Истребитель И-16 был самым массовым самолетом советских ВВС на 22 июня 1941 года. Он обладал невероятной маневренностью, но был крайне сложен в управлении. Всего выпустили свыше десяти тысяч легендарных «ишачков». Несмотря на то, что самолет к тому моменту уже устарел, он активно применялся в боях. На его долю выпали все предвоенные конфликты, а также самый тяжелый период Великой Отечественной. В сегодняшнем материале вы узнаете, за что советские летчики ценили И-16 и почему он все же устарел к началу Великой Отечественной.
Передовой самолет своего времени
Разработка И-16 началась еще в начале 30-х годов группой конструкторов ЦКБ-39 под руководством Николая Поликарпова. В 1933 году был готов прототип самолета, а первый полет на нем совершил легендарный летчик Валерий Чкалов. После успешных испытаний самолет был запущен в серийное производство. И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для своего времени это был выдающийся самолет, отвечавший всем требованиям к истребителю начала 30-х годов. Так, И-16 стал первым советским истребителем с убирающимися шасси и бронеспинкой.
Обратной стороной невероятной маневренности стало сложное управление. Дело в том, что задняя центровка и малые размеры делали самолет неустойчивым в полете, что требовало большего внимания от летчика, так, как самолет реагировал на малейшее движение ручки. При этом пилот, освоивший И-16, успешно летал на всех остальных типах машин.
Первый бой «ишак» принял во время Гражданской войны в Испании. Вместе с самолетами в Испанию были направлены и наши летчики с техническим персоналом. В ходе этой войны несколько летчиков были признаны асами. Так, Анатолий Серов сбил восемь самолетов противника, Сергей Грицевец — семь. Оба были удостоены звания Героя Советского Союза.
Кроме Испании, И-16 поставлялся в Китай, где в 1937 году вспыхнула война с Японией. В этом конфликте принимал участие первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной Степан Супрун. В небе Китая он сбил шесть японских самолетов. Истребитель участвовал и в остальных предвоенных конфликтах: у озера Хасан, реки Халхин-Гол, Польском походе и Зимней войне. Примечательно, что в 1939 году И-16 стал первым в мире истребителем, на котором были применены авиационные реактивные ракеты. Это произошло во время боев с японцами на Халхин-Голе, где «ишаки» сбили этими снарядами два вражеских самолета.
Великая Отечественная
Самолет И-16 выпускался в течение семи лет и имел более десяти модификаций, характеризующихся неуклонным возрастанием массы при тех габаритных размерах, ростом мощностей двигателей и улучшением вооружения. И тем не менее к началу Великой Отечественной И-16 уже устарел. Он уступал практически по всем характеристикам немецким истребителям «мессершмитт», кроме маневренности и вооружения.
Одним из главных преимуществ врага была скорость, за счет этого летчик «мессера» мог навязать инициативу в бою и атаковать тогда, когда ему это было удобно. Кроме того, противник мог в любой момент дать полный газ и уйти из воздушной схватки, оторвавшись от И-16. Из-за этого советские истребители постоянно находились в оборонительной позиции, ожидая атак врага. Однако сбить «ишака» было не так просто, за счет феноменальной маневренности летчик мог уклониться от удара и перейти в контрнаступление. Если немецкий пилот вступал в виражный бой, то шансов одолеть И-16 у него практически не было.
В условиях численного и технического превосходства противника советские летчики проявляли чудеса стойкости и героизма. В первый же день войны летчик Иван Авеков на своем И-16 сбил два немецких истребителя «Мессершмитт», а 28 августа того же года в районе города Конотопа — два бомбардировщика «Хейнкель». В июле 1941 года первыми в Великой Отечественной войне получили звание Героя Советского Союза летчики Петр Харитонов, Михаил Жуков и Степан Здоровцев, сражавшиеся на И-16. Знаменитый летчик Виктор Талалихин в августе 1941 года именно на И-16 произвел первый в мире ночной таран.
В 1942 году производство И-16 было прекращено. «Ишачок» уступил место более современным истребителям серии Як и Ла. Тем не менее И-16 использовались на советско-германском фронте вплоть до 1943 года. А в авиационных частях, дислоцированных на Дальнем Востоке, эти самолеты состояли на вооружении до лета 1945 года.
Всего было выпущено свыше 10300 таких машин. И-16 сыграл свою роль в самом трудном этапе Великой Отечественной, именно на нем сбивали вражеских летчиков с серьезной довоенной подготовкой, приближая Победу.
В Музее Г.О.Р.А. представлен макет легендарного истребителя И-16. Приходите к нам, чтобы узнать больше о вооружении и технике Великой Отечественной!
#МузейГОРА #ФондыМузеяПобеды