Москва наконец-то радует нас хорошей солнечной весенней погодой: можно вытаскивать яркие лёгкие сапожки и отправляться изучать очередные закоулки родного (хотя гостям столицы того же желаю!) города. Или, например, для разнообразия посмотреть не на закоулки, а на самое очевидное место -- на Красную площадь и украшающую её махину ГУМа. Зимой я рассказывала о ярмарке новогодних игрушек и моих приятных покупках, а теперь предлагаю посмотреть на ГУМ под более серьёзным углом -- с исторической и архитектурной точки зрения. Это самое оптимальное: по-моему, магазинов, доступных простым смертным, там с каждым годом остаётся всё меньше и меньше... хотя я слышала, что в кафе Bosco подают вкусные сырники за приемлемые деньги... но ладно, я обещала исторический экскурс!
Начнём, правда, из-за угла. В последние пару лет главная точка притяжения вблизи Кремля -- парк "Зарядье". На мой вкус, достаточно приятное место, хоть и без восторга, но всё ж лучше, чем мрачный пустырь на месте снесённой гостиницы "Россия". Только для начала стоит вспомнить, откуда пошло название (нет, это не команда мэра придумала!). Исторически так называлась местность, раскинувшаяся за торговыми рядами: «За-Рядье». Да и сама территория старого Зарядья населена была преимущественно торговыми людьми, в том числе иностранными купцами и еврейскими лавочниками.
Правда, уцелели сегодня только Верхние торговые ряды – известные нам как ГУМ. Нижние до наших дней не дожили, Средние почти полностью перестроили. Да и ГУМ сохранился чудом.
Нижние торговые ряды представляли собой простейшие лавочки, которые были снесены вместе со всей деревянной (по сути, трущобной) застройкой старого Зарядья в начале 1930-х годов. Так что ряды исчезли, а название – осталось. На Средние торговые ряды полюбоваться еще можно – это комплекс зданий, выходящих фасадом на Красную площадь. Они занимают квартал между Ильинкой, Варваркой, Хрустальным и Москворецким переулками – прилегают к Красной площади со стороны набережной. Оформлены они в новом «русском» стиле по проекту Осипа Бове после пожара 1812 года. В конце XIX века их реконструировали, создав тот ансамбль, который существует сейчас – детище архитектора Клейна. Однако самыми известными торговыми рядами остаются Верхние – те, которые москвичи сегодня знают как ГУМ и узнают как витиеватый старорусский теремок на Красной площади, работу Александра Померанцева.
Мастер неорусского модерна начал реконструкцию Верхних торговых рядов в 1888 году. Однако хотя это здание внешне напоминает о русской старине обилием башенок, резных элементов фасада и причудливостью форм, внутри ГУМ опережал свое время. То был один из первых магазинов, построенных по принципу европейского пассажа – объединения в одной крытой улице множества соседствующих отдельных магазинов. Кроме того, он единственный из своих современников сохранился до наших дней (парижский «Галери Лафайет» был построен в 1912 году, почти на тридцать лет позже). Так и совпало: типично русское убранство (каждый магазинчик – как теремок) при типично западном назначении здания. Кстати, я когда-то рассказывала об одном из храмов в Липецкой области, который практически полностью повторяет архитектурный сюжет ГУМа – только в уменьшенных пропорциях. А ещё Померанцев проектировал вокзальные павильоны на станциях Московской кольцевой железной дороги (нынешнего МЦК), поэтому экскурсии там так популярны – из-за желающих посмотреть русские теремки.
За техническое, современное оснащение здания ГУМа отвечал инженер Владимир Шухов (автор знаменитой башни на Шаболовке). Его работа – стеклянный купол-крыша, создающий ощущение торговой улицы под открытым небом.
