Думается, что любой из нас не раз слышал слово «гопник», берущее своё начало ещё из дореволюционного периода. Тогда в Петрограде на базе современной гостиницы «Октябрьская» существовало «Городское общество призора» (сокращенно - ГОП), основными обитателями которого были подростки и беспризорники, промышлявшие мелким криминалом. В народе за ними закрепилось название «гопники».
После революции заведение было переформатировано в «Городское общежитие пролетариата». При этом с изменением названия аббревиатура ГОП сохранилась, а понятие «гопники» перекочевало теперь к приезжавшим в Петроград в поисках работы крестьянам и безземельной голи перекатной.
Поскольку большинство из них и у себя-то в деревнях не отличались пристойным поведением, коренное население Петрограда (а потом и Ленинграда) с самого начала относилось к «гопникам» брезгливо, стараясь обходить их стороной.
Продолжив гулять в народе, это определение позднее распространилось на все полукриминальные субъекты на советском пространстве.
Период расцвета российских «гопников» (это были примитивные, малообразованные и агресcивно настроенные подростки) пришёлся на смутные и мутные 1990-ые, когда они бурным криминальным водоворотом хлынули во все сферы жизни, стремясь отвоевать своё место под солнцем. Впоследствии некоторые даже преуспели в бизнесе и в политике. Но поначалу основным занятием этой шпаны стало отжимание у прохожих денег и мобильников и «жёсткие наезды» на лиц с неславянской внешностью.
«Гопничество» стало своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе. Для «гопников» постсоветского периода важнее было напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, в полной мере насладиться этим, а уж потом - присвоить его деньги. В этом, пожалуй, было их основное отличие от обычных уголовников. Любопытно, что в милицейской среде аббревиатуру ГОП в эти годы расшифровывали не иначе, как «гражданин опасного поведения».
Их внешность не отличалась разнообразием - непременная стрижка под ноль и этакая смесь безвкусицы и крикливого шика (типа золотых цепей на руках и шее, навороченных часов и т.п.) в сочетании с тупыми лицами, на которых можно было прочитать только одно: «Да клал я на тебя!». Под это определение в те годы можно было подвести любого сомнительного типа с бритой головой и соответствующими атрибутами, каковыми являлись спортивные штаны, куртка из толстой кожи, «олимпийка», дурацкие кожаные ботинки (по мере культурной ассимиляции некоторые носили кроссовки) и гангстерские кепки 1920-ых годов. Из культурных предпочтений - громкая музыка в стиле техно.
Из анатомических особенностей выделялся лоб, у которого выпуклые лобные доли были явно унаследованы от далёких предков, а также сильно оттопыренные уши (больше, чем у обычного человека). Последнее, по всей видимости, - следствие увлечения драками.
Поведение «гопников» было достаточно предсказуемым, а манеры соответствовали умственному развитию. Они выделялись из общей массы раскачивающейся развязной («борцовской») походкой, разглядыванием чуть ли не в упор прохожих, фамильярным обращением.
Их философия самоутверждения предполагала постоянное выискивание и провоцирование всевозможных конфликтов. Наверное, многим из нас довелось в своё время нарываться на подобные гоп-компании и слышать в свой адрес что-то вроде «Чё смотришь?!» или «Чё, борзый шоль?!». А в случае криминальных намерений (вымогание денег, например) можно было услышать: «Слышь, мелочи не найдётся?» или «Выручи по-братски!». В обоих случаях приходилось ускоряться...
«Гопники» большую часть времени проводили на улице или в подворотнях, подъездах, где развязно потребляли семечки, шелуха от которых при этом непременно сплёвывалась на тротуар. А свои излюбленные места «метили» граффити, выполненные маркером или аэрозольной нитроэмалью.
Главной отличительной особенностью этих мужских особей была привычка сидеть на корточках, что невольно ассоциировалось с местами заключения.
Однако 1990-ые годы оказались не столько периодом взлёта поколения «гопников», сколько началом их конца. Большинство сходится в том, что их практическому вымиранию способствовали два фактора.
В 1980-1990-ых годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжёлые наркотики и оружие, а их проникновение в столь бесстрашную и примитивную субкультуру привело к тому, что всего лишь за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной. Вторая причина связана с позитивными изменениями во всех сферах жизни страны, в первую очередь, - с началом периода внешней и внутренней стабильности. И здесь-то мужланская эстетика «гопников» просто-напросто оказалась чуждой обществу.
Следует отметить, что в ряде регионов СССР в 1960-1970-ых появились иные молодёжные субкультуры, ставшие разновидностями «гопничества». К примеру, «фураги». В их среде процветал культ тюремной романтики и воровских понятий, а идеология совершаемых краж и грабежей основывалась не просто на возможности разжиться чужим добром, а на стремлении к обществу всеобщего равноправия.
Откуда такое название? Своё стремление соединить простых рабочих парней с идеологией страны и дать им простые формы советского объяснения и самосознания идеологи этой субкультуры банально увязали с головным убором Ленина, носившего «фурагу» (то бишь фуражку). Отсюда и родилось название. Хотя обязательным элементом внешнего вида «фураг» являлся совсем иной головной убор - так называемая «бабайка». При этом особо ценились изготовленные из жутко популярного в то время мохера или каракуля, причём, обязательно гораздо большего размера.
И ещё один их отличительный признак - каблуки ботинок (так называемых «кор») с внутренней стороны срезались под углом 45 градусов.
Как водится, завершаю свою публикацию вопросом к читателям и подписчикам: приходилось ли вам пересекаться с представителями этих субкультур? Если да, - то в какой форме и с какими последствиями?
Жду ваших комментариев!
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!