Возможно, это не совсем справедливо, но каждый раз, когда я берусь за современное фэнтези, боюсь наткнуться на что-нибудь штампованное, что-нибудь, читанное-виденное три тысячи раз, что-нибудь настолько избитое, что глаза сами собой закатятся под потолок. Но тем радостнее потом понимать беспочвенность опасений.
Взявшись за «Проклятие черного единорога», я выдохнула уже в самом начале, а потом снова затаила дыхание, но уже по другой причине. Штука в том, что роман начинается как настоящая антиутопия: маленькая Василиса (которая любит называть себя Дженной) живет в жутком мире с искусственным небом и в ужасном месте — клинике-интернате. Спасаясь от этого бездушного кошмара, она тайком пишет истории. В некотором смысле ей повезло — в отличие от многих, она открыла для себя магию — книги…
Но оказалось, что настоящая магия впереди. Василиса-Дженна оказывается в другом мире и отправляется в долгий путь, на котором ей предстоит повзрослеть, полюбить и, не в последнюю очередь, узнать, что же она такое.
Мир, куда попадает Дженна — целиком сказочный, и хотя очень многие элементы в нем читателю будут знакомы, он не выглядит избитым, потому что текст полнится намеренными заимствованиями и аллюзиями, причем все они так переплетены, что создают действительно новое — при знакомых лицах. Эльфы, девушки-лебеди, лешии и жебалаки, заколдованные принцессы… Кажется порой, что Дженна попала в международный сборник сказок и легенд. Но все это делит страницы с чисто авторскими созданиями и связано единым сюжетом. Читаешь и понимаешь: ох долгое будет путешествие. Какая все же загадка таится в Дженне? А в том самом черном единороге?
Роман мне понравился, он какой-то очень насыщенный, и в плане сюжета, и в плане текста, целиком погружает в сказку, при полном понимании, что сказка эта — только для взрослых, и появления волшебной феи, которая исправит все взмахом волшебной палочки, ждать не стоит. Особенно понравилось, что много внимания уделено музыке, не обычной, правда, а мелодии витали, связывающей все живое — красиво вышло, атмосферно, если надолго залипнуть в книгу (а это весьма вероятно), так будет казаться, что и самому можно такое услышать, стоит только как следует захотеть.
Персонажей немало, их пути сходятся, расходятся и сходятся снова, поддерживая впечатление настоящего путешествия, и никогда нельзя определить с первого взгляда, кто друг, а кто враг. Было интересно наблюдать за каждым, но особенно откликнулся Дэрей Сол. Даже его имя как будто светится.
В общем, здорово вышло. Красивая история.
P.S. Кстати, о красоте — в книге есть авторские рисунки, не такой уж частый случай, когда историю дополняет изображениями сам писатель. Благодаря им книга стала еще объемнее, и я имею в виду, конечно, не количество страниц.