно для регулярного ведения ресурса. Это может быть личный опыт, информация от подписчиков, внешние ресурсы и т.д.
- Определитесь с периодичностью постов — ежедневно, через день, три раза в неделю и т.д.
- Распределите типы публикаций по дням.
- Придумайте темы постов с учётом интересов и целей читателей.
Как правило, контент-план оформляется в табличном виде.
Как использовать контент-план?
Это документ, которым руководствуются копирайтеры, редакторы, SMM-специалисты. Члены команды ежедневно сверяются с ним и понимают, какие публикации запланированы на сегодняшний день или на ближайшее время. Далее подготавливают материалы, публикуют посты или готовят контент для отложенных публикаций. Пишут статьи на последующие дни в соответствии с планом или координируют работу команды авторов. Если подходит срок подготовки нового графика — разрабатывают его на следующий период.
Таким образом, контент-план служит опорным документом, упрощающим процесс ведения сайта, соц. сети или блога:
- с помощью него можно заранее подготовить контент для публикаций, исключив тем самым авралы и простои;
- помогает справиться с «кризисом идей»;
- хорошо подходит для сверки сроков публикаций и налаживания регулярного выхода постов;
- помогает наглядно увидеть, кто за что отвечает, чтобы равномерно распределять работу между авторами;
- координирует совместную работу — члены команды могут добавлять к контент-плану свои замечания, идеи, пожелания.
Как находить идеи для публикаций и какими они бывают?
В поиске идей для публикаций помогут:
- вопросы, предложения и комментарии подписчиков;
- форумы соответствующей тематики, профессиональные сайты, блоги;
- консультации с экспертами. Специалисты в соответствующей области обычно знают о вопросах, волнующих их клиентов;
- зарубежные сайты соответствующей тематики;
- опросы в пабликах, обратная связь от подписчиков в виде выбора наиболее интересных тем;
- тренды, события, праздники. Можно приурочить пост к определённому событию — например, выходу известного фильма или популярной игры. Также будут уместны праздничные публикации и посты на наиболее обсуждаемые темы.
Типы публикаций
Посты различаются по их форме и содержимому.
Типы публикаций по форме могут быть следующими:
- текстовые материалы;
- статья и картинка;
- только изображения;
- анимированные картинки;
- видеоролики;
- подкасты;
- вовлекающие посты с вопросами для читателей;
- опросы, голосования и т.д.
По содержанию материалы делятся на следующие типы.
Тип/Примеры
- Развлекательные - Забавные картинки, комиксы, мемы, весёлые истории, юмор и т.д.
- Продающие - Обзоры на товары/продукцию/услуги; рекомендации; рекламные посты; акции и промокоды, анонсы новинок.
- Полезные - Обучающие посты, полезные подборки, инструкции, руководства.
- Вовлекающие (коммуникационные) - Посты, где читателям задаётся какой-либо вопрос или поднимается тема, которую предлагается обсудить.
- Игровые - Конкурсы, игры, шарады, головоломки и т.п.
- Информационные (Seo-тексты) - Новости, интервью, обзоры событий, рецензии и т.д.
- Пользовательские - Материалы на основе контента, генерируемого пользователями (например, отзывы).
Специфика составления контент-плана для соцсетей
У социальных сетей есть свои особенности, которые нужно учитывать, составляя контент-план. Обычно пользователи заходят на такие площадки, чтобы отдохнуть, пообщаться, поделиться мнением, узнать новости. Постов публикуется много, поэтому ленту, как правило, бегло просматривают, а не вдумчиво читают. Поэтому существуют определённые рекомендации по публикациям в соцсетях:
- публикуйте новые материалы почаще, чтобы они регулярно попадались читателям;
- мониторьте отклик подписчиков на разные типы постов (количество просмотров, лайков, перепостов, комментариев), чтобы понять, какие из них вызывают наибольший интерес и вовлечение аудитории;
- выбирайте темы, для раскрытия которых достаточно краткого поста — длинные статьи в соцсетях, как правило, не пользуются спросом, но бывают исключения.
Также при составлении контент-плана важно учесть особенности площадки:
- ВК — рекомендуется чаще публиковать развлекательный контент. Тем не менее, полезные подборки, советы, руководства и чек-листы также интересны читателям.
- Telegram — площадка подходит для небольших постов, анонсов видеороликов и т.п. Также можно запустить бота, предлагающего темы для записей.
- Прочие соц. сети — размещайте 7 – 14 публикаций в неделю. Отслеживайте количество лайков и отклик на посты. Количество лайков влияет на охват аудитории (сколько читателей увидят пост в ленте).
Делая публикации в соцсетях, отслеживать реакцию аудитории особенно важно. Интересы аудитории следует учитывать при выборе дальнейших тем.
