Найти в Дзене
Бумажный Слон

Не оценили

С Зинаидой Николаевной недавно приключился маленький казус. Совсем небольшой, можно сказать, крохотный. Однако для чувствительной души обидный. Дело было так.

Совершила Зинаида Николаевна покупки в любимом социальном магазине. Покупать со скидкой по специальной карточке всегда приятно. Зинаида Николаевна любила все специальное : спецпаек, спецобслуживание, специальную социальную карточку. Да и пенсию она получала специальную, по потере кормильца, бывшего Большого Человека. Пенсия была много выше зарплат в их городе, но скидкой в магазине пенсионерка пользовалась регулярно: положено.

Итак, кассирша сказала:

-- Ваша сдача.

И Зинаида Николаевна отошла от кассы в некотором недоумении, что-то показалось ей не так в означенной сумме. Пришлось заняться чеком. Кассирша была еще той тварью: несколько раз пыталась обсчитать то на пять, то на десять копеек, но не на ту напала. Зинаида Николаевна всегда стояла за справедливость, а скандалы с администрацией яркими красками расцвечивали серые будни пенсионерки.

В предвкушении законного торжества Зинаида Николаевна внимательно сверила сумму и обнаружила невообразимую вещь: ее не обсчитали, а, наоборот, взяли меньше! Кофе стоил двести пятьдесят семь рублей, а в чеке было пробито сто.

Любой из нас, даже самый честный, любит покупать подешевле. От радости у женщины зачесалась левая рука, а внизу живота стало приятно.

-- Бог услышал мои молитвы! -- подумала она в радостном возбуждении и издали торжествующе глянула на кассиршу. Та, ни о чем не подозревая, продолжала механически отбивать клавишную чечетку.

-- Будет знать как обижать бедных пенсионеров!

Зинаида Николаевна никогда не относилась к категории бедных пенсионеров, впрочем, как и к категории бедных служащих, рабочих и разных ассенизаторов. По правде сказать, и работала она мало и непыльно, однако в беседах с обиженными стариками о нелегкой жизни всегда соглашающе цокала и поддакивала. На всякий случай.

-- Надо на что-то нужное потратить, не каждый день магазин в прогаре. Пойду в кафе посижу, -- подумала Зинаида Николаевна и тут же усмехнулась собственной мысли. На сто рублей не посидишь, а добавлять как-то не хотелось. Хотелось получить чистую финансовую прибыль без примеси собственных затрат.

-- Пойду куплю краску для волос, все равно надо прическу поправлять, -- решила Зинаида Николаевна, но с досадой вспомнила, что краска стоит намного больше ста пятидесяти семи рублей.

Торжество от незаконной прибыли начинало выцветать с невообразимой скоростью. Настроение падало и нужно было что-то срочно придумать.

-- Господи, что делать, что делать?

И тут многострадальную голову пенсионерки посетила удивительная мысль: надо совершить благородный поступок! Трудно сказать, чем была вызвана эта мысль. Может быть, частое обращение к богу принесло свои плоды, или вспомнилась сокурсница Катя, бывшая учительница, подрабатывающая к пенсии мытьем подъездов в доме Зинаиды Николаевны. Она ходила в церковь и говорила:

-- Доброе дело воздастся сторицей!

Сторицей... Неплохо, тем более что на носу была Пасха, а в это время курс акций добрых дел всегда неуклонно стремится вверх.

-- Решено! Верну деньги! Спасу кассиршу! Спасу ее детей! Совершу благородный поступок!

Зинаида Николаевна представила удивление кассирши, слезы благодарности на ее глазах, восхищение покупателей, слова признательности администрации магазина. И даже тепленькое местечко в призрачном месте под названием «рай», в который, однако, Зинаида Николаевна не торопилась: ей и здесь было неплохо.

Вы думаете, что нашей героине ранее чужды были высокие порывы благородства и прекрасные поступки самоотречения? О, вы глубоко заблуждаетесь! Пенсионерка буквально сочилась благородством и исходила добродетелью! Ярким примером может служить случай с ее родной сестрой, умудрившейся погореть в собственном доме. Не только отзывчивая, но и мудрая Зинаида Николаевна моментально протянула недрогнувшую руку помощи в виде ссуды под совсем небольшой процент, меньший, чем в ином банке. Сестре деваться было некуда, и вот уже несколько лет наша героиня пожинала плоды своего замечательного поступка в виде пухленьких пачек золотого эквивалента.

