Найти в Дзене
Марина Беликова

Семь типажей отрицательных героинь в мировой литературе. Часть первая

Оглавление

Есть ли принципиальные отличия между мужскими и женскими отрицательными типажами?

Вот каким вопросом задалась я, когда закончила первую статью:

Да, есть. И это непросто маленькие детали. О нет! Это принципиальные, почти архетипические, прописанные значения в рамках нашего культурного кода.

Первое, что нужно отметить: большая часть искусства была создана в эпоху патриархата. Уютная идея равноправия полов – капля в море относительно существующего тысячелетиями положения вещей, где мужчина был защитником (героем) или врагом, а женщине отводилась роль "приза", а потом (если повезёт) -- "жены, хозяйки, матери".

Кадр из фильма "Принцесса-невеста".
Кадр из фильма "Принцесса-невеста".

Поэтому нет ничего удивительного, что:

  • в искусстве преобладает мужской взгляд на мир в целом и на женщину в частности (на её подчинённое положение как на вариант нормы);
  • женский взгляд на мировое устройство и женщину как активную участницу этого процесса только-только начинает проявляться;
  • отрицательные персонажи женского пола, как правило, не такие активные, резкие и кровожадные -- они более "сглаженные", "лайтовые".

Пункт второй вытекает из первого: в литературе и в кинематографе женщинам чаще отдают роль «второй скрипки», оттеняющей сильные и слабые стороны главного героя.

Для женских отрицательных персонажей характерна пассивность и хитрость, умение добиваться своего не напрямую, а при помощи манипуляций.

По статистике женщине менее склонны к рискованному поведению. Это нашло отражение и в литературе. Женщина зачастую убивает других руками любовника.

Она – сообщница, преданная соратница, идейная вдохновительница, а иногда – злобный мозг.

Карикатурная "сильная и независимая" Стервелла выбрала карьеру, а не семью.
Карикатурная "сильная и независимая" Стервелла выбрала карьеру, а не семью.

В независимых отрицательных женских персонажах чаще всего заложены мужские страхи.

Так, к примеру, появляются образы коварных соблазнительниц, использующих мужчин ради своих целей.

Миледи -- яркий пример.
Миледи -- яркий пример.

И, наконец, пункт третий: для женских персонажей нехарактерно сексуальное насилие. Мы редко можем встретить истории про насильниц, маньячек и педофилок – женские преступления на этой почве скорее редкость, в то время как обратных примеров в литературе и кино вагон и маленькая тележка.

Пожалуй, это основные отличия между мужскими и женскими персонажами-злодеями.
Если знаете ещё -- напишите в комментариях!

А теперь давайте пройдёмся по наиболее распространённым женским отрицательным типажам в мировой литературе.

Холодные матери

Девиз: ты недостаточно хорош(а) для меня

Мама – первое слово в каждой судьбе. Впрочем, иногда это слово матерное. Бывают такие мамаши, что "лучше буду сиротой".

В романе А. и С. Голон муж Анжелики проговаривается о своём «счастливом» детстве. Мать маленького Филиппа, совершенно не интересует, что с её заброшенным ребёнком «забавляются» придворные дамы и месье – он с горечью отмечает, что таково «дворянское воспитание», что приводит в ужас Анжелику, которая готова была глаза выцарапать за своих детей.

Анжелика: разбираю основные минусы книги
Марина Беликова20 августа 2021

В «Разрисованной вуали» У.С. Моэма нарциссическая мать делит дочерей на «золотого ребёнка» и «козла отпущения». Красавица Китти должна сделать блестящую партию, но «остаётся в девках» аж до 25 лет. Когда нелюбимая матерью сестра-дурнушка получает предложение в первый же выход свет, несчастная Китти бросается в брак с первым попавшимся мужчиной, которого совсем не знает и не любит – настолько невыносимо ей давление матери.

Китти и Уолтер.
Китти и Уолтер.
Я знаю, что в глазах многих выводы, полученные мною из наблюдений над детьми, покажутся жестокими. На это я отвечаю, что ищу не утешительных выводов, а правды. И, во имя этой правды, иду даже далее и утверждаю, что из всех жребиев, выпавших на долю живых существ, нет жребия более злосчастного, нежели тот, который достался на долю детей.
Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.

Холодные, отвергающие матери описаны у многих классиков. Это «Пошехонская старина» и «Господа Головлёвы» у Салтыкова-Щедрина, и «Детство» Максима Горького, и «Яма» Куприна, и «Мать уродов» Мопассана, даже детская «Матильда» Роальда Даля.

Не будем забывать, что осознанное материнство – баловство последних ста лет.