Пример контента для социальных сетей
Например, репетитор по английскому ведёт свою страничку в соц. сети. Контент-план для паблика может выглядеть следующим образом:
Дата/Тип публикации/Формат/Тема/Примечание
- 02.07. Полезный-Текст и картинки-Подборка книг для расширения словарного запаса - Подобрать материал до 31.05.
- 03.07. Пользовательский-Текст, скриншоты-Отзывы учеников-Взять из мессенджера и сайта.
- 04.07. Развлекательный-Игра-Угадать значение слова-Опубликовать ответы до 5.07.
- 05.07. Вовлекающий-Видеоролик-Розыгрыш бесплатного урока
- 06.07. Продающий-Текст и изображение-Анонс онлайн-урока.
Вам будет интересно: Как написать интересный пост для ВК
Правила составления контент-план для блога
Перед составлением плана нужно определиться с целью, ради которой ведётся блог. Это может быть привлечение новых клиентов, получение заявок на онлайн-занятия и т.д. Затем нужно определиться с целевой аудиторией, составить портрет потенциальных читателей. Исходя из целей блога и его аудитории следует подобрать подходящие типы постов.
Особенностью блогов является то, что их читают, когда им интересна личность автора (или компания/фирма, от лица которой делаются публикации). Поэтому важно сделать так, чтобы эта индивидуальность находила отражение в постах. Читателям наверняка будут интересны фотографии из повседневной жизни автора или сотрудников фирмы, забавные случаи, интересные истории и т.п.
Например, аудитории часто интересны посты про домашних любимцев. В частности, некоторые писатели, ведущие свои блоги, если держат питомцев, часто делятся забавными историями о них.
Затем требуется разбить типы материалов по дням и продумать темы для публикаций. Частота выхода зависит от поставленных задач, тем статей, количества свободных авторов и т.д. Однако для блога регулярность постов не так критична, как для социальных сетей.
Важно делать оригинальный контент, содержащий интересную для читателей информацию. Если содержимое публикаций будет иметь для аудитории ценность, пользователи чаще будут заходить на такой сайт или в блог.
Контент-план для блога
Составим график постов для интернет-магазина бытовой техники.
Дата/Тип публикации/Тема/Описание темы/Статус
- 07.07. Статья-Преимущества техники немецкого производства-Рассмотреть немецкую бытовую технику, особенности технологии производства, сделать упор на качество-Готов.
- 08.07. Сравнительный пост-Сравнение духовых шкафов разных марок-Различия, общие черты и особенности духовых шкафов от разных производителей-Готов текст, нужно подобрать изображения.
- 09.07. Видеоролик-Обзор холодильника-Технология Harvest Fresh, экономия энергии и другие полезные функции-Готов сценарий ролика. Отснять материал до 8.07.
- 10.07. Информационная статья-Подборка сплит.систем-Линейка сплит.систем по привлекательным ценам-Написать до 09.07.
- 11.07. Статья-руководство-Как выбрать стиральную машину?-Советы по подбору хорошей стиральной машины-Подготовить до 10.07.
Как приступить к составлению контент-плана?
Определившись с целью размещения постов, портретом целевой аудитории и типом публикаций, следует приступить к подбору тем. Однако на этом этапе часто возникают сложности. Кажется, что другие паблики и группы уже давно написали про всё, что только можно. Как найти интересную тему, которая сможет заинтересовать читателей?
Вот несколько способов поиска свежих идей:
- Техника «Наоборот». Ознакомьтесь с публикациями конкурентов. Если они публикуют в основном развлекательные посты, можно сделать упор на обучающие тексты.
- Приём «Вспомнить себя». Вспомните, когда у вас возникала необходимость воспользоваться схожей услугой или товаром. Какую информацию вы искали в первую очередь? А какие паблики по данной теме вызывали наибольший интерес? Какие сложности, вопросы или сомнения у вас возникали и как вы их разрешали? Возможно, так вы сможете не только найти новую тему для поста, но и поделиться своим опытом.
- Списки по типу «Топ-5...», подборки и т.п. Читателям часто нравятся информативные посты с полезными подборками: интересных художественных книг, хороших учебников, рецептов вкусных блюд, фильмов и т.д. Делать подборки несложно, а интерес они вызывают большой.
- «Мозговой штурм». Приступить к составлению контент-плана можно с интенсивного мозгового штурма. Например, поставить цель подобрать 15 тем за 10 минут. Сразу записывайте все, что приходит в голову, ничего не отметая. Вероятно, не все идеи будут рабочими, но они смогут дать толчок к появлению других. К тому же хотя бы парочка из этих тем точно пригодится.
Итак, мы рассмотрели разные типы контент-планов и способы их составления. Надеемся, эта информация была полезна для вас и поможет вам при подготовке графиков публикаций.
#контент-план #пример контент-плана #правила составления контент-план