Но верхом благородного самоотречения Зинаиды Николаевны можно считать случай с племянником мужа, малышом, оставшимся сиротой. Мальчик был хорошенький, с доверчивым взглядом синих глаз и наивно вздернутым носиком. Зинаиде Николаевне было очень жалко ребенка, и она даже немного всплакнула светлыми слезами чистого сочувствия. Супруг предложил было усыновить племянника, но предложил как-то вяло, без особого энтузиазма. Своих детей у них с Зинаидой Николаевной не случилось, и они привыкли жить для себя. Зинаида Николаевна представила суету с учебой, болезнями, друзьями, которые будут приходить в гости к мальчику, играть, кричать...А ведь муж после важных свершений так нуждается в тишине и покое. Придется делать ребенку замечания, ругать, наказывать, что конечно же, негативно повлияет на хрупкую детскую психику. Да и ковры..

В общем, племянник оказался в детдоме, а Зинаида Николаевна повадилась восклицать во время ссор с мужем:

-- Я пожертвовала ради тебя самым дорогим — своим материнским инстинктом!

Несколько раз они посетили сиротку в его приюте, но потом ходить перестали: мальчик становился таким дерзким, таким непослушным, таким неблагодарным!

Итак, решение было принято, и будущая благодетельница уверенным шагом направилась к кассе.

-- Что у Вас?-- неприязненно спросила кассирша. Она не любила высокомерную старуху и даже несколько раз ошибалась со сдачей под ее внимательным недобрым взглядом.

-- У меня…,-- торжествующе начала Зинаида Николаевна, но в очереди перед кассой завозмущались:

-- Что такое?

-- Она здесь не стояла!

-- Женщина, вы куда?

Зинаида Николаевна снисходительно бросила в волнующуюся толпу:

-- Успокойтесь и не кричите, дело в том…

-- А нам по барабану в чем дело, -- зло перебил ее мужичок беспокойного вида. -- Встань бабка в очередь, все дела по порядку.

Картина триумфальной победы честности и благородства была несколько смазана непристойным поведением толпы, но наша героиня отличалась упрямством и всегда доводила начатое до конца. Гордая и несломленная неудачей Зинаида Николаевна встала в очередь.

Минут через десять пенсионерка опять оказалась перед унылой кассиршей. Та обреченно спросила:

-- Опять что-то со сдачей?

-- Да нет, милая, сегодня ты не меня обсчитала, а себя. За кофе взяла на сто семьдесят пять рублей меньше. Конечно, попадись другой человек, он бы и не признался, но я...

-- Надя!-- вдруг заорала кассирша.-- Сюда подойди, тут кофе не отбивается!

Зинаида Николаевна немного смешалась, но попыталась продолжить заготовленную речь:

--Так вот, я, как честный и глубоко порядочный человек…

-- На-а-дя!! - завопила кассирша еще громче. - Ты где?

Прискакала администратор Надя, и они с кассиршей громко зачирикали на своем профессиональном языке. В очереди заволновались.

-- Что случилось?

-- Почему так долго?

-- Какое безобразие, столько народу — и всего одна касса!

Подогреваемая интересом волнующейся толпы, Зинаида Николаевна продолжала гнуть свое:

-- Я, как глубоко честный и порядочный человек, не смогла присвоить эти деньги...

-- С вас сто пятьдесят семь рублей, -- обращаясь к нашей героине, выдала кассирша.

Зинаида Николаевна, в очередной раз грубо прерванная посреди триумфальной речи, молча застыла памятником самой себе.

-- Женщина, деньги платите,-- строгим голосом обратилась к ней администратор Надя.

-- Эй, бабка, давай, шевелись,-- раздалось из толпы.

-- Ну что за безобразие, когда, наконец, ее рассчитают?

Наша героиня, в своем благородном упоении совсем забыла о конечном результате своего поступка — возврате денежек. Дрожащими руками она полезла в портмоне и под враждебными взглядами очереди и равнодушными администратора и кассирши выцарапала на свет тысячу.

-- А мельче нет?

Зинаида Николаевна мотнула головой. Все пошло не так, как рисовалось, и силы вдруг покинули пенсионерку. Закружилась голова, ноги задрожали, зашумело в ушах и стало немного подташнивать. Ослабевшей рукой она не глядя забрала сдачу, медленно отошла от кассы, постояла немного и и смиренно поковыляла домой. В отяжелевшей голове гипертоническим набатом стучали два слова:

-- Не оценили…

Автор: Первый

Источник: http://litclubbs.ru/articles/13644-ne-ocenili.html

Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Литературные дуэли на "Бумажном слоне" : битвы между писателями каждую неделю!

Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб.