Найти в Дзене
Друг Истории

Фильм “Холоп 2”. Приключения мажорки Кати, или “Пьера Безухова” в юбке. Весь мир в театральных декорациях

Фильм “Холоп 2” режиссера Клима Шипенко на январских каникулах 2024г. ожидал триумфальный успех.😀 Комедийная история, повествующая о том, как испорченный мажор (мажорка) становится хорошим или “настоящим” человеком, задевает тайные и нетайные струнки души. Люди, естественно, жаждут на новогодних каникулах развлечений с толикой смысла. Или в успехе, пожалуй, виновата больше реклама?

Мне лично понравилось происходящее на экране и для читателей журнала Друг Истории нашлось, что сказать. Всё не случайно. Оба симпатичных фильма про Холопа с Милошем Биковичем можно трактовать и как современную сказку. Шипенко на такие сказки, надо сказать, мастак. Чего стоит его тот же обращённый в Будущее проект - космический фильм “Вызов”. А в Холопе мысли Шипенко направляют обратно в хорошо проторенное прошлое....

Афиша Холоп 2, в главных ролях Гриша - Милош Бикович, Катя - Аглая Тарасова, Павел, отец Гриши - Александр Самойленко, Анастасия, жена Павла - Мария Миронова, Лев Арнольдович, психолог, - Иван Охлобыстин, "Наполеон" - Павел Деревянко
Афиша Холоп 2, в главных ролях Гриша - Милош Бикович, Катя - Аглая Тарасова, Павел, отец Гриши - Александр Самойленко, Анастасия, жена Павла - Мария Миронова, Лев Арнольдович, психолог, - Иван Охлобыстин, "Наполеон" - Павел Деревянко

Заметим, что в старых добрых сказках, знакомых нам с детства, чудесное превращение из отрицательного персонажа в положительного героя если и случается, то при менее “изысканных” обстоятельствах. Например, слезы Герды растапливают ледяное сердце Кая в сказке “Снежная королева” Ганса-Христиана Андерсена, но Кай в сказке скорей пассивная фигура. В Холопе же к растапливанию сердца активных конченных эгоистов и наглых самодуров подключаются, можно так утверждать, научные механизмы. Применяемый целенаправленно и искусно метод лечения заблудшего мажора - это нейролингвистика расширенная до всех 5 органов чувств человека. Что-то такое уже присутствовало в сериале про экстрим-туристов в Гулаг (“Волчья стая”), однако там для горе-туристов цель получается более прозаичная – выживание.

кадр из трейлера Холоп 2
кадр из трейлера Холоп 2

По сюжету картины Холоп 2 уже преображенный в "прошлом" мажор Гриша берется за перевоспитание плохой мажорки Кати и помещает её на роль бедной Золушки в помещичью усадьбу в 1812 год. Оказавшись в униженном положении, она, как и Гриша в Холопе 1, должна по идее пройти путь духовного возвышения.

Богачка Катя просыпается вдруг в хлеву.  Свиньи и куры, как отзывы, на её предыдущие деяния)
Богачка Катя просыпается вдруг в хлеву. Свиньи и куры, как отзывы, на её предыдущие деяния)
Конечно, помещики так торжественно в 19 веке не сжигали провинившихся. Но вряд ли Кате в этой ситуации было до таких логических мыслей.
Конечно, помещики так торжественно в 19 веке не сжигали провинившихся. Но вряд ли Кате в этой ситуации было до таких логических мыслей.

Приключения мажорки Кати сочетают в себе 2 момента - путешествие во времени и театральную постановку. Для “несчастной девушки” буквально исполняется высказывание писателя С.Моэма “весь мир – театр”, только она об этом не догадывается до самого счастливого финала.

