«Старость не может быть счастьем.
Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество».
В.Сухомлинский
А что если человек привык к одиночеству и ему не важно, как к нему относятся другие?
Без людей проще. Людей старики раздражают.
К одной почтенной 95-летней даме зашел в гости (рядом проходил) родственник, муж племянницы. Не молодой, лет 60-ти. Она спросила: "Обедать будешь?", он ответил: "Не откажусь".
Дама накрыла на стол: первое, второе и чай с ватрушками.
Он сел обедать. Ложки и вилки поднял к свету, посмотрел - хорошо ли вымыты. Поморщился. Взял салфетку, стал их тереть. Потом водил пальцем по столу, пытался нащупать невидимую пыль.
На ее вопросительный взгляд ответил, что его полуслепая мать в старости мыла приборы плохо. И стол не вытирала. Он находил следы жира, крошки...
Обидел. Лучше бы отказался от обеда вообще, чем вот так.
Дама долго не могла уснуть ночью. Давление поднялось.
Героиня Людмилы Улицкой Алиса вопрошала:
"Почему старость наступает тогда, когда жизнь доведена до совершенства?".
Алиса принадлежала к той категории людей, которые знают, чего хотят от жизни и чего надо избежать любыми способами.
Ее жизнь была идеальна от выхода на пенсию и до этого момента. Можно сказать, самый счастливый этап жизни. В первой половине дня - небольшая подработка, а затем - полная свобода. Театры, книги, музеи.
Но возраст берет свое. Однажды у нее закружилась голова и женщина потеряла сознание. Очнулась через пару часов на полу своей квартиры, лежала лицом в ковер.
Поняла одно: старость ей не нужна. Вот такая. Синоним бессилия, беспомощности, зависимости от других. Алисе было 64 года.
Она долго думала, что делать. И решила, что ей нужно тесное знакомство с проверенным доктором. Врач пропишет ей порошок, она примет нужную дозу и не проснется. Чем не выход? Не сразу, а когда пожелает. Когда поймет, что все - финал, дальше - ничего интересного.
Врач нашелся. Брат подруги. Выслушал просьбу, сказал, что подумает. Неделю. Потом даст ответ. Алиса пообещала отблагодарить.
Через неделю врач назначил встречу и сказал, что берет ответственность за здоровье Алисы на себя. А через несколько месяцев встреч позвал ее замуж. Женщина хотела отказаться, но врач настаивал. Торжество было тихим, домашним. Жили хорошо, мужчина не разорял кокон уюта и покоя, который Алиса свила для себя.
Вмешалась судьба. Жизнь врача неожиданно оборвалась, а его только что родившая 40-летняя дочь тронулась умом.
Алисе ничего не оставалось, как взять новорожденную девочку домой. А порошок она успеет принять. Сейчас не время.