Тему подсказала одна из читательниц прошлой статьи.
Стоит ли рваться на тряпочки, приучая ребенка к порядку, впихивая в него знания, если сам ребенок категорически сопротивляется процессу?
Старшую дочь я привезла в семью за несколько дней до ее 10-летия. Отставания в развитии ребенка приводили меня в ужас. Я не понимала, за какие уши ее умудрились дотащить до третьего класса, но сознавала, что со школьной программой она не справится. Видимо, в детдоме это тоже понимали. Вопрос они решили просто: отвезли ее на ПМПК, которая рекомендовала перевести девчонку в школу 8 вида.
Вывод казался логичным: Она совершенно не ориентировалась во времени - не знала счет неделям, месяцам. Времена года Старшая, как ни странно, знала, но путала очередность. Она не имела представления о простейших, окружающих ее вещах. Даже фамилию свою не могла написать без ошибок, хотя она 2 года была написана на дверях ее комнаты. То есть наблюдательность тоже отсутствовала.
Читать ее научили, но она совершенно не понимала, что читает. Уже через несколько дней общения я поняла, что ее словарный запас соответствует ребенку 4-5 лет. А учитывая опережающее развитие московских детей - и того меньше. Любой предмет она называла "это". Если мы ехали в машине, и я не успевала увидеть, что же за объект ее заинтересовал, то на ее вопрос "что ЭТО"? ответить было затруднительно - каждый раз она оказывалась не в состоянии его описать, чтоб я поняла, о чем речь.
И разумеется, мы никак не могли решить простейшую задачу в стиле "Вася полил из лейки три грядки, а Петя - шесть. Сколько грядок они полили вместе". Потому что Старшая понятия не имела, что такое грядка, лейка, и зачем всю эту муть нужно поливать.
Таблица умножения тем более была для нее китайской грамотой.
Но при этом я видела, что девчонка мне досталась сообразительная. Поэтому рекомендацию о спецшколе засунула куда подальше и ни в опеке, ни в школе показывать не стала.
Понимая, что при таком уровне развития учебу со сверстниками она не потянет, я первый год забила на образовательный процесс. Прощупала ее "дно", и, пользуясь тем, что хотя бы читать она умела, стала заставлять ее читать и пересказывать простенькие рассказы.
Поначалу у нее не шло даже это - не хватало словарного запаса для понимания. Поэтому пришлось приучить ребенка не пропускать непонятное, а сразу останавливаться и подходить за разъяснениями.
Прием оказался действенным еще и потому, что ребенок получал столь необходимое ей внимание и общение, которого она была лишена долгие годы.
Словарный запас день ото дня пополнялся все больше, а подходить ко мне Старшая стала все реже. Точнее, она подходила, но теперь непонимание было лишь предлогом. Мы много времени просто болтали, узнавая друг друга все лучше.
Через полтора месяца от коротких рассказов мы перешли к освоению "Незнайки", одолевая главу за главой.
А через год дочь преобразилась волшебным образом - ее речь обрела художественность, и сколь-нибудь серьезных проблем с выражением мыслей у нее с тех пор не было. Чтение и обязательные пересказы натренировали память настолько, что она научилась удерживать в себе полученные знания. Пусть ненадолго - но и это был огромный прогресс.
Удивительно, но и таблицу умножения в тот год мы тоже освоили - посодействовал сын, который учился классом ниже. Здоровая конкуренция заставила их осилить науку в кратчайшие сроки.
Мы снова пошли на ПМПК. И снова получили рекомендацию по 8 виду.
Я возмутилась:
-Эти школы предназначены для необучаемых детей, разве не так? Вы же своими глазами видите, какой рывок она совершила за год! О какой необучаемости может идти речь?
Глава комиссии равнодушно пожала плечами.
-Этот ее "прогресс" продлится до переходного возраста. Потом она все равно остановится - и никакими силами вы ее не сдвинете.
-Вот когда остановится - тогда и вернемся к этому вопросу. А пока мне нужна помощь, чтобы ребенок максимально догнал возрастную норму.
Мы выбили коррекционных педагогов по русскому и математике, которые занимались со Старшей индивидуально. Теперь у нее не было проблем с восприятием информации, и педагоги за год совершили еще одно чудо, обучив ее всему буквально с нуля.
К концу четвертого класса Старшая вышла на уверенные тройки по основным предметам. А по литературе красовалась четверка.
Конечно, легко этот процесс выглядел лишь на словах. На самом деле учить ее пришлось, преодолевая яростное сопротивление. Поняв, что я взялась за нее всерьез, она все время норовила отлынивать, могла сказать, что уже изучила заданный материал, а потом пытаться на ходу придумать сюжет в надежде, что сама я книгу не читала, либо я не вспомню подробностей. Она прикидывалась больной, либо провоцировала скандалы между младшими детьми в надежде отвлечь мое внимание от своей особы. Иногда это получалось, но, когда обман раскрывался, ей в наказание доставалась двойная порция работы либо лишение любимых плюшек - на выбор. Обычно Старшая выбирала учебу.
Преподаватель по математике не уступала мне в твердости, поэтому дочь медленно, но уверенно продвигалась вперед. Чего не скажешь о мягкой и доброй преподавательнице русского. Та мужественно выносила скандалы и истерики, летящие в нее тетради и ручки, и до поры, до времени не решалась жаловаться - "жалела бедную сиротку". Сиротке нравилось, и она борзела все больше.
Когда информация до меня все же дошла - пришлось устрожить контроль и там. Дело снова пошло на лад.
Медленно, но верно мозги Старшей раскачивались, она обрастала новыми знаниями, и если бы не всплески отвязного поведения, особенно когда она оказывалась вне моего контроля - почти не отличалась бы от обычных детей. Впрочем, со мной она тоже периодически пыталась пробовать границы. Вранье и воровство были нашей реальностью, но очередной инцидент и его последствия, казалось, заставляли ее задумываться о недопустимости подобного поведения.
Так продолжалось три года, пока Старшей не исполнилось 13.
Наступил обещанный пубертат.