Найти в Дзене

Stevie Ray Vaughan - гитарный звук: обзор и несколько практических советов. Оборудование, настройки усилителя, эффекты, струны

Звук его гитары обладал прекрасным, узнаваемым блюзовым тембром, а полная интенсивности и эмоций игра органично совмещала в себе техничность и изобретательность. В тухлые 80-е он придал блюзу потрясающий по мощности жизненный импульс. Это влияние ощущается и по сей день, спустя столько лет после трагической смерти музыканта 27 августа 1990 года.

Стиви черпал вдохновение в равной мере как у блюзменов, таких как Альберт Кинг, Отис Раш и Мадди Уотерс, так и у рок-н-ролльщиков, таких как Джими Хендрикс и Лонни Мак. Развив свой уникальный эклектичный и зажигательный стиль. Фактически, преодолев разрыв между блюзом и роком так, как это не удавалось ни одному артисту с конца 60-х. Он звучал так, как до него не звучал ни один гитарист, независимо от жанра.

На сегодняшний день звучание гитары Стиви настолько популярно, что почти стало синонимом техасского блюза. Если говорят, «хочу техасский блюзовый звук», можно с уверенностью предположить, имеется в виду звучание в стиле SRV.

В сети много роликов про «звук SRV», молодые и не очень ребята с инструментами категории Squier, щиплют струны, но, ни один даже близко не подошёл к звучанию оригинала. Даже несмотря на золочёную фурнитуру, высоко чтимую Маэстро.

Как правило, узнаваемость в этих роликах достигается за счёт точности воспроизведения мелодий. А сам звук, как правило тусклый и без соответствующей глубины.

Я без всякого снобизма отношусь к недорогим инструментам. Сам когда-то играл на Ibanez - Roadstar II. Игра эта помноженная на последствия службы в СА привела к серьёзной травме левой руки и ограничениям существующим по сей день.

Однако, у каждой гитары есть свой звук, обретающий индивидуальность и раскрываемый в руках музыканта и...наоборот.

На мой взгляд, сегодня звучать как SRV невозможно, а главное не зачем.

Давайте рассмотрим некоторые особенности тракта этого гитариста, что бы вы могли двигаться дальше в поисках СВОЕГО звучания. Возможно взяв или наоборот исключив какие-то элементы из собственной цепи.

При рассмотрении необходимо понимать, происхождение звука кроется в МАНЕРЕ игры. У SRV было сильное, агрессивное звукоизвлечение влиявшее на создание этих блюзовых тонов. Лишь на вскидку, его оборудование кажется простым. Но, это не так, в цепочке множество различных компонентов и в целом, комбинация настроек и составляющих довольно уникальна.

Stevie Ray Vaughan
Stevie Ray Vaughan

Гитара

На протяжении карьеры Стиви предпочитал Fender Stratocasters. В его арсенале было много инструментов Fender и из них пара основных - любимых. Fender Stratocaster «Number One», одна из самых известных и мгновенно узнаваемых гитар. Стиви иногда с любовью называл её «своей первой женой».

Инструмент 1963 года выпуска и грифом 1962 года. Стратокастеры Fender этого периода, как правило, считаются одними из лучших, когда-либо созданных компанией, и эта гитара не является исключением.

Ещё при покупки гитары, она была не совсем обычной. Инструмент был собран из частей разных гитар. Все годы Вон и его гитарный техник Рене Мартинес вносили в него дополнительные изменения. Некоторые были сделаны по необходимости, когда гитара была повреждена во время туров и концертов. Но именно модификации внесенные в эту гитару, позволили музыканту играть определенным образом формируя собственный звук и манеру.

Есть ряд особенностей, фундаментально повлияли на звук, на ощущение и играбельность инструментов, а есть те, что носят лишь эстетический характер. Напомню, мы говорим про звук.

Как и у большинства Стратов Маэстро, у первого номера был гриф из розового дерева. По сравнению с клёном обладающим более ярким и резким звучанием, розовое дерево имеет более теплый тон.

В отличие от большинства современных Стратов, у этой гитары был толстый гриф. Обозначение ширины «D», что делает его немного толще, чем у большинства сородичей. Отметим, форма грифа никак не влияет на звук. Но, влияет на то, как гитара чувствует себя и играет в руках музыканта.

На грифе стояли толстые лады - Fender Jumbo. Лады не меняют тембр инструмента, но опять же изменяют ощущения при игре. В частности, такие лады могут улучшить играбельность, потому что не требуют сильного нажатия на струны.

Подражая гитаристам левшам, таким как Джими Хендрикс и Отис Раш, Стиви настроил свое тремоло таким образом чтобы рычаг располагался сверху порожка на корпусе гитары. Возможно, это связано с тем, что такое расположение позволяло ему получить больший доступ к регуляторам громкости и тембра. А так же позволяло давить локтем на рычаг, не напрягая руку.

Звукосниматели

Одним из элементов его звука - являются звукосниматели. В Stratocaster 1963 года выпуска, звукосниматели были 1959 года.

Для аутентичности подобного тёплого блюзового звучания можно порекомендовать попробовать один из наборов в винтажном стиле:

Seymour Duncan Antiquity Strat Texas Hot Pickups

Stephens Design Pickups – The Mojo V

Van Zandt Pickups – Blues Strat Pickups

Fender Custom Shop Texas Special Strat Pickups

Rio Grande Pickups – Vintage Tallboy Strat Pickups

Настройка гитары

Стиви был агрессивным и физически развитым человеком, что позволяло ему как музыканту играть с очень сильной экспрессией. Если у вас уже всё это есть, то стоит обратить внимание на подбор струн и настройку гитары.

Тема подбора калибровки струн остается обсуждаемым вопросом в том числе и среди блюзовых гитаристов. Одни предпочитают играть на более толстых струнах, другие, например, Билли Гиббонс и Джимми Пейдж, ратуют за использование более тонких.

Стиви предпочитал: .013, .015, .019, .028, .038, .058.

Понаблюдаете за игрой Стиви Рэя, он часто использует агрессивную атаку. Сильно ударяя по струнам, придает звучанию силу и насыщенность, возникающие из-за давления, оказываемое на каждую струну. Сложно применить такую агрессивную атаку на более тонких струнах, и поэтому вариации тона, которых можно добиться, используя тонкие струны, более ограничены.

Толстые струны обладают неотъемлемыми тембральными преимуществами, обусловленными толщиной. Они лучше выдерживают интонацию и более широкий динамический диапазон, чем струны более легкого калибра.

Но, толстые струны требуют больших физических усилий. Они увеличивают нагрузку на кисть, затрудняют применение вибрато и заставляют избегать излишней скоростной игры, коей грешат многие начинающие и не только.

В блюзе получение отличного тона - это компромисс между звучанием и играбельностью. Речь о том, что бы получить тембр и играть с комфортом. Постарайтесь избегать травматизма, если собираетесь изменить калибр струн, будьте аккуратны во вносимых изменениях.

Если играете на .009, не переходите сразу к .011. Перейдите на .0095 и играйте в них в течение нескольких недель. Затем к .010s и так далее.

И ещё момент, в наборе .013, как правило 3-я струна имеет «оплётку». Но, Стиви играл с 3-й струной без оплётки, и я бы порекомендовал сделать то же самое. Прижимать и подтягивать простую струну большого калибра достаточно сложно; не стоит усложнять себе жизнь, пытаясь играть на 3 струне с «оплёткой», уж в этом вопросе, точно можно следовать за Stevie Ray Vaughan.

Настройка

Отчасти Стиви было немного легче играть на струнах такого калибра, потому что он настраивал свою гитару в ми-бемоль (Eb), то есть на полтона ниже чем стандартный строй. Делалось это из-за особенностей вокального диапазон. Но это уменьшало натяжение толстых струн и облегчало игру.

Так что, если выбрали или планируете использовать толстые гитарные струны, имеет смысл понизить строй. Это существенно облегчит игру.

Регулировка высоты струн

Это элемент, который следует учитывать, когда дело доходит до настройки высоты струн гитары. Стиви играл с существенно «задранным» уровнем высоты струн. По словам его гитарного техника:

- Раньше я регулировал винты на порожке, чтобы увеличить высоту (струн), и у меня заканчивалась резьба – я не мог сделать струны еще выше, чем он просил.

Толщина струн – в сочетании с настройкой Eb и высокой постановкой – придали тону глубину и сустейн.

Мартинес, говорил о стиле и инструментах Маэстро в интервью 2010 года:

- На его гитаре было трудно играть, и у него буквально текла кровь из кончиков пальцев.

Хотите, чтобы гитара пела и ноты действительно звучали? Этого сложно добиться, если струны расположены слишком близко к ладам. Для правильного вибрирования и резонирования струнам нужно пространство. Это дополнительное пространство необходимо дать, и тогда будет существенно больший отклик. Увеличится сустейн, изменится тон.

Я бы рекомендовал использовать подход, аналогичный отмеченному выше при увеличении калибра струны. Например, если привыкли к низкой посадке, сразу будет трудно играть на скорости или брать сложные аккорды, если при нажатии потребуются дополнительные усилия. Поэтому начинать лучше с умеренных настроек и настраивать постепенно, пока не найдете золотую середину между приятным тоном и удобством исполнения.

Ещё один момент Стиви использовал медиаторы среднего калибра. Но, он переворачивал их и играл по струнам закругленным концом медиатора, а не кончиком.

И не забывайте, каждый гитарист настраивает инструмент на СВОЙ вкус.

Stevie Ray Vaughan
Stevie Ray Vaughan

Усилители

За свою карьеру Стиви использовал целый ряд различных усилителей: Fender, Marshall,Orange,Vox и другие. Про это написано много подробных статей. Основные 2 усилителя, с которыми он чаще ассоциируется: Fender Vibroverb (модель производилась всего 2 года, в период с 1963 по 1964 год) и Dumble Steel String Singer.

Усилители Dumble, Александр «Говард» Дамбл изготовил для Стиви и ряда других известных гитаристов, теперь приобрели статус легендарных. Первоначально было изготовлено всего около 300 моделей, и они стали чрезвычайно редкими и дорогими.

Vibroverb работал в качестве основного усилителя, для живых выступлений. Это было ключевой частью его звука на протяжении большей части 1980-х годов. В него он давал звук с педалей, создавая свои знаменитые блюзовые перегруженные тона. А Dumble Steel String Singer использовался для чистого (clean) сигнала.

Надо понимать, в формировании звука, он предпочитал комбинации разных усилителей смешивая их друг с другом. Делая это чтобы смешать тональные характеристики 2 разных усилителей, либо одинаковые усилители, но с разными настройками.

Так же существенным является модифицирование многих его усилителей. У них фактически были другие трансформаторы и лампы, порой существенно отличающиеся по характеристикам от фабричных моделей. Покупая сегодня Marshall сделанный в Китае, не удивляйтесь почему звук «не тот», от слова совсем, с вас пока взяли только за ящичек и логотип.

Так что попытка воспроизвести настройки усилителей Стиви является сложной, а возможно и не выполнимой задачей.

Оба усилителя, использованные Вон, из-за высокой стоимости недоступны большинству музыкантов. Но, даже если усилители попали к вам, существует проблема, которую следует рассмотреть. Vibroverb, и Steel Sting Singer - большие агрегаты с большим запасом громкости. Что является проблемой для многих гитаристов. Ведь для получения максимальной отдачи, аппарат нужно «раскачать» на определенной громкости до блюзового овердрайва. У многих музыкантов есть семья и соседи, о которых нужно заботиться, и поэтому важно помнить о своей громкости.

В студии
В студии

Настройки усилителя

В качестве примера рекомендую попробовать следующие настройки усилителя:

Gain: 5

Bass: 5

Mids: 6

Treble: 7

Reverb: 2

Невозможно дать универсальные настройки, потому что звучание зависит от множества факторов, поэтому используете эти настройки в качестве отправной точки и будьте готовы внести некоторые коррективы.

Большинство тонов SRV имели незначительные уровни перегрузки, поэтому убедитесь, что вы не сильно перегружаете лампы усиления, а просто стремитесь к блюзовому звуку.

Что касается настроек эквалайзера, полагаю повышение Высоких частот вполне уместно. Также, понадобится достаточное количество Средних частот, чтобы тон прорезал, а затем умеренное количество Низких частот, для предания «тела» и плавности звуку.

Многое зависит от гитары и усилителя. Если гитара со звукоснимателями хамбакер, то скорее всего, потребуется увеличить высокие частоты, а затем уменьшить низкие и средние частоты по сравнению с тем, если используете звукосниматели с одной катушкой. То же самое происходит, если используете усилители британского стиля, такие как Marshall, Orange или Vox, где может потребоваться уменьшить средние частоты по сравнению с усилителем Fender.

Возникает вопрос: если оригинальные усилители, использованные Стиви, не подходят, на какие усилители следует обратить внимание, чтобы воссоздать его техасские тона?

Думаю, стоит послушать усилители Fender, с характерными чистыми тонами. Они также обеспечивают надёжную платформу для гитарных педалей. Fender - отличный выбор, если хотите звучать как Стиви Рэй Вон, а также ищите гамму винтажных блюзовых тонов.

Второй вариант, который обязательно следует рассмотреть, - это бутик усилители. Для игры дома или на небольших площадках, сейчас существует богатый выбор с винтажным звучанием. В первую очередь речь о ламповых усилителях, правда, у них нет запаса мощности, как у усилителей большого размера, но получить интересные чистые тона на них можно. Особенно, если умеете управляться с правильными педалями.

Педали
Педали

Педали

Tube Screamer - согласно интервью в Guitar World за декабрь 2022 года, Ричард Маллен (звукорежиссер Стиви), утверждал:

- Ibanez TS-808 была единственная педаль, которую Воан использовал во время записи альбома «Texas Flood».

Есть много сценических фотографий, видео, и даже таможенных деклараций показывающих, что с 1982 года и большую часть восьмидесятых Tube Screamer TS9 был его основным boost и overdrive. TS9 на самом деле очень похож на TS808, смысла обсуждать это нет.

Стиви обычно использовал TS9, как boost канала идущего на усилитель Fender во время соло, с регулятором уровня Volume до упора и регулятором Gain, на относительно небольших показателях.

В 1988 году новый Ibanez TS10 заменил TS9 в его педальной доске, которую Воан обычно использовал для создания искажений с высоким коэффициентом перегруза.

Как правило, Стиви использовал Tube Screamer в качестве boost. Он устанавливал громкость на гитаре на 3 или 4, а затем увеличил до 8 или 9. Если используете TS808, либо TS9 и хотите воссоздать тона Воана, я бы рекомендовал сделать то же самое.

Ключ к созданию такого звука - убедиться, что усилитель «разогнан» до такой степени, что начинает давать лёгкий перегруз при активной игре на чистом звуке. Последующее включение скриммера на этой настройке, приблизит к звучанию в стиле «Техас блюз».

Также Маэстро использовал ряд дополнительных педалей: wah, хорус, fuzz. В отличие от Tube Screamer, Стиви использовал эти эффекты более экономно. Обычно для создания определенного характера в звуке конкретной песни.

Vox Wah-Wah

Стиви Рэй Воан использовал Wah в небольшом количестве песен. «Квакуха» - важный элемент его звука в таких треках, как «Voodoo Child», «Telephone Song» и «Say What!». Кстати, при записи последней использовались сразу 2 педали Wah, балансируя между ними, был создан насыщенный и уникальный звук.

Одну из этих педалей, Стиви юзал больше всего. Ту самую Wah, которую Хендрикс использовал в Вудстоке. Как гласит легенда, Джимми Воан, брат Стиви, лично приобрел эту педаль у Хендрикса, когда Jimi Hendrix Experience отыграли концерт в Форт-Уэрте, штат Техас.

MXR Loop Selector

Переключатель циклов MXR сыграл большую роль в педальной доске Стиви. Его использование позволяло во время выступлений переключаться между двумя отдельными цепочками эффектов или каналами двух разных усилителей. Он также использовал его, чтобы включать и выключать свой Tube Screamer из цепи.

Univox Uni-Vibe

Uni-Vibe, также известный как Jax Vibra-Chorus, представляет собой управляемый ножной педалью фазер или фазовращатель для создания эффекта вибрато для электрооргана или гитары. Разработанный звукорежиссером Фумио Миедой, он был представлен в 1960-х годах японской компанией Shin-ei, а затем выпущен в Северной Америке компанией Univox в 1968 году. Давний поклонник Хендрикса, Стиви, использовал в цепи ещё одну педаль «вдохновленную Хендриксом». UniVibe приближался по звучанию к корпусу вращающихся динамиков Leslie, но Стиви обычно предпочитал получать этот эффект, создаваемый его вибратоном на усилителе Fender.

Fender Footswitch

Стандартный ножной переключатель для Fender Vibratone. Левый переключатель включал или выключал его, а правый переключал скорость эффекта Лесли с медленной на быструю. Во многих концертных видеороликах можно увидеть как Стиви делает это.

Fender Footswitch
Fender Footswitch

Chorus

Стиви не использовал рековый хорус Roland Dimension D на концертах, но, это было секретное оружие в студии. Он часто добавлял его в свои гитарные треки на стадии микширования. Впервые Dimension D он открыл, когда создавал гитарные партии на альбоме Дэвида Боуи «Let's Dance», и ему понравилось, как лёгкое добавление эффекта сгущает звучание его гитары, не изменяя естественный тон. Он активно использовал эту находку в некоторых песнях придавая своему звучанию дополнительную глубину и густоту, но не добавляя в настройках слишком много Rate (модуляций).

Fuzz

Стиви использовал оригинальную педаль Dallas Arbiter Fuzz Face, данная модель больше не выпускается. Можно найти при желании винтажный вариант, но цена начинается от 1300 долларов. Полагаю, такие траты ни к чему, сейчас достаточный выбор переизданий эффекта Fuzz.

При желании любая из этих педалей поможет создать несколько тяжелых винтажных тонов блюз-рока и воссоздать звук близкий к тону Стиви в стиле некоторых из его тяжёлых треков.

Stevie Ray Vaughan
Stevie Ray Vaughan

Итог

Гитара, усилитель и педали, которые использовал Стиви, конечно же, оказали огромное влияние на формирование его звука. Но, большая часть его звучания проистекала из того, как он играл. Как и многие великие блюзовые гитаристы, Стиви играл очень громко. И эта громкость сыграла ключевую роль в его звучании. Для большинства музыкантов игра на аналогичной громкости не является приемлемым вариантом. Поэтому воссоздать в точности интонации Маэстро - непростая задача. Но ещё раз подчеркну необходимости звучать как он - нет.

Stevie Ray Vaughan - педалбоард
Stevie Ray Vaughan - педалбоард

Надеюсь, изложенная информация вдохновит и поможет приблизиться к ярким и индивидуальным блюзовым тонам ваших инструментов.

Высказывайте свои идеи, варианты. Если есть какие-то мысли или вопросы, пишите в комментариях!

Подписывайтесь на канал, сделайте репост...

И УДАЧИ!

По этой ссылке можно записаться на индивидуальное занятие, консультацию по гитаре.

Гитара - онлайн - Макс Ильин - помогу.

Так же может быть полезным: Dire Straits - Mark Knopfler и его звук

ZZ TOP - секрет звука: настройка усилителя, гитары, примочки

Может гитарист играть классический Rock в клубной группе и звучать?

Заказать книгу: Глядя на дым - Воспоминания участника Свердловского рок-клуба