Джин Шинода Болейн написала интересную книгу про богинь, живущих в каждой женщине. За основу был взят пантеон известных греческих богинь – алхимическая Афродита, независимые богини-девственницы Артемида, Афина и Гестия, а также уязвимые богини – Кора (Персефона), Деметра и Гера.
Если говорить коротко, то архетипы – это совокупность общечеловеческих образов, идеалов, смыслов. Мы смотрим на картинку и моментально считываем образ -- древний, понятный и хорошо знакомый.
Пересказывать всю книгу – дело неблагодарное. Тем более что одной книгой тут не ограничишься. Если интересны истоки темы архетипов, то советую почитать следующие источники:
- Карл Густав Юнг «Архетипы и коллективное бессознательное»;
- Дж. Шинода Болейн «Богини в каждой женщине»;
- Галина Бедненко «Мужские архетипы»;
- Галина Бедненко «Женские архетипы»;
- Кларисса Пиколла Эстес «Бегущая с волками»;
- Владимир Пропп «Морфология сказки»;
- Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. Самое полное оригинальное издание
*рекламодатель: ООО "Литрес"
Мы же вернёмся к проявлению отдельно взятой богини как элемента массовой культуры. А проявляется она повсеместно. Не верите? Смотрите сами.
Игра престолов
О, этот сериал просто кладезь архетипов!
Конечно, чаще всего в искусстве архетип проявляется в виде «смешанных» Богинь (как, впрочем, и в жизни).
Мы верим, что бабуля Маргери была «очень хороша», когда соблазняла её деда по молодости. Но сейчас она проявляет другие, более уместные архетипы Деметры (опекает внуков) и Афины (борется за власть дома роз).
А вот как проявляется в массовой культуре архетип женщины, застрявшей в образе прекрасной Афродиты на долгие годы и не желающей сдавать позиции "первой красавицы и соблазнительницы".
Афродита
Богиня любви и красоты нашла своё земное воплощение практически в каждой героине фильма или книги, где присутствуют отношения между полами и любовный интерес. Далее рассмотрим яркие проявления Афродиты, где у героини это ведущий архетип.
Анжелика
И Бог создал женщину…
В фильме 1956 года Брижит Бардо изображает чистую Афродиту – прекрасную и разрушительную в своей вседозволенности.
Красной нитью этого фильма проходит опасность перекоса в сторону Афродиты. Это тот самый тип женщины, за которую дерутся мужчины и "почему-то" не любят другие женщины.
Хотя причина более чем очевидная: неумение (или нежелание) разбудить в себе архетипы других богинь и как следствие -- создание проблем на ровном месте для себя и окружающих.
Малена
Для героинь с этим архетипом почти всегда характерна яркая, привлекательная внешность и молодость.
Какие героини с ведущим архетипом Афродиты знаете вы? Напишите в комментариях!
Наташа Ростова некрасива, но подкупает своей юностью и бесконечным обаянием – по крайней мере, такой её задумал автор (хотя тут скорее смесь Коры с Афродитой). Настасья Филипповна у Достоевского описана как женщина исключительно красивая и роковая.
Также в этих историях женщины не просто привлекательны, но и соблазнительны (осознанно или нет).
Для Клода Фролло из «Собора Парижской Богоматери» Эсмеральда – воплощение тёмной страсти. И даже двенадцатилетняя девочка Долорес в больном воображении Гумберта наделяется образом искусительницы.
Образы Афродиты зачастую воспринимаются через мужское внимание, поэтому сильно искажаются или романизируются мужчинами (авторами или персонажами).
Иногда на этом несоответствии «ожидания и реальности» и строится сюжет («Великий Гэтсби» Фицджеральда, «О дивный новый мир» Хаксли, «Разрисованная вуаль» Моэма).
Ой, да мало ли примеров, когда мужчина сам придумал женщину, а потом в ней разочаровался?
Хотя по-моему опыту женщины так делают гораздо чаще…
В остальных случаях это может быть классическая романтическая история с преодолением всех невзгод и обязательным воссоединением влюблённых в конце.
Все известные латиноамериканские сериалы, которые я когда-либо видела, изготавливались по этому лекалу.
Для историй с участием богини любви характерно проявление любви как главной жизнеутверждающей силы.
В них есть и иные взаимодействия, однако главный опорный элемент – это любовная любовь. Истории про женскую дружбу, духовные искания, борьбу за власть или поиск своего места в мире – это к другим архетипам.
Афродита отвечает за любовь, красоту и соблазн, поэтому важнейший атрибут истории – мужчина (а точнее, много мужчин). А как вы хотели? Это не Гера – «мужняя жена». Она полигамна.
Где Афродита – там всегда борьба Аресов.
Нравится ли вам архетип Афродиты в искусстве и в жизни?
Моя книга на Литрес:
*рекламодатель: ООО "Литрес"