Продолжение. Начало здесь
Первые два года совместной жизни Старшая нередко возмущалась:
-Почему ты цепляешься с учебой только ко мне? Занимайся лучше со своим сыночком - у него тоже проблем в школе полно!
Замечание было совершенно справедливым, сын тоже требовал моего внимания, которое из-за Старшей я отчаянно ему недодавала. Но ее проблемы были глобальнее, поэтому я решила до окончания младшей школы основную часть внимания отдавать ей. К тому же сын не оказывал мне сколь-нибудь существенного сопротивления: он разбирал со мной непонятный материал, где мог - работал сам. Никаких боев с целью заставить его учиться между нами не возникало. Напротив, учиться он очень любил, проблемы возникали лишь когда ему нужно было предъявить свои знания в школе. Непослушные пальцы не могли удержать ручку, а синдром гиперактивности мешал сосредоточиться, чтоб справиться с задачей. Зато устными ответами можно было гордиться.
Старшая этого в упор не понимала - ей казалось, что достаю я только ее.
В пятый класс она перешла лишь с одним откровенно провальным предметом - английским. Я подсела к ней.
-Ты просила меня переключиться на сына, - говорю. - Я выполняю твою просьбу. Ближайший год большую часть сил я буду отдавать ему. Хотя от помощи тебе я не отказываюсь. Если ты не будешь справляться в школе - подходи и говори. Помогу. Но следить за тем, чтоб ты понимала объяснения учителя придется тебе самой.
Старшая с радостью согласилась, но когда начался учебный год - пошла обратная реакция: теперь она высказывала мне претензии, что мое время тратится только на сына Я припоминала ее более ранние выпады на тему нежелания учиться. Напоминала о моем обещании помочь и спрашивала - есть ли какие-то проблемы? Но поскольку просьб озвучено так и не было - снова переключалась на сына и Младшую - та тоже начала "провисать" из-за перегруженности спортом.
Переход из младших классов в среднюю школу дался Старшей тяжело. Программу она с моей поддержкой худо-бедно тянула, но необходимость самоорганизовываться вымораживала ее напрочь. При этом она одержимо выбивала себе право на самостоятельность - ходить в школу и обратно без сопровождения,гулять где хочет, с кем хочет и сколько хочет, делать что хочет. Я опасалась ее пережать, поэтому иногда выделяла ей время на "попинать балду". Но такие моменты обычно заканчивались тем, что Старшая начинала чморить младших, и режим контроля и тотальной занятости приходилось возобновлять
К концу пятого класса наше с ней противостояние обострилось до предела.
Старшей исполнилось 13. Наступил обещанный пубертат.
Ее поведение становилось все более асоциальным. Она могла сделать любую гадость и нагло ржать в лицо человеку - "а что ты мне сделаешь"? Сочувствие к жертве отсутствовало напрочь. Только страх наказания мог ее тормознуть.
Пробовать границы она пыталась и со мной. У меня еще получалось их держать, но большую часть времени Старшая контактировала с другими людьми. А окружающие оказывались беспомощными перед ее наглостью и беспардонностью.
Пик противостояния случился в детском лагере - Старшую отчислили за опасное для окружающих поведение. Она нахально игнорировала распорядок, снова начала курить, как в детдоме, пыталась организовать групповой побег, тырила чужие вещи и подкладывала их другим детям, перекладывая ответственность за кражи на них и стравливая между собой взрослых и детей. А однажды нарвала возле лагеря волчьих ягод и попыталась подбросить их в котел с компотом в столовой, куда Старшую поставили на дежурство. Когда я приехала ее забирать - увидела, что ни грамма раскаяния она не испытывает. Наоборот, она была чрезвычайно довольна собой - именно ради возвращения домой и было все затеяно. Ведь если я уйду на работу - она будет предоставлена самой себе весь день. Наконец-то ей удалось прогнуть меня под себя!
Оставлять 13-летнюю девицу с подобными закидонами бесконтрольно болтаться по дому и по городу я не могла позволить. У нее напрочь отсутствовал страх, и ей ничего не стоило остановить кого-нибудь на дороге, сесть в чужую машину и уехать в неизвестном направлении. Случай, когда она так уехала у меня из-под носа прямо со двора, у нас уже был. Но и бросать ради нее работу я не собиралась - не дело ради одной малолетней хулиганки жертвовать благополучием остальной семьи.
Вопрос я решила кардинально: отправила ее в реабилитационный центр на оставшееся каникулярное время. Просидела Старшая там аккурат до школы. Параллельно ей было проведено обследование у профильных специалистов. Их вердикт был: "психических нарушений нет, при создании определенных условий ребенок способен придерживаться социально ожидаемого поведения".
Я в этом не сомневалась, но держать для нее поведенческие рамки в одиночку становилось все труднее.
Впрочем, пребывание в закрытом учреждении с круглосуточным надзором вместо вольной жизни можно было охарактеризовать словами "шокирующее отрезвление". Старшая стала понимать, что однажды она может "доиграться" до непредсказуемых последствий, поэтому следующие три месяца наша жизнь текла относительно ровно.
Продолжение следует