Раньше женщины имели детей, потому что ранее имели с8кс. Никто не спрашивал, готова ли женщина быть матерью и хочет ли она заботиться о ребёнке. Королева Виктория, родившая девять детей, не просто так называла это бремя «тёмной стороной супружеской жизни».

Ещё один подвид этого типажа – жестокие опекунши.

Тётя Петуния издевается над племянником и потворствует травле Гарри Поттера от других членов семьи. Тётка Джейн Эйр запирает девочку в красной комнате, а потом и вовсе отдает её в ужасный приют, где дети умирают в тяжёлых условиях.

Тётка Гарри завидовала сестре-волшебнице и вымешала свой гнев на неприятном ребёнке.
Тётка Гарри завидовала сестре-волшебнице и вымешала свой гнев на неприятном ребёнке.

В книге Ф. Бёрнетт «Маленькая принцесса» директриса дурно обращается с бывшей воспитанницей, осиротевшей и оставшейся без денег – девочку унижают, плохо кормят и заставляют работать на износ. В Козетте («Отверженные» Виктора Гюго) подобный сюжет тоже присутствует. В «Мэнсфилд-парке» Д.Остен тётка Фанни Прайс вовсю помыкает бедной родственницей, хотя и сама по сути такая же бедная приживала, крутящаяся в доме богатого мужа сестры.

Психически нездоровые

Девиз: спасайся кто может!

Таких героинь много у Стивена Кинга. Например, психически нездоровая мать Кэрри или жуткая фанатичка миссис Кармоди во «Мгле» – пугает похлеще пауков-мутантов.

В «Мизери» сумасшедшая поклонница Энни удерживает в плену писателя Пола, творя с ним ужасные вещи.

Кошмарная медсестра держит в страхе уязвимых больных из психиатрической клиники – роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».

Ещё ужасный пример – Клотильда из «Немезиды» Агаты Кристи. Не желая отпустить девушку во взрослую жизнь с любимым человеком, опекунша убивает её и зарывает тело в саду, предварительно убив ещё одну девушку, чтобы подставить жениха своей «любимой малышки».

Эльза Грир из «Пяти поросят» хладнокровно убивает бывшего любовника, за что потом вешают его жену.

"Если наступит завтра".
"Если наступит завтра".

Бывает так, что мстительный образ всё же склоняется в знак плюс. Как, например, "Если наступит завтра" Сидни Шелдона. Но это совсем иной коленкор -- тут уже сюжет "справедливого возмездия".

Вообще тема «праведной мести» зачастую раскрывается в положительном ключе (Ворон, Я плюю на ваши могилы, Ворошиловский стрелок, сериал «Месть»).

Только если персонаж переходит черту, то его ставят в группу минус.

Манипуляторши

Девиз: я тебя ни о чём не просила!

Дейзи из "Великого Гэтсби"
Дейзи из "Великого Гэтсби"

Такие женщины выбирают образ «дамы в беде» и «вечной жертвы обстоятельств».

Мужчины-спасатели как Чипы и Дейлы спешат к ним на помощь, пока не наступает прозрение.

И он поплыл...
И он поплыл...

Такие дамочки хладнокровно манипулируют своими «спасителями». Как Миледи, толкающая несчастного фанатика «защитить её честь» или Дейзи из «Великого Гэтсби» или Александра Петровна из «Поединка» Куприна.

Неужели я уж так неинтересна как человек и некрасива как женщина, чтобы мне всю жизнь киснуть в этой трущобе, в этом гадком местечке, которого нет ни на одной географической карте!
(с) Поединок

Тиранши

Девиз: не буду лукавить – мне хочется править!

Здесь женщина проявляет силу в открытую, поскольку имеет достаточно крепкое положение и находится на вершине «пищевой цепочки». Как правило, это весьма обеспеченные дамы, наследницы огромных состояний.

Атаманша -- огонь!
Атаманша -- огонь!

Примеры? Да пожалуйста!

Тётка из «Поющих в терновнике», миссис Рид из «Джейн Эйр» и даже властная тётка мистера Дарси из «Гордости и предубеждения». Последняя, впрочем, умылась.

В качестве примеров из русской классики на ум сразу же приходит Кабаниха из «Грозы» и омерзительная Барыня в «Муму» (её прототипом стала мамаша Тургенева).

В этот раз я что-то разошлась)))

Статья получилась очень уж объёмной, поэтому вторая часть будет завтра.

А я, в лучших традициях Шахерезады из «Тысячи и одной ночи», попрошу вас подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Фото взято с сайта: https://kartinkin.net/78403-shaherezada-kartinki.html
Фото взято с сайта: https://kartinkin.net/78403-shaherezada-kartinki.html

Моя книга на Литрес:

Мамина любовь — Марина Беликова | ЛитРес