Как таковые путешествия во времени уже давно стали обычным делом для кинематографа, ими зрителя не удивишь. Но в Холопе эффект машины времени как бы перевернут, последняя становится фикцией, а человек просто верит, что он находится в другом времени. Достигнут таким образом синтез путешествия во времени и театра. Облегчает эту задачу режиссеру традиции военной реконструкции 1812 года, которую поддерживает в России множество военно-исторических клубов. Скажем, на поле боя сразу бросается в глаза желтая форма Невшательского (швейцарского) полка Наполеона, которую каждый год демонстрируют реконструкторы на фестивале “Времена и Эпохи”.

Часовой Невшательского полка. Фестиваль Времена и Эпохи 2017. Фото автора
Часовой Невшательского полка. Фестиваль Времена и Эпохи 2017. Фото автора

По сравнению с Холопом 1 сюжет его второго сезона приобрел явно более батальный характер. Идейную поддержку сценаристам фильма и мажору Грише, взявшемуся расписывать сценарий перевоспитания Кати, оказывают “во всю мощь” Лев Толстой и его роман “Война и Мир”. В военных приключениях Кати на воображаемом поле боя с французами в 1812г. вдруг угадывается путь исканий Пьера Безухова из романа Толстого. Как известно, у Пьера Безухова после почитания Наполеона как великого человека рождается отвращению к нему. Так утрировано и Катя - из почитателя заграничного превращается в патриотку.

Доктор Безухову: Граф, ваше сиятельство, вы как тут? - Да вот хотелось посмотреть. Сцена на Бородинском поле накануне битвы. Кадр из фильма "Война и Мир" 1967. В роли Безухова - Сергей Бондарчук
Доктор Безухову: Граф, ваше сиятельство, вы как тут? - Да вот хотелось посмотреть. Сцена на Бородинском поле накануне битвы. Кадр из фильма "Война и Мир" 1967. В роли Безухова - Сергей Бондарчук

Перерождение "мажора 1812" происходит на Бородинском поле, по которому Пьер Безухов болтается в буквальном смысле как частное лицо и становится не просто свидетелем героизма и гибели русских солдат, но и участником рукопашной схватки с французским офицером на батарее Раевского. Здесь и происходит “перевоспитание” нашего героя.

Пьер Безухов оказался в сражении как зритель
Пьер Безухов оказался в сражении как зритель
Катя мечется по полю боя в фильме "Холоп 2"
Катя мечется по полю боя в фильме "Холоп 2"

Пьер Безухов схватился с французским офицером на батарее Раевского.
Пьер Безухов схватился с французским офицером на батарее Раевского.

На подобное же преображение рассчитывает и Гриша в отношении Кати. Пьер Безухов после Бородинского боя возвращается в Москву и здесь решает, - что - процитируем Льва Толстого. “Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, с тем чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Пьер знал все подробности покушения немецкого студента на жизнь Бонапарта в Вене в 1809 году и знал то, что студент этот был расстрелян. И та опасность, которой он подвергал свою жизнь при исполнении своего намерения, еще сильнее возбуждала его.” Увы, модернизировать ход истории герою не удаётся. К Наполеону Безухов не попадает, а вскоре оказывается в плену у французов, поскольку вступается на московской улице за женщину и дерется с мародером Великой армии.

Французы берут в плен Пьера Безухова в Москве
Французы берут в плен Пьера Безухова в Москве

Итак, наша Катя, потрясенная гибелью Гриши в бою, оказывается в плену и приходит к аналогичному выводу с Безуховым. “Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть! — думал он. — Да, я подойду... и потом вдруг... Пистолетом или кинжалом? — думал Пьер. ” Реализуя замысел Безухова, Катя требует вести себя к Наполеону и в палатке пытается застрелить Бонапарта, а после осечки выхватывает у опешившего реконструктора-часового ружье и пытается заколоть его штыком.

