Разгром немцев под Москвой неизмеримо поднял авторитет СССР в глазах западных союзников. В то же время США и Англия начали поставки боевой техники, вооружения и продовольствия в рамках программы ленд-лиз. К слову, делали они это неохотно, несмотря на то, что это была не бесплатная помощь.
Из воспоминаний генерал-майора инженерно-технической службы (звание присвоено 01.07.1945 г) Шепелева Алексея Лаврентьевича:
"Так с октября по декабрь 1941 года по программе недопоставили 450 самолетов, да и поставлялась в основном устаревшая техника. Так, например, первые истребители "Аэрокобра" (Bell P-39 Airacobra) начали поставлять только с 1943 года. В начале войны это были устаревшие "Харрикейны" (Hawker Hurricane Mk.I), "Тамагавк" (Curtiss-Wright P-40 Tomahawk) и "Киттихауки" (Curtiss-Wright P-40 Kittyhawk). Кроме того, очень часто они приходили без технической документации и инструкций по боевому применению. Также обстояли дела и с боеприпасами. Хотя союзники знали, что наши снаряды и патроны не подходили к их пушкам и пулеметам. Выручали вооруженцы. Они смогли подогнать отечественные боеприпасы к вооружению "Томагавков" и "Киттихауков".".
С лета 1943 года начали поставляться бомбардировщики Б-25 (North American B-25 Mitchell) но и их качество было оценено как не высокое. Машины доставляли много неприятностей инженерно-техническим службам. На большинстве самолетах Б-25 приходили в негодность мягкие бензиновые баки. Внутри они просто "раскисали". Поэтому советские инженеры заменяли их внутренний слой.
Не высокого качества были и моторы "Райт". На первых версиях устанавливался двигатель Pratt & Whitney R-1830-S6C3-G мощностью 1100 л. с., которые впоследствии заменили на Wright CR-2600-A71 Cyclone мощностью по 1300 л. с. Техники и инженеры, обслуживающие бомбардировщики Б-25, стали замечать, что во время работы в двигателях появляется свинцовая стружка, что указывало на плавление подшипников. Дефект выявили, и двигатели заменили.
Алексей Лаврентьевич вспоминает:
"Связались с одним из американских авиационных заводов и направили им рекламацию по бакам и двигателям. Ответ пришел довольно быстро. Американские фирмы отвергали наши претензии и обвинили нас в том, что мы использовали некачественное топливо. Однако они знали, что на американских самолетах мы применяли только их бензин Б-100. Но мы не стали затевать бесконечную и безрезультативную переписку. У нас просто не было на это времени.".
На вооружении советской армии были и американские, как сейчас принято говорить, многофункциональные самолеты "Бостон" (DB-7 Boston, экспортный вариант Douglas A-20 Havoc).
Получилось так, что некоторые из поставленных экземпляров были созданы для Тихоокеанского театра военных действий в модификации штурмовика. В носовой части самолета располагались четыре пулемета 12,7 мм, а стрельбу по целям осуществлял летчик.
В советских ВВС этот самолет использовался как фронтовой бомбардировщик, и штурману, находящемуся позади летчика, трудно было вести наблюдение и заниматься счислением пути. Инженеры изъяли носовое вооружение и установили там место штурмана. Вырезали дополнительные окна и остеклили плексигласом. Теперь штурман сидел рядом с летчиком и имел хороший обзор. Недостающую после изъятия вооружения нагрузку компенсировали установкой стальных плит в кабинах со строжайшей центровкой.
Кроме того, была установлена башня с двумя крупнокалиберными пулеметами для стрелка-радиста. Вместо четырех замков бомбодержателей установили шестнадцать, чем увеличили бомбовую нагрузку до 1 тонны для взлета с грунта и до 1,2 тонны с бетонного покрытия.
По программе ленд-лиза в СССР было поставлено 10 самолетов "Мустанг" (North American Aviation P-51 Mustang). Но впечатление от них было крайне негативным как у инженеров, так и у летчиков. На форсаже скорость была большой, однако у советского летчика не получалось превысить 600 километровый рубеж. На номинальных оборотах "Мустанг" уступал Як-7В на 10-50 км/ч и проигрывал почти всем советским истребителям в скороподъемности, времени виража на малых высотах и по радиусу разворота.
Дважды герой СССР летчик Виталий Иванович Попков так отзывался о "Мустанге":
"Впечатление от американского истребителя было резко негативное. Хотя машина и отличалась высокой скоростью, она была "тяжела как утюг". Маневренность оставляла желать лучшего. Не понравился и затянутый взлет."
О героизме советских летчиков во время Великой отечественной сказано и написано очень много. Но не стоит забывать и о героическом труде инженеров, техников, механиков, специалистов ремонтных служб и других. Если Вам будет интересно, то рекомендую к прочтению книгу "В небе и на земле" за авторством Шепелева А.Л. и мою статью.