Казалось бы, идеальный магазин и идеальное украшение главной площади города. Однако было и иное мнение... В 1935 году над ГУМом нависла угроза уничтожения. Тогда создавался новый Генплан Москвы, и универсальный магазин на нем отмечен не был – предполагалось, что в ближайшем будущем город проживет без него. Вот, как об этом говорил сам академик Алексей Щусев, один из идейных вдохновителей преображения Москвы:
ГУМа нет, он уничтожен. ГУМ Москве не нужен. Красная площадь, на которой стоит Мавзолей Ленина, слишком тесна, она должна быть расширена за счет ГУМа для того, чтобы дать возможность проходить по ней общественным демонстрациям.
Поддерживал такую позицию, разумеется, товарищ Сталин. По его замыслу центр Москвы должен был стать как можно более монументальным, рассчитанным на ряды демонстрантов, а не на пешеходов. Согласно проекту сталинской идеальной Москвы, был задуман сквозной проход от Кремля до здания Большого театра, потом до Лубянской площади и через Мясницкую улицу (где тоже предполагался снос старой застройки) до проспекта Сахарова и дальше в сторону Сокольников.
Место ГУМа должно было занять здание Народного комиссариата тяжелой промышленности – проект ее строительства предусматривал снос ГУМа и прилегающих к нему строений. Однако тогда победил другой проект – строительство высотки на территории Зарядья. Остатки застройки близ Китайгородской стены снесли – таким образом, разрушенное Зарядье фактически спасло ГУМ. Правда, высотка Наркомтяжпрома так и не появилась – только позднее на отведенном для нее месте выросла гостиница «Россия».
В 1947 году ГУМ собрались сносить во второй раз: ради строительства монумента Победы в Великой Отечественной войне. Проект был грандиозным: не пощадить могли не только универсальный магазин, но и здание Исторического музея, такое же витиевато-старомодное. На их месте должны были появиться новые трибуны, новое пространство для марширующих, и, может быть, памятник товарищу Сталину.
За это высказывались архитекторы Щусев, Борис Иофан и Дмитрий Чечулин. Однако этот проект, позднее названный «покушением на Красную площадь», тоже не был реализован. Об этом рассуждает уже наш современник, известный урбанист Григорий Ревзин:
За что Сталин решил снести ГУМ? Произвол на то и произвол, чтобы уничтожать произвольно. Могут быть личные причины. ГУМ мог не соответствовать его личному вкусу. Да и если посмотреть на Генплан Москвы – с уничтоженным Охотным рядом, со снесенным Храмом Христа Спасителя, с недостроенным Дворцом Советов и построенными гостиницей «Москва» и зданием Совнаркома – то понятно, что ГУМ в эту картину категорически не вписывался. Кудрявый какой-то. Удивительно, на самом деле не то, что он хотел снести ГУМ, а то, что в итоге ГУМ не снесли.
Верхние торговые ряды уцелели – то ли до них просто не дошли руки, то ли кто-то одумался. До 1953 года в здании ГУМа находились коммунальные квартиры. На современный взгляд – ужасные: водопровода не было в комнатах, газа тоже, удобствами служили общественные туалеты ГУМа. Однако, если верить рассказам очевидцев, люди отказывались переезжать оттуда, когда им предложили жилье в только что построенных пятиэтажках – слишком уж привычна была близость Кремля.
И, кстати, сразу после смерти Сталина был взят курс на новый образ ГУМа – именно лучшего магазина Москвы. Тогда современники воспринимали товарное изобилие, появившееся после 1953 года, и как символ возвращения к НЭПу, и как надежду на построение коммунизма в СССР. Ну а через несколько лет ГУМ прославился знаменитым показом Диора в Москве -- тем самым, фотографии с которого даже спустя полвека вызывают оживленные споры: мол, совсем убого смотрелись советские девушки рядом с парижскими манекенщицами или всё-таки терпимо?..
С коммунизмом, как известно, всё-таки не получилось. Зато красивый ГУМ уцелел. И, пожалуй, не так уж важно сегодня, что именно там продают: лично мне нравится даже просто зайти, купить вкусное мороженое и посмотреть на очередное сезонное оформление фонтана. И, как ни банально звучит, почувствовать себя туристами в родном городе и поймать немножко празднично-исторической атмосферы.
Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также: