Найти в Дзене

Deep Purple/Ritchie Blackmore - формирование звука гитары

Deep Purple - Ritchie Blackmore
Deep Purple - Ritchie Blackmore

В СССР пожалуй трудно было найти гитариста не знавшего кто такой Ritchie Blackmore.

Правда, меломаны тогда существовали в основном в мире аудио образов. Но, может это и не плохо для Музыки? В те времена, на телевидении рока не было, видеомагнитофоны были у едениц. Никакого «всезнайки» Гугла или платформ типа Ютюб не было. О таком даже мечтать было не мыслимо.

Но мы видели фотографии артистов, знали наизусть обложки любимых альбомов, даже если никогда не держали в руках эти пластинки.

При попадании в руки к настоящему меломану, виниловый диск с рок-музыкой не только переписывался на магнитную ленту, но и тщательно фотографировался: обложка, задник, разворот и вкладыш, если он был. Фотографии печатались и как правило раздаривались разбирающимся и сочувствующим.

Deep Purple - Ritchie Blackmore
Deep Purple - Ritchie Blackmore

В эпоху хард-рока начала 70-х Ritchie Blackmore был вполне брутален: длинные волосы, всегда одет в чёрное, шляпа «Охотник на ведьм».

Присмотритесь на концертах Deep Purple тех лет сцена была как-бы поделена пополам.

На одной половине располагались: басист, барабанщик, клавишник и вокалист, а на второй приплясывал сам - Блэкмор!

Когда смотришь на те концертные выступления, кажется во взгляде Блекмора читается что-то вроде: « Не подходи - убью!»

Может коллеги побаивались его?

Deep Purple - Ritchie Blackmore
Deep Purple - Ritchie Blackmore

Для своего времени Блэкмор звучал свежо, дерзко, технично, а главное - узнаваемо. В его игре причудливо переплетались цитаты из классической музыки, блюзовая пентатоника и наигрыши восточного заклинателя змей. Как же мы выламывали пальцы пытаясь это повторить, пока не появилась возможность увидеть как он это играл на самом деле. В своей игре Ричи использует в основном постановку рук характерную для классической испанской гитары.

И всё же главной отличительной чертой Блэкмора я считаю был звук. Звучание его гитары нельзя перепутать ни с кем, мощная, яркая, запоминающаяся и читаемая в любом месте аранжировки.

Лет в шестнадцать Ричи обзавёлся первым оборудованием. Это была простенькая электрогитара Höfner Club 50 и усилитель Watkins Dominator.

В конце 60-х он играл на гитаре Gibson ES-335 с вишневой отделкой, включая её в усилительVox AC-30.

 Gibson ES-335
Gibson ES-335

В 70-е на концертах Блэкмор использует Fender Stratocaster. У него было несколько инструментов с кленовым грифом и палисандровой накладкой. Эти гитары производства 70-х годов обладали прекрасным чистым звуком, и потрясающе резонировали с искажениями усилителей Marshall.

В формировании звука Блэкмор практически не использовал гитарных эффектов - «примочек». Его характерный звук это комбинация раскачки ламп на двух усилителях Marshall Major с четырьмя кабинетами.

Ritchie Blackmore in USA
Ritchie Blackmore in USA

Но, и конечно же был «секретный ингредиент».

Определённый шарм в звучании создавал модифицированный катушечный магнитофон Aiwa TP-1011. Он использовал его как предусилитель и иногда как эффект ленточного эха или дилей. Помимо усилителей Marshall магнитофон Aiwa TP-1011 был основным прибором формирования звука.

Гитара подключалась в микрофонный вход магнитофона. Ручкой регулировки уровня записи выставлялась степень искажения выходного сигнала. Затем звук подавался на предуселитель высоких частот Hornby Skewes Treble Booster, и только после этого шёл в усилители.

Hornby Skewes Treble Booster
Hornby Skewes Treble Booster

У магнитофона было три режима скорости: 4,76, 9,53 и 19,05 см/с. Используя и даже играя на разности скоростных режимов Блэкмор получал различные пространственные эхо-обработки.

Присмотритесь внимательно к концертным выступлениям тех лет, магнитофон всегда скромно стоит неподалёку от горки Маршалов. На некоторых выступлениях на магнитофоне нет плёнки, значит он используется только как предусилитель.

Был случай, когда Блэкмор приехав на концерт в Москву узнал что магнитофон затерялся в багаже. Маэстро потребовал отменить концерт. По счастью, магнитофон был найден и концерт состоялся.

Насколько мне известно никто из мировых звёзд ничего подобного не использовал.

Aiwa TP-1011 - инструкция
Aiwa TP-1011 - инструкция

Тюменская панк-группа «Инструкция по выживанию» в конце 80-х при записи дебютного альбома использовала кассетный магнитофон Электроника 324. Правда, там магнитофон играл роль не только предусилителя и фузза. Его 1,5 ватный динамик был призван заменить 200 ватную «горку Маршалов». Звук снимали микрофоном с динамика, результат был...соответствующим, любой желающий может ознакомиться. Я лет в 16 использовал ламповый магнитофон «Яуза» но в качестве комбика для занятий.

Ritchie Blackmore  & Aiwa TP-1011
Ritchie Blackmore & Aiwa TP-1011

Помимо магнитофона в средине 70-х Блэкмор эпизодически экспериментировал с напольными гитарными эффектами: Wah-Wah, UniVibe, Dallas Arbiter Fuzz Face, Octave Divider. Но, это были скорее приправы к основному аудио блюду Маэстро.

-9

Данной статьёй я не призываю бежать и искать катушечные магнитофоны что б использовать их в качестве предусилителей!

Во первых они громоздкие и тяжёлые, что весьма неудобно особенно на гастролях.

Во вторых, как правило магнитофоны эти уже далеко не в очень хорошем техническом состоянии.

Но при желании, магнитофон можно найти, да и вообще полностью воспроизвести тракт любого рок-гитариста. Найти аналогичное оборудование, инструменты, коммутацию, но вот нужно ли это?

Больше всего не бы хотелось вас вдохновить и задуматься о принципах, идеях и нетрадиционных подходах в формировании собственного звучания. Собственного!

Удачи!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, это важно!

Гораздо больше информации в группе: - вступайте! Там же можно записаться на индивидуальное занятие.

Заказать книгу - Глядя на дым - Воспоминания участника Свердловского рок-клуба.

#deeppurple #ritchieblackmore #рок #гитара