"Иногда мы шутим, что A-10 на самом деле одномоторный самолет, по половине двигателя с каждой стороны", - рассказывает бывший летчик американского штурмовика Fairchild Republic A-10 "Thunderbolt II" (далее - "Тандерболт" или А-10) капитан ВВС Линн Тейлор.
"Тандерболт", это первый самолет ВВС США, разработанный специально для непосредственной поддержки сухопутных войск. Его назвали в честь знаменитого истребителя-бомбардировщика времен Второй мировой войны Republic P-47 Thunderbolt. A-10 маневренен на низких скоростях и малых высотах, способен обеспечить точное поражение противника и оснащен довольно крепкой броней.
Его создавали для использования против различных наземных целей, главными из которых конечно же были танки и бронетехники. Правда пока его строили, необходимость в нём практически отпала, на первый план вышли более дешевые средства поражения, например противотанковые управляемые ракеты
"Знаете, что такое симулятор A-10? Это когда вы залезаете в металлический мусорный контейнер, а дети бросают по нему камнями." - Линн Тейлор
"Тандерболт" очень вынослив, обеспечивает большой боевой радиус и может довольно продолжительное время находиться в воздухе. Взлетает и садиться на короткие и не подготовленные аэродромы, которые могут располагаться вблизи с линией фронта. Благодаря простой конструкции и взаимозаменяемыми частями (детали с правой стороны могут заменить летали с левой, в том числе и двигатели), он может обслуживаться на самых простых ремонтных базах.
Но есть у самолета и слабость. Линн Тейлор выделил три его главных недостатка:
- Слабая тяга двигателей.
- Недостаточная тяга двигателей.
- Двигатели, которые не создают достаточной тяги.
Всё это конечно же шутки, которые указывают на главный, по мнению летчика, недостаток штурмовика "Тандерболт" - недостаточную мощность двигателей.
"Летом в пустыне, у Вас есть два варианта, взлетать с неполной загрузкой боеприпасами или с неполными баками. Я выбирал второй вариант и после взлета дозаправлялся в воздухе." - Линн Тейлор
На штурмовиках "Тандерболт" установлены General Electric TF34-GE-100, это турбореактивные двигатели первого поколения, с достаточно низкой степенью двухконтурности - 6,42. Параметр турбореактивного двигателя, который показывает отношение расхода воздуха через внешний контур к расходу воздуха через внутренний контур двигателя. Чем больше величина, тем больший КПД можно выжать.
На самолетах бизнес-класса установлены двигатели CF34, версия TF34-GE-100 для гражданской авиации, которая в отличие от своего "военного" собрата прошла не одну модернизацию. Линн рассказывает, что когда он, в качестве пассажира, летал на Bombardier Challenger 600-й серии, то по настоящему завидовал выдаваемой двигателями тяге.
"Как же порой нам её не хватало, - вспоминает Линн Тейлор. TF34 действительно хороший и очень надежный двигатель и он идеально подходит для "Тандерболта". Он относительно тихий, долговечный и простой в обслуживании. Были парни, которые прилетали на аэродром на одном двигателе. Однако он слишком устарел, новые намного лучше."
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!