По специальности я телевизионный журналист. Последние несколько лет работаю сценаристом документальных фильмов и программ, собираю из отснятого корреспондентами материала тот продукт, который потом увидят зрители.
Когда автор готовит фильм или программу, он глубоко проникает в тему, знакомится с героями, по-своему привязывается к ним. Порой так жаль, что зрители увидят лишь маленькую часть, крошечные фрагменты интервью, и столько интересного останется за кадром…
Именно эта мысль подтолкнула меня к тому, чтобы начать писать книги.
Герои
В моих книгах нет положительных и отрицательных персонажей. Все как в жизни. Есть люди со своими сильными сторонами, достоинствами, недостатками и пороками. Кроме того, в процессе повествования герои меняются, проживая определенные события, взрослеют.
Как правило, у персонажей есть прообразы в реальной жизни – это мои друзья, родственники, знакомые, участники фильмов и программ. Но надо понимать, что книжный герой будет совсем не похож на свой прототип, он возьмет лишь какие-то черты, которые важны для этой истории. Плюс – вымышленный сюжет. И вот реального человека уже узнать довольно трудно.
Кстати, чаще всего у главных героев два-три прототипа, но бывало и наоборот – в одном романе два непохожих персонажа написаны с одного человека (разные стороны личности, периоды жизни).
Имена героев
Всегда придумываю. Если есть в жизни прототип, имена не совпадают, и даже не созвучны. Чаще всего выбираю по справочнику, чтобы не повторялись имена главных героев других моих романов.
Раньше принцип был другим. В поисках имени для персонажа я смотрела по сторонам. Если взгляд падал за окно, герой мог получить имя соседа по даче. Если на книжную полку – автора какой-нибудь методички, почему нет.
Сюжет
Сюжет, в целом, всегда вымышленный. Я придумываю героев, а уже потом – те события и обстоятельства, которые могли бы свести их вместе. Порой это бывает очень долгий путь друг к другу, как в «Небесном сапфире», например.
А бывает, что все происходит совсем быстро, как в «Невесте янтарного короля» – за одно лето. Героиня сначала замуж вышла, а уже потом призналась себе, что влюбилась.
Из жизни беру иногда отдельные ситуации, особенно это касается профессиональных моментов.
Исторические линии
Очень люблю включать в повествование исторические линии. «Небесный сапфир» рассказывает о судьбе вертолетчика, служившего в Афганистане, и параллельно о том, как в те годы зарождался российский шоу-бизнес, в котором пытается выживать героиня.
Роман «Мисс Магадан» переносит в девяностые, а в «Невесте янтарного короля» одна из любовных линий посвящена истории русского офицера и немки, которые встретились во время штурма Кенигсберга.
Это самая интересная часть моей работы, но и самая сложная. Потому что никакие исторические сводки и документы тут не помогут. Нужны впечатления реальных участников событий, простые и честные ответы на вопросы:
- «Что действительно при этом чувствуешь?»
- «А что в голове-то было?»
- «Как оно на самом деле все выглядело?»
- «Ну и зачем ты?..»
- «А вот такое могло быть, я в интернете прочитала, или это нереально?»
- «Мне нужно, чтобы герои как бы погибли, но не совсем, потому что потом он ей скажет… Можешь подобную ситуацию вспомнить?»
Это самый дорогой подарок автору. Живые свидетельства о том времени, о котором он пишет.
Бывает наоборот, случайно услышанные истории подталкивают к тому, чтобы книгу написать. К счастью, люди часто готовы рассказывать о своей работе и участии в каких-то событиях, если видят, что тебе действительно интересно.
Я могу, например, познакомиться в очереди с замечательной бабушкой, обменяться с ней телефонами, напроситься на чай, а потом неделю ходить окрыленной. Ведь я уже вижу хрупкую девушку и Мамаев курган…
Конечно, автор не может освоить все интересные профессии, пожить во все времена во всех странах. Но он должен стремиться к достоверности.
Особенно ценно, когда пожилые люди пишут: «Да, так действительно было… Я как будто попала назад… Спасибо». Или представители упомянутых в книге профессий признаются: «Как будто про меня», «Спасибо, что написали про нас».