Катя в шатре Наполеона. В роли переводчика Оливье Сиу
Катя в шатре Наполеона. В роли переводчика Оливье Сиу

История знает множество примеров, когда женщины, жертвуя собой, стремятся уничтожить вражеских лидеров. В учебниках истории остались имена Фанни Каплан и Ленина, Шарлотты Корде и Марата… Самый древний библейский пример - это устранение еврейской героиней Иудифь ассирийского полководца Олоферна. “Подобно” нашей Кате Иудифь (Юдифь) идет к врагам, чтобы «указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всею нагорною страною, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа». После пира, оставшись с Олоферном наедине в шатре, Иудифь убивает его мечом и приносит его голову в родной город.

Юдифь (Иудифь) убивает Олоферна. картина Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1599. Википедия
Юдифь (Иудифь) убивает Олоферна. картина Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1599. Википедия

Примечательна реакция на сей киноподвиг мамы Кати, петербургской чиновницы (Наталья Рогожкина). Восхищенная неожиданным результатом, перевоспитанием дочери, она предлагает психологу Льву Арнольдовичу поднять проект на государственный уровень. С одной стороны, это явное обещание режиссером Шипенко сделать фильм Холоп 3, а с другой стороны, в этом обещании от лица чиновницы завязывается интрига. Зададим логический вопрос: “А что значить поднять проект псевдопутешествия по времени на государственный уровень? Это, значит, что надо с помощью расширенных нейролингвистических методов окунуть в Прошлое большой коллектив или даже всю страну? И сделать это в целях перевоспитания? Мы же видим, что в предложенных обстоятельствах наша мажорка Катя начинает вести себя согласно героическим национальным паттернам и бросается с ружьем наперевес на "несчастного" актера Деревянко, поскольку она уверена, что перед нею Наполеон Бонапарт.

"Наполеон" (Павел Деревянко) принимает Катю в шатре.
"Наполеон" (Павел Деревянко) принимает Катю в шатре.

Это всё хорошо и прекрасно задумано и особенно хорошо то, что вся картина хорошо кончается, как и должно быть по комедийному сценарию. А что если предположить на следующем уровне творческой мысли, что процесс "перевоспитания" может выйти из-под контроля на более долгий срок? - Люди, которым внушили, что они находятся в прошлом, так из него не возвращаются в настоящее вопреки намерениям сценаристов? И продолжают идти со штыками на других людей, которые по сценарию играют в картине роль врагов. Не правда ли, достойная задача для кинематографа представить такую фантасгармоническую ситуацию?

Череп (Владимир Яглыч) стирает знак креста с плеча после того, как побывал во времени Великой Отечественной войны, которая перевернула его восприятие жизни. Фильм "Мы из будущего" 2008г.
Череп (Владимир Яглыч) стирает знак креста с плеча после того, как побывал во времени Великой Отечественной войны, которая перевернула его восприятие жизни. Фильм "Мы из будущего" 2008г.
Гриша представляет Катю своему папе "графу Достоевскому" (Александр Самойленко). Обучение хорошим манерам и французскому языку входит в программу перевоспитания. Биковича трудно упрекнуть в чём-то, хоть чего-то  в фильме не хватает - до шедевра - в плане душевности. Куда делась к примеру прошлая любовь Гриши Лиза (Александра Бортич)?
Гриша представляет Катю своему папе "графу Достоевскому" (Александр Самойленко). Обучение хорошим манерам и французскому языку входит в программу перевоспитания. Биковича трудно упрекнуть в чём-то, хоть чего-то в фильме не хватает - до шедевра - в плане душевности. Куда делась к примеру прошлая любовь Гриши Лиза (Александра Бортич)?

Скажем осторожно, желательно снимать ситуацию выхода Истории из-под контроля в жанре комедии. Далеко ходить не надо?

Очерк, как относящийся в значительной степени к нравам эпох, включен в подборку СССР и Россия, старая и новая. Подборка Российское Историческое кино - (здесь).

Исторические фильмы | Друг Истории | Дзен

Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории

Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку на канал исторической аналитики.

Душин Олег, журнал №224, Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории.