Ретро-парк – удивительное место, усадьба Осиповых в Листвянке, стоящая в Крестовой Пади, недалеко от церкви. Живет здесь творческая семья: живописец Владимир Игоревич Осипов и его сын скульптор Дмитрий Осипов с женой Кристиной.
Ретро – парк – это не фигура речи, а настоящий парк старинных автомобилей, их тут порядка двух десятков, плюс мотоциклы, мопеды и мотороллеры.
Здесь же, в усадьбе вас встретят чудесные и удивительно добрые скульптуры. Пастух в папахе и бурке пасет овец, пожарник заботится о безопасности дома, и даже железная собачка, копия настоящей собачки Чоки заглядывает вам в глаза.
Что же это за дом, что же это за семья?
Владимир Игоревич Осипов, отец семейства, известный и заслуженный художник ( с 2007 года член Союза художников России) , заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии губернатора Иркутской области.
Родился Владимир Игоревич в Нижнеудинске, в их семье профессиональных художников не было, но мама очень хорошо рисовала, она и научила этому сына. После окончания школы Владимир поступил в Иркутское училище искусств, окончив его и отслужив в армии, поехал в Усть-Илимск, где уже жили и работали его друзья.
В Усть-Илимске Владимир Игоревич прожил много лет до самой пенсии, пока не перебрался к сыну Дмитрию в Листвянку. Тридцать лет он проработал директором усть-илимской детской художественной школы, там же преподавал художественные дисциплины.
Все эти годы Владимир Игоревич приезжал на Байкал. Впервые он попал на Байкал в 8 летнем возрасте, со своим отцом, затем ездил на пленэры будучи студентом училища.
Кроме того, в советское время их приглашали от Союза Художников на «творческие дачи. Дело, говорит, было хорошее, художники общались друг с другом, обменивались мнениями, писали Байкал, сформировалось действительно творческое сообщество. С 1988 года Владимир Игоревич, как и многие художники, каждый год летом приезжал к своему другу Владимиру Пламеневскому, тот раньше всех купил участок в Листвянке и создал там художественную галерею. Творческие места обладают особой притягательностью, и , несмотря на распад Советского Союза, люди искусства продолжали приезжать на Байкал.
Картины Владимира Игоревича очень запоминающиеся и легко узнаваемые, в них сразу виден его собственный художественный стиль, почерк художника. Байкал на его полотнах графичен, серьезен, даже суров. Я спросила, сразу ли у него сформировался этот стиль. Художник ответил, что на самом деле - нет. Далеко не сразу, лет через 7-8, как он стал писать Байкал.
Владимир Игоревич говорит, что он видит и воспринимает его именно таким – мощным, суровым, непростым. Ведь солнечный, с зелеными берегами и голубой водой Байкал бывает лишь пару месяцев в году, а в остальное время он такой и есть, свинцово – серый, с неяркими красками и рокотом волн.
Сегодня Владимир Игоревич хорошо известен в Китае, китайцы любят картины с байкальской тематикой, покупают их в Листвянке. Но некоторые владельцы художественных галерей в Китае придумали другой вариант. Они приглашают понравившихся им художников в Китай, дают им все необходимое для того, чтобы писать картины (краски, мольберты, кисти, холсты, все, что душе угодно) и потом выкупают написанные картины. Владимир Игоревич несколько раз таким образом ездил в Китай, в их мастерские китайских галереистов, писал картины на заказ. Деньги хоть и небольшие, но зато клиентов искать не нужно, покупают все оптом, это удобно. Да и опыт интересный, другая страна, другая культура и подход к искусству.
Был такой момент, один владелец галереи все время просил, чтобы Владимир Игоревич добавил голубого и зелененького, некой «открыточности» в работу. Но художник отказал, открытки пусть другие рисуют. И даже не стал больше писать на заказ тем, кто пытался заставить его добавлять в байкальские пейзажи излишнюю красочность. Зачем? Есть другие художники, которые изначально пишут так, как нужно подобным заказчикам.
Фото Светлана Бандурка (Svetlana Bandurka), и Tat Chernih, текст Nata Baiborodina.
Фотопроект "Люди Байкала" Ассоциации "Защитим Байкал вместе".