Фильм “Холоп 2” режиссера Клима Шипенко на январских каникулах 2024г. ожидал триумфальный успех.😀 Комедийная история, повествующая о том, как испорченный мажор (мажорка) становится хорошим или “настоящим” человеком, задевает тайные и нетайные струнки души. Люди, естественно, жаждут на новогодних каникулах развлечений с толикой смысла. Или в успехе, пожалуй, виновата больше реклама?
Мне лично понравилось происходящее на экране и для читателей журнала Друг Истории нашлось, что сказать. Всё не случайно. Оба симпатичных фильма про Холопа с Милошем Биковичем можно трактовать и как современную сказку. Шипенко на такие сказки, надо сказать, мастак. Чего стоит его тот же обращённый в Будущее проект - космический фильм “Вызов”. А в Холопе мысли Шипенко направляют обратно в хорошо проторенное прошлое....
Заметим, что в старых добрых сказках, знакомых нам с детства, чудесное превращение из отрицательного персонажа в положительного героя если и случается, то при менее “изысканных” обстоятельствах. Например, слезы Герды растапливают ледяное сердце Кая в сказке “Снежная королева” Ганса-Христиана Андерсена, но Кай в сказке скорей пассивная фигура. В Холопе же к растапливанию сердца активных конченных эгоистов и наглых самодуров подключаются, можно так утверждать, научные механизмы. Применяемый целенаправленно и искусно метод лечения заблудшего мажора - это нейролингвистика расширенная до всех 5 органов чувств человека. Что-то такое уже присутствовало в сериале про экстрим-туристов в Гулаг (“Волчья стая”), однако там для горе-туристов цель получается более прозаичная – выживание.
По сюжету картины Холоп 2 уже преображенный в "прошлом" мажор Гриша берется за перевоспитание плохой мажорки Кати и помещает её на роль бедной Золушки в помещичью усадьбу в 1812 год. Оказавшись в униженном положении, она, как и Гриша в Холопе 1, должна по идее пройти путь духовного возвышения.
Приключения мажорки Кати сочетают в себе 2 момента - путешествие во времени и театральную постановку. Для “несчастной девушки” буквально исполняется высказывание писателя С.Моэма “весь мир – театр”, только она об этом не догадывается до самого счастливого финала.
Как таковые путешествия во времени уже давно стали обычным делом для кинематографа, ими зрителя не удивишь. Но в Холопе эффект машины времени как бы перевернут, последняя становится фикцией, а человек просто верит, что он находится в другом времени. Достигнут таким образом синтез путешествия во времени и театра. Облегчает эту задачу режиссеру традиции военной реконструкции 1812 года, которую поддерживает в России множество военно-исторических клубов. Скажем, на поле боя сразу бросается в глаза желтая форма Невшательского (швейцарского) полка Наполеона, которую каждый год демонстрируют реконструкторы на фестивале “Времена и Эпохи”.
По сравнению с Холопом 1 сюжет его второго сезона приобрел явно более батальный характер. Идейную поддержку сценаристам фильма и мажору Грише, взявшемуся расписывать сценарий перевоспитания Кати, оказывают “во всю мощь” Лев Толстой и его роман “Война и Мир”. В военных приключениях Кати на воображаемом поле боя с французами в 1812г. вдруг угадывается путь исканий Пьера Безухова из романа Толстого. Как известно, у Пьера Безухова после почитания Наполеона как великого человека рождается отвращению к нему. Так утрировано и Катя - из почитателя заграничного превращается в патриотку.
Перерождение "мажора 1812" происходит на Бородинском поле, по которому Пьер Безухов болтается в буквальном смысле как частное лицо и становится не просто свидетелем героизма и гибели русских солдат, но и участником рукопашной схватки с французским офицером на батарее Раевского. Здесь и происходит “перевоспитание” нашего героя.
На подобное же преображение рассчитывает и Гриша в отношении Кати. Пьер Безухов после Бородинского боя возвращается в Москву и здесь решает, - что - процитируем Льва Толстого. “Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, с тем чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Пьер знал все подробности покушения немецкого студента на жизнь Бонапарта в Вене в 1809 году и знал то, что студент этот был расстрелян. И та опасность, которой он подвергал свою жизнь при исполнении своего намерения, еще сильнее возбуждала его.” Увы, модернизировать ход истории герою не удаётся. К Наполеону Безухов не попадает, а вскоре оказывается в плену у французов, поскольку вступается на московской улице за женщину и дерется с мародером Великой армии.
Итак, наша Катя, потрясенная гибелью Гриши в бою, оказывается в плену и приходит к аналогичному выводу с Безуховым. “Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть! — думал он. — Да, я подойду... и потом вдруг... Пистолетом или кинжалом? — думал Пьер. ” Реализуя замысел Безухова, Катя требует вести себя к Наполеону и в палатке пытается застрелить Бонапарта, а после осечки выхватывает у опешившего реконструктора-часового ружье и пытается заколоть его штыком.
История знает множество примеров, когда женщины, жертвуя собой, стремятся уничтожить вражеских лидеров. В учебниках истории остались имена Фанни Каплан и Ленина, Шарлотты Корде и Марата… Самый древний библейский пример - это устранение еврейской героиней Иудифь ассирийского полководца Олоферна. “Подобно” нашей Кате Иудифь (Юдифь) идет к врагам, чтобы «указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всею нагорною страною, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа». После пира, оставшись с Олоферном наедине в шатре, Иудифь убивает его мечом и приносит его голову в родной город.
Примечательна реакция на сей киноподвиг мамы Кати, петербургской чиновницы (Наталья Рогожкина). Восхищенная неожиданным результатом, перевоспитанием дочери, она предлагает психологу Льву Арнольдовичу поднять проект на государственный уровень. С одной стороны, это явное обещание режиссером Шипенко сделать фильм Холоп 3, а с другой стороны, в этом обещании от лица чиновницы завязывается интрига. Зададим логический вопрос: “А что значить поднять проект псевдопутешествия по времени на государственный уровень? Это, значит, что надо с помощью расширенных нейролингвистических методов окунуть в Прошлое большой коллектив или даже всю страну? И сделать это в целях перевоспитания? Мы же видим, что в предложенных обстоятельствах наша мажорка Катя начинает вести себя согласно героическим национальным паттернам и бросается с ружьем наперевес на "несчастного" актера Деревянко, поскольку она уверена, что перед нею Наполеон Бонапарт.
Это всё хорошо и прекрасно задумано и особенно хорошо то, что вся картина хорошо кончается, как и должно быть по комедийному сценарию. А что если предположить на следующем уровне творческой мысли, что процесс "перевоспитания" может выйти из-под контроля на более долгий срок? - Люди, которым внушили, что они находятся в прошлом, так из него не возвращаются в настоящее вопреки намерениям сценаристов? И продолжают идти со штыками на других людей, которые по сценарию играют в картине роль врагов. Не правда ли, достойная задача для кинематографа представить такую фантасгармоническую ситуацию?
Скажем осторожно, желательно снимать ситуацию выхода Истории из-под контроля в жанре комедии. Далеко ходить не надо?
Очерк, как относящийся в значительной степени к нравам эпох, включен в подборку СССР и Россия, старая и новая. Подборка Российское Историческое кино - (здесь).
Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №224, Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории.