23,4K подписчиков

О разнообразии самого популярного оздоровительного комплекса в Китае.

1,6K прочитали

Бадуаньцзинь, как традиционная китайская оздоровительная система Яншэнсюэ, впервые упоминается в династии Северная Сун (960 - 1279). В 1972 году при раскопках гробницы Мавандуй в провинции Хунань нашли т.н. "диаграмму даоинь" из сорока движений, где четыре картинки вполне похожи на известные нам элементы бадуаньцзинь, и в 1994 году исследователь Вэн Шисюнь предложил отодвинуть дату возникновения бадуаньцзинь до времен империи Цзинь (265 - 420)...

Комплекс состоит из восьми последовательных движений. Это техника сочетает в себе движения тела, дыхание и "мысленную работу". Древние сравнивали этот набор движений с «парчой», ибо движения столь же грациозны и упруги, как парча, а поскольку упражнения разделены на восемь разделов, где каждый раздел несет свой смысл и значение, поэтому он называется «Бадуаньцзинь» - восемь кусков парчи..

Бадуаньцзинь как школа окончательно сформировался в XII веке, а позже через века, развилось множество школ, методов и стилей со своими характеристиками, такими как "бадуаньцзинь генерала Юэфэя" (岳飞八段锦 yuèfēi bāduànjǐn,), "12 кусков парчи" (十二段锦 shí'èr duànjǐn), "бадуаньцзинь самосовершенствования" (自摩八段锦 zìmó bāduànjǐn), "наработка бадуаньцзинь в постели" (床功八段锦 chuánggōng bāduànjǐn), "бадуаньцзинь сидячий" (坐势八段锦 zuòshì bāduàn)и со "столбовым стоянием" (站式 八段锦 Zhàn shì bā duàn jǐn).

Ну и конечно же, есть и шаолиньский бадуаньцзинь, возникший по легенде аж в годы империи Тан, куда ж без него?... А в годы империи Мин возникает и "шестнадцать кусков парчи" (十六段锦Shíliù duàn jǐn). Как видим, различных вариантов напридумывали - множество.

Кроме того, известен и "военный бадуаньцзинь" (武八段锦 Wǔ bāduànjǐn). Считается, что этот "У бадуаньцзинь" был создан Юэ Фэем. Дошли также легенды о том, что такой комплекс был создан Чжун Лицюанем, главой "Восьми Бессмертных", хотя все эти утверждения не очень заслуживают доверия.

 Чжун Лицюань (钟离权 Zhōng Líquán, 168 - 256) был генералом династии Хань, а в итоге стал даосом.
Чжун Лицюань (钟离权 Zhōng Líquán, 168 - 256) был генералом династии Хань, а в итоге стал даосом.

Нам же надо четко различать разницу:

  • "вэнь бадуань" - это составляющая Учения о пестовании жизни - Яншэнсюэ, его основная задача - профилактика и излечение от болезней;
  • "у бадуань" - это часть практики боевых искусств.

Когда приводят "цитату" генерала Юэ Фэя:

Вот метод укрепления тела для предотвращения смерти

здесь не просто про "укрепление тела и улучшение здоровья", но и про выработку специальных качеств, неотъемлемых для практики традиционных боевых искусств. По сути, это и есть знаменитая "внутренняя работа", одна их трех составляющих традиционного ушу. Даже если действительно этот метод восходит к боевому искусству Семьи Юэ (оно живо и поныне), комплекс отлично подходит к практике любых боевых искусств, от ушу и карате до бокса и капоэйры.

"Метод предотвращения смерти от Юэ Фэя" издания 1936 года.
"Метод предотвращения смерти от Юэ Фэя" издания 1936 года.

Сложно сказать, кто и когда создал этот набор упражнений, но впервые его упоминают в «Записи И-цзяня» ( 夷坚志 yí jiān zhì), опубликованном в 1162 году, где один из персонажей делал в полночь одноименный комплекс. Хотя это и показывает, что в годы империи Сун этот термин вполне уже мог быть достаточно известным в кругу образованных читателей, однако про его содержание того периода нам ничего неизвестно. В любом случае получается, что бадуаньцзинь существует уже более 800 лет со времен династии Сун и скорее всего претерпел большие изменения по форме и содержанию.

Наиболее распространенные и известные версии этого популярного комплекса окончательно сформировались уже в годы династии Цин. Свое широчайшее распространение он получил после публикации в 1881 году книги «Иллюстрированные пояснения нэйгун» (内功图说 nèigōng túshuō). Кстати "восемь" и "двенадцать кусков парчи" были взяты из более ранней книги "Передаваемые из поколение в поколение методы продления жизни" (寿世传真 shòushì chuánzhēn).

Но... бадуаньцзинь, который наиболее известен в настоящее время,  происходит из описания в  книге «Иллюстрированное пояснение к Ицзиньцзин» (易筋经图说 yìjīnjīng túshuō), составленного Лян Шичаном (梁世昌 Liáng Shìchāng, 1886-1979).
Но... бадуаньцзинь, который наиболее известен в настоящее время, происходит из описания в книге «Иллюстрированное пояснение к Ицзиньцзин» (易筋经图说 yìjīnjīng túshuō), составленного Лян Шичаном (梁世昌 Liáng Shìchāng, 1886-1979).

Есть и более интересные сборники, времен Цин, изданные в 1890 и 1898 году.

В наиболее интересном, сейчас он храниться в Тайбее, комплекс разделяют на Южную и Северную ветви.
В наиболее интересном, сейчас он храниться в Тайбее, комплекс разделяют на Южную и Северную ветви.
В Северной движения "жесткие", происхождение в книге возводят к генералу Юэ Фэю, создавшего данный метод для укрепления своих солдат. Есть две сильно различающиеся версии, одна акцентирует на выполнение движений преимущественно в позиции мабу, другая - на специфическое сочетание изометрических движений с особыми формами дыхания.
В Северной движения "жесткие", происхождение в книге возводят к генералу Юэ Фэю, создавшего данный метод для укрепления своих солдат. Есть две сильно различающиеся версии, одна акцентирует на выполнение движений преимущественно в позиции мабу, другая - на специфическое сочетание изометрических движений с особыми формами дыхания.
В Южной школе движения мягкие и упругие, для тела - естественное положение стоя, поэтому его именуют "гражданским" - "вэнь бадуань"  (文八段 wén bā duàn), то время как Северный стиль в основном основан на "позиции лошади" с сильными и мощными движениями, поэтому и называется "военным" - "у бадуань" (武八段 wǔ bā duàn). Кроме того, простые люди также называют Южный комплекс упражнений «динамический» (动功八段锦 dònggōng bāduànjǐn) или «стоячий» (立八段lì bāduàn), чтобы отличить его от «сидячего» династии Мин из трактата о продлении  жизни "Хуожэнь синьфа" (活人心法 huó rén xīn fǎ).
В Южной школе движения мягкие и упругие, для тела - естественное положение стоя, поэтому его именуют "гражданским" - "вэнь бадуань" (文八段 wén bā duàn), то время как Северный стиль в основном основан на "позиции лошади" с сильными и мощными движениями, поэтому и называется "военным" - "у бадуань" (武八段 wǔ bā duàn). Кроме того, простые люди также называют Южный комплекс упражнений «динамический» (动功八段锦 dònggōng bāduànjǐn) или «стоячий» (立八段lì bāduàn), чтобы отличить его от «сидячего» династии Мин из трактата о продлении жизни "Хуожэнь синьфа" (活人心法 huó rén xīn fǎ).
Самый известный вариант "военного" бадуаньцзинь Юэ Фэя до сих пор популярен благодаря Вай Лайшэну (万籁声 Wàn Làishēng, 1903–1992), Он все так же передается в рамках стиля мицзунцюань и цзыжаньмэнь. Второй, изометрический, сохранился лишь в танланцюань линии Цзян Хуалуна на Тайване и в уезде Хайян провинции Шаньдун.
Самый известный вариант "военного" бадуаньцзинь Юэ Фэя до сих пор популярен благодаря Вай Лайшэну (万籁声 Wàn Làishēng, 1903–1992), Он все так же передается в рамках стиля мицзунцюань и цзыжаньмэнь. Второй, изометрический, сохранился лишь в танланцюань линии Цзян Хуалуна на Тайване и в уезде Хайян провинции Шаньдун.

В конце пятидесятых годов ХХ века видные исследователи и популяризаторы китайского наследия Тан Хао, Чжо Дахун и Ма Фэнге выпустили фундаментальный сборник "Бадуаньцзинь", куда включили аж три разных "стоячих версий" комплекса. Четвертый, сидячий, Ма Фэнгэ позаимствовал из методик Мединститута провинции Анхой. При этом список одноименных комплексов - более двух десятков!

Оглавление вышеупомянутого культового издания 1957 года. Третий вариант распространен в народе как "у бадуаньцзин Юэ Фэя".
Оглавление вышеупомянутого культового издания 1957 года. Третий вариант распространен в народе как "у бадуаньцзин Юэ Фэя".

В конце 1970-х оздоровительный комплекс постепенно начинают внедрять в образовательную систему в качестве ЛФК.

Очередное издание бадуаньцзинь.
Очередное издание бадуаньцзинь.

28 июня 1982 года Министерство здравоохранения Китая и Министерство образования выпустили уведомление о том, что [вэнь] бадуаньцзинь будет одним из предметов «Урока здоровья и физического воспитания» в медицинских университетах. После периода «лихорадки цигун», государство усиливает контроль над этим видом деятельности и 1996 происходит официальное разделение на «оздоровительный цигун» и «лечебный цигун», а в 2003 году Главное управление спорта Китая стало продвигать "реорганизованный бадуаньцзинь" в качестве основного «оздоровительного цигун» по всей стране...

Всем привет